Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСА
Программа «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») автор А.А.Плешаков
учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2018г.
Цели урока:
Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов.
Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком
Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Предметные умения:
Узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества;
- выделять экологические связи в лесу;
Метапредметные умения:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;
Оборудование:
Таблица «Ярусы леса», иллюстрации животных, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Жизнь леса»,толковый словарь Ожегова, учебник,
Дидактические материалы: карточки для работ групп, оценочный лист.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы! Садитесь.
- И мы сегодня, работая в группах должны будем ответить на один вопрос. Какой? – спросите вы. Скажу чуть позже.
Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».
II. Повторение пройденного материала.
1. Наблюдение за погодой.
- Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?
- Какой была температура воздуха?
- Были ли осадки?
- Был ли ветер?
Вывод: Молодцы! Вы очень наблюдательные.
2. Работа с оценочным листом.
- Возьмите свои оценочные листы и выполните 1задание. СЛАЙД 1
III. Сообщение темы и целей урока
Здравствуй, вольная природа
Лес - великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена СЛАЙД 2
- О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь?
(О лесе. Леса- занимают большую часть страны) КАРТА Слайд 3
- Давайте вспомним какие леса встречаются на территории России?
Плакаты
- Мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.
- Отправляемся в экспедицию. В ходе нашей научной деятельности будут работать 3 группы: ботаников, зоологов и экологов.
ТАБЛИЧКИ
IV. Актуализация опорных знаний.
Ученые называют лес природным сообществом и мы должны понять, почему?
- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? СЛАЙД
- Подумайте, что это означает?
По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”.
Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Слайд
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
(Ставят цель: Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)
- Нашу работу я хочу начать со сказки
Сказка о художнике, который решил нарисовать лес
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, зайца, белку!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили они, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез.
А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес! (Показ картины «Лес».) СЛАЙД 7
V. Работа над новой темой
- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)
- Может кто-то вспомнит, как по-научному называются эти этажи?
По - научному лесные «этажи» называют ярусами.
- Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.
Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания. - (Слайд 8)
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.
- Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М. Пришвин. Слайд 6
1. Работа в группах.
Ботаники Расположите ярусы и растения в нужном порядке.
Зоологи «Расселить животных леса по их «квартирам».
Экологи- прочитают стихотворение Ладдоникова и расскажут о правилах поведения в лесу.
Выступление первой группы. Ботаники
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения. Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной.
Деревья образуют верхний ярус, который состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как :дуб, сосна, ель, клён.
Ниже располагаются теневыносливые деревья рябина, черемуха.
Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.
К этому этажу можно отнести такие растения, как калина,
смородина, шиповник, черника.
3 ярус- травы: подорожник, ландыш, земляника, ромашка и др.
На самом нижнем «этаже» леса располагаются мхи и лишайники. По научному лесные «этажи» называют ярусами.
МИКРОИТОГ: Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений, полному использованию солнечного света. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место. Слайд
Физкультминутка
Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями.
Мыс вами входим в лес. (Посмотрели вправо, влево)
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Рассказ о животных. Зоологи
Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.
Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых. Растения жить без животных, а животные без растений не могут. Они живут как бы семьей, помогая друг другу. Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена. Слайд 9
Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.
- Приведите пример цепи питания.
3. Фронтальная работа
- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы.) (Слайд 11)
- Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса?
Найдите ответ в статье «Нужны ли лесу грибы?»
Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.
- Так каким будет ваш ответ?
МИКРОИТОГ: Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. Слайд
«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.
- Так ли это? Кто может уничтожить лес?
Послушаем, что приготовила нам третья группа. Экологи
Чтение стихотворения
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину - сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех - сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
(Т.Ладонников)
- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса! (Слайд 14)
Мы хотим напомнить всем правила поведения в лесу, чтобы не навредить природе.
VI. Закрепление
- Почему лес называют природным сообществом?
Прочитайте вывод на странице 169.
Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.
Лес- природное сообщество. Слайд
Проверочный тест. -А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные - знаком «-».
12 декабря – День Конституции.
Рефлексия.
- Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу.
Давайте вспомним тему урока.
Расскажите, чему вы научились по схеме. Слайд
- Оцените свою работу. ( оценочный лист урока)
Домашнее задание Заповедники ХМАО
Оценочный лист
______________________________
1. Проверка домашнего задания.
1. Перегной - это:
А) верхний, плодородный слой земли; Б) сгнившие остатки живых организмов; В) ценный вид почв России.
2. Участником почвообразования является:
А) мышь; Б) крот; В) дождевой червь.
3. Верхний, плодородный слой земли - это:
А) почва; Б) перегной; В) чернозем.
4. 1 сантиметр почвы образуется за:
А) 30 лет; Б) 300 лет; В) 3000 лет.
5. Самый ценный вид почв в России:
А) подзолистая; Б) черноземная; В) болотная.
2. Тест. «ДА» - + ; «НЕТ» ---.
1.Растения в лесу растут ярусами. | |
2.Животные делят ярусы между собой. | |
3.На деревьях обитают кроты и землеройки. | |
4.Грибы помогают расти деревьям. | |
5.Лось – хищник. | |
6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает. | |
7.В лесу можно шуметь. | |
8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия. | |
3. Моя оценка за урок