10. Рефлексия (1 мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организацион-ный этап. Мотивация изучения темы. Цель: обеспечить рабочую обстановку на уроке. включить учащихся в учебную деятельность. | Слово учителя: «Станет ли кто в наше время отрицать, что человек должен быть здоров и интеллектуально развит. Для развития умственных способностей, также как и для физического развития тоже необходимы упражнения. Это математические задачи. Сегодня вы посоревнуетесь в умении решать задачи, применяя смекалку и сообразительность. Девизом к нашему уроку я хочу предложить такие слова «Каждое дело творчески, иначе зачем?» | Слушают речь учителя, психологически настраиваются на продуктивную работу. | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выделять нравственный аспект поведения. |
Актуализация опорных знаний: Цель :организо -вать познавательную деятельность учащихся | 1 Какие функции вам известны? 2 Какой формулой задаётся каждая из этих функций? 3 Как называется переменная х и у в формуле задающей функцию? Что является графиком этих функций? В чем их сходство и различие? Как влияет коэффициент k на график функции? | Отвечают на вопросы: 1.Линейная функция, прямая пропорциональность. 2.у=kx+b ;y=kx. 3. Аргумент(х)- независимая переменная),функция(у) – зависимая переменная) 4. Графиком линейной функции и прямой пропорциональности является прямая, но у прямой пропорциональности график проходит через начало координат. 5.Если k больше нуля, то прямая возрастающая, Если k меньше нуля, то прямая убывающая. | Регулятивные: высказывают свои мнения Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке. Коммуникативные : умеет слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном действии. Познавательные: учащиеся вспоминают, отвечают. |
| Открывается слайд №1. Задание 1: График функции у= -3х + 5 проходит через точку, а) абсцисса которой -2. Какова ордината этой точки? б) ордината точки равна-4. Найти абсциссу точки. Открывается слайд №2
 Вопросы: 1)График какой функции лишний на рис. 1? Почему ? 2) На каком рисунке изображен график прямой пропорциональности? Почему? 3)На каком рисунке у линейной функции отрицательный угловой коэффициент? Почему?
Слайд №3: 
4.Ученик допустил ошибку при построении графика одной из функций. На каком рисунке эта ошибка? Почему?
Слайд №4 5) На рисунке изображены графики функций у=2х, у=-2х, у=х+2 .Рассмотрите расположение прямых в координатной плоскости и укажите, какая формула соответствует каждой из них. 6) Как построить график линейной функции?
8) Как могут располагаться на плоскости две прямые относительно друг друга? | Учащиеся заполняют таблицу
Проверка: один ученик на доске.
Отвечают устно. Один у доски(объясняет и показывает)
1)График №4. На графике изображена кривая 2) График прямой пропорциональности изображен на рисунке №1, №5, так как прямая проходит через начало координат. 3) На рисунке №1 у линейной функции угловой коэффициент отрицательный, так как функция убывает.
Ученик допустил ошибку при построении графика функции у=1,5х,так как это график прямой пропорциональности, проходит через начало координат
учащиеся устанавливают соответствие. Один ученик у доски.
Для построения графика линейной функции достаточно найти координаты двух точек графика, отметить эти точки в координатной плоскости и провести через них прямую линию
На плоскости прямые могут пересекаться, быть параллельными и совпадать.. | |
Введение в тему. Постановка учебных задач. Цель: обеспечить целеполага-ние.
| Мы с вами знаем, что графиком линейной функции является прямая, поэтому графики двух линейных функций тоже могут быть параллельными, могут пересекаться и совпадать. А теперь выясним, что нового должны узнать на уроке, что выяснить, чему научиться? На основе предыдущих рассуждений попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. Учитель корректирует ответы учащихся. Тема урока: Взаимное расположение графиков линейных функций. |
Взаимное расположение графиков линейных функций.
Записывают тему урока в тетрадях. |
Регулятивные: способность к волевому усилию
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи |
Целеполага-ние Цель: самостоятель ная постановка целей урока, которую нужно достичь.
| Выясним, что должны узнать на уроке. Попытайтесь самостоятельно поставить цель, которую вы хотите достичь.
А сейчас вы выполните практическую работу, которая поможет вам ответить на поставленные вопросы. | Возможные ответы: – Должны рассмотреть параллельность, пересечение и совпадение графиков линейных функций; – Графики, каких линейных функций параллельны, пересекаются, совпадают; – От чего зависит параллельность, пересечение, совпадение графиков линейных функций; – В каком случае графики двух линейных функций параллельны, в каком случае пересекаются, в каком случае совпадают. | Регулятивные: под руководством учителя ставят цели урока и планируют пути их достижения.
Коммуникативные: выражают свои мысли в устной форме. Познавательные: вспоминают знакомые понятия, предлагают варианты ответов, высказывают свое мнение. |
Ознакомление с новым материалом Цель: создать условия для введения нового материала.
| слайд № 5 Задание№1. В одной системе координат постройте графики функций: y=2x-3; y=2x+3; y=2x слайд № 6 Задание№2. В одной системе координат постройте графики функций: y=2x-5; y=-x+2; y=0,5x+1 Учитель: – В итоге выполнения заданий у вас в тетради должно быть изображены две системы координат, в каждой из которых обязательно по три графика – Обратите внимание на доску. Рассматриваем выполнения задания №1. –Посмотрите на формулы, задающие графики этих функций, что вы заметили? –Обратите внимание на то, как расположены графики этих функций? – Какой вывод можно сделать, сопоставив запись формул, задающих функции и взаимное расположение их графиков?
- Как графики данных функций располагаются по отношению к оси ох?
- Верно, и этот угол зависит от коэффициента, который называется угловым коэффициентом прямой графика функции Отметьте на чертеже углы наклона графиков функций к оси ох .Что можно сказать об углах наклона этих прямых к оси Ох? Работаем над заданием №2. Учитель задаёт аналогичные вопросы, а также обращает внимание на то, в какой точке пересекаются прямые.
|
Учащиеся выполняют практическую работу.
Коэффициенты при х одинаковые.
Графики данных функций параллельны.
Возможные ответы:– Когда коэффициенты равны, то графики функций параллельны. – Графики линейных функций параллельны, если коэффициенты при х одинаковые
.
Возможные ответы: – Графики пересекают ось.
Графики данных функций наклонены к оси ох под одним и тем же углом.
Возможные ответы: – Коэффициенты при х различные. – Графики пересекаются. – Прямые пересекаются в точке ().. Графики пересекаются, когда коэффициенты при х различны. | регулятивные: постановка учебной задачи, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция; познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, выбирает способ решения проблемной ситуации, проводит рефлексию действий, совместно с учителем создает алгоритм деятельности. коммуникативные: умеет слушать вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности: Личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности. |
Физкультминутка Цель: сохранение физического здоровья | Организует проведение гимнастики. (здоровье сберегающая технология)После такой работы нужно потянуться и распрямить свой позвоночник. -Мы засиделись. Нужно расправить свои плечи и потянуться. Встанем. Выпрямимся. Начинаем нашу разминку. Ось ординат. Раз. Два. Потянулись. Ось абсцисс. Потянулись. Прямая у=kx+b. k – положительное. Наклон вправо. Потянулись. k – отрицательное. Наклон влево. Потянулись. И ещё раз. Закроем глаза, проделаем круговые движения глазами влево, вправо, откроем глаза и быстро поморгаем. | Выполняют гимнастику | Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приемами сохранения физического здоровья. |
Работа по учебнику.
Первичное осмысление и закрепление изученного материала Цель: создать условия для первичного осмысления и закрепления полученных знаний | – Откройте учебник на странице 73 и проверьте, правильные ли мы с вами сделали выводы. – Обратите внимание на цели, которые вы поставили в начале урока. – На какой вопрос осталось ответить?
Задание 3: Построить графики следующих функций  и сделать вывод. В каком же случае графики двух линейных функций совпадают?
-Если графики пересекаются, то каким образом определить координаты их точки пересечения
слайд №7 Задание 4: Как располагаются графики функций?: y=2-7x и y=-7x-3; y=2x+5 и y=3-4x; y=3x и y=-5+3x.
Задание 5 Найдите координаты точки пересечения графиков функций y=10х-8 и y=-3х+5
| Работа с учебником.
-В каком случае графики двух линейных функций совпадают.
Строят графики данных функций.(Обмениваются тетрадями) Делают вывод: ( к1=к2, в1= в2; графики совпали) Учащиеся, выполнив задание , убеждаются с выводом учебника о взаимном расположении графиков функции, если у них к1=к2, в1= в2
-Из точки пересечения опустим перпендикуляр на ось абсцисс. Находим координату х. Опустим перпендикуляр на ось ординат. Находим координату у.
Для проверки правильности выполнения задания, учащиеся с помощью карточек зеленого и красного цвета показывают правильный ответ. Если графики функций пересекаются, то показываем карточку красного цвета, если параллельны – зеленого, желтая- затрудняюсь ответить.
Ребята решают данное задание в парах ( проверяют друг у друга ,обменявшись тетрадями) (1;2)
| Регулятивные: Реализует пути достижения целей, учатся контролировать свои действия. Учатся оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы по ходу их выполнения.. Познавательные: умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, умение вести поиск и выделять необходимую информацию, умение сравнивать полученные результаты с выводами учебника.
коммуникативные: осуществляют контроль действий с помощью сигнальных карточек: красная – пересекаются, зеленая - параллельны, желтая- затрудняюсь ответить. |
– Откройте учебник на странице 80 и найдите номер 327(в ,г). | Работа с учебником. Выполняют задание № 327 (в , г). Обмениваются тетрадями. Один ученик объясняет решения №327(в).Второй ученик объясняет решение №327(г) | |
Самостояте-льная работа учащихся Цель: создать условия для осмысления полученных знаний | Самостоятельная работа учащихся. 1 вариант 1) Подберите и вставьте вместо знака вопроса такое число, чтобы графики функций: а) у = 12х – 8 и у = ?х + 4 пересекались б) у = 12х – 8 и у = ?х – 1 параллельны в) у = 12х – 8 и у = ?х – ? совпадали 2) График функции у = kх + b проходит через точку А(-3, 2) и параллелен прямой у = -4х. Найдите k и b. Напишите получившуюся формулу . 3) Не выполняя построения , найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции у=10х – 8
| Работа по вариантам.Взаимопроверка
| Личностные:
умение переносить новые знания в новые условия. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные : способность понимать учебную задачу, ориентироваться в изученном материале |
| 2 вариант 1) Подберите и вставьте вместо знака вопроса такое число, чтобы графики функций: а) у = 15х – 5 и у = ?х + 4 пересекались б) у = 15х – 5 и у = ?х – 1 параллельны в) у = 15х – 5 и у = ?х – ? совпадали 2) График функции у = kх + b проходит через точку А(-4, 1) и параллелен прямой у = -2х. Найдите k и b. Напишите получившуюся формулу . 3 Не выполняя построения , найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции у=6х-3
|
.
| |
Домашнее задание Цель:дать инструкцию по выполнению домашнего задания.
| Задача этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Обязательное: №327 (а,б), 367 (а, б) Дополнительное № 369 Творческое №373 | Ребята записывают домашнее задание | Регулятивные умения: - Уметь концентрировать внимание |
Подведение итогов урока. Оценивание учеников. Цель: подвести итоги урока, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке | Учитель: Какая была сегодня тема урока? Какие открытия мы сделали? Сформулируем открытые правила? Ученики дают ответы. Каждый верный ответ – 1 балл. Учитель оценивает работу на уроке , выставляет оценки, учитывая степень оригинальности, самостоятельности, правильности ответов.
| Учащиеся отвечают на вопрос учителя | Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке Личностные: Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной математической речи |
Рефлексия Цель: создать условия для формирова-ния навыков самоанализа | А теперь заполните, пожалуйста, листочки на вашем столе .
Фамилия, имя | продолжи предложение | Сегодня я узнал, что… | У меня хорошо получилось… | Меня удивило… | Я хотел(а) бы еще… |
| Заполняют листочки | Познавательные: учащиеся анализируют свою деятельность на уроке. Регулятивные: учатся адекватно оценивать свои возможности в достижении цели, уровень реализации поставленных задач. Учащиеся учатся оценивать планируемые результаты. Коммуникативные: Адекватно используют языковые средства для отображения своих мыслей и чувств, мотивов действий |