Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02
с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл.адрес: nskoshi@govrb.ru
Конспект урока: «Нанесение рисунка и раскрашивания разделочных досок»
Учебный предмет: «Профильный труд» («Столярное дело»)
Март 2024 г.
Конспект урока
Тема: «Нанесение рисунка и раскрашивания разделочных досок».
Цель: -Познакомить учащихся с техникой нанесения рисунка на деревянную поверхность;
-Развить творческие способности и воображение учеников;
-Показать процесс раскрашивания и отделки разделочных досок.
Познавательные:
Познакомить детей с разнообразием видов росписи разделочных досок;
Рассказать учащимся о многообразии видов композиций;
Познакомить с этапами выполнения составления композиции шаблонов.
Обучающие:
Обучить планировать и анализировать трудовое задание, используя полученные шаблоны;
Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами.
Развивающие:
Формировать наблюдательность;
Формировать эстетические чувства, интерес к столярному мастерству;
Расширить кругозор школьников;
Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД;
Развить такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе;
Развить творческую фантазию и воображение;
Воспитательные:
Воспитать интерес к изучению предмета;
Воспитать стремление своими руками создавать прекрасное;
Оборудование:
Для учителя: мультимедийное оборудование, наглядные пособия, шаблоны
банка для воды, бумажная палитра, карандаш.
Для учащихся: Краски гуашевые, кисти, палитра бумажная, банка для воды, бумага А4, заготовка разделочной доски, шаблоны, копировальная бумага карандаш, копировальная бумага, образцы узоров, образцы готовых изделий.
Ход урока:
Организационная часть (0,5 мин)
Учитель: «Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами будем наносить рисунок на поверхность заготовки разделочной доски и раскрашивать. Давайте вместе подумаем что нам потребуется для выполнения работы?
Ученики: «Отвечают ученики».
Учитель: Тема нашего урока: «Нанесение рисунка и раскрашивания разделочных досок»
Повторение.
Особенности ручной обработки древесины; технология изготовления изделий из древесины; виды, применение и выполнение резьбы; требования к качествам человека, выполняющего резьбу; правила безопасности труда и личной гигиены, технология изготовления резных изделий.
Вводный инструктаж.
Выдача задания и распределение по рабочим местам, инструктаж по выполнению работы. Работы распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей учеников.
Виды резьбы и способы разметки рисунка для выполнения резьбы.
Артель - добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки (групповая солидарная ответственность, когда все члены отвечают за обязательства одного. Современные формы артели – это различные акционерные общества, кооперативы, малые предприятия, товарищества и т.п.
Правила безопасности.
Надежно закреплять заготовки на верстаках, тисках или приспособлениях.
Не отвлекаться от работы, не покидать рабочее место.
Быть осторожным при работе со стамеской, косым ножом. Не ходить с ними по мастерской , не передавать их или передавать только ручкой вперед.
Резание стамеской выполнять только от себя, при резьбе косым ножом левую руку не держать на линии резания.
Запиливать бруски плавно, без рывков.
Соблюдать порядок на рабочем месте и трудовую дисциплину.
Физ. минутка.
Разминка мышц спины, кистей рук, гимнастика для глаз.
Текущий инструктаж.
№ п/п
Последовательность выполнения работы
1.Закрепить заготовку, изделие.
2.Подобрать рисунок.
3.Правильно расположить и закрепить рисунок и копировальную бумагу или шаблон, трафарет на заготовке.
4.Обвести рисунок по контуру.
5.Произвести контроль, чтобы не было пропусков.
6.Снять шаблон, рисунок или трафарет.
7.Произвести контроль, устранить дефекты – провести недостающие линии.
Произвести контроль, устранить дефекты – провести недостающие линии.
«Азбука» геометрических элементов.
Перед началом разметки определяют положение узора на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы решить, в каком направлении резать. Поэтому учащимся напоминают технику резания, чтобы правильно подобрать и расположить рисунок на заготовке.
Техника резьбы:
Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра. Носок косяка с нажимом вводят на полную глубину, а пятку косяка подводят к одной из вершин треугольника, затем прорезают линии по всей длине окружности розетки, вращая заготовку, а затем режут грани лучей по направлению слоя древесины. Боковые грани срезают за один или несколько приёмов, обязательно грань в грань, косяк держат наклонно. При резьбе розетки пятка косяка должна доходить до её центра, не врезаясь в глубину, только в этом случае вершины лучей розетки получатся без сколов.
Практическая работа.
Совместно с учащимися планируется нанесение рисунков на поверхность заготовок для выполнения резьбы .
Подробно учащимся излагается процесс и способы нанесения разметки (рисунков и элементов) на поверхность; производится обход рабочих мест с целью: оказание помощи при выполнении отдельных операций, при необходимости напоминаются основные сведения по тому или иному виду работы; демонстрируются отдельные приёмы работы; производится контроль соблюдения техники безопасности, техники выполнения рабочих приёмов, дисциплиной; особое внимание уделяется организации безопасной работы и безопасным приёмам работы. Учащиеся выполняют операции по нанесению рисунков и элементов для выполнения резьбы, производят взаимный контроль работы.
Индивидуальная работа.
Слабые учащиеся выполняют раскраску рисунка цветными карандашами без нанесения на заготовку, средние – разметку контурной резьбы по шаблону, сильные – разметку геометрической резьбы с помощью линейки.
Рис. Элементы контурной резьбы: геометрический и растительные орнаменты.
Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Резьба выполняется в два приёма – надрезание и подрезание. Нож-косяк держат лезвием на себя и несколько наклонно, вводят лезвие в древесину и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки. Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делается подрезка уже надрезанного контура. В результате из под ножа выходит трёхгранная полоска – «соломка», а на заготовке получается трёхгранная выемка. Контурную резьбу можно выполнять не только ножом-косяком, но и более сложными фигурными инструментами – резцами-стамесками полукруглого или углового сечения.
Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается некоторой жёсткостью, резкостью, однообразием. Чтобы повысить её выразительность, используют тонированный фон или выполняют контурную резьбу в сочетании с геометрической резьбой или производят раскраску.
Схема наклона ножа при контурной резьбе.
В процессе работы (самостоятельной) учащиеся часто испытывают значительные затруднения. Поэтому им требуется постоянное внимание и помощь учителя. Необходимо тщательно в процессе разметки изучать правильное размещение рисунка, копировальной бумаги, шаблона, трафарета, надежность крепления, установку заготовки. При нанесении рисунка важно контролировать правильность рабочей позы и точность проведения линий.
Вывод: На данном уроке перед детьми была поставлена задача – грамотно располагать шаблоны элементов заготовке кухонной доски, соблюсти четкое выполнение заданных этапов. С поставленной задачей ученики справились, проявив заинтересованность в теме и творческий подход. Дисциплина поддерживалась за счет заинтересованности и включенности учеников в учебный процесс. Таким образом, можно сделать вывод, что материал урока был усвоен учениками в достаточной степени.
Список использованной литературы:
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Мозайка –Синтез, Москва 2016 г., с. 4, с. 8, с.
Наглядно-дидактическое пособие. Городецкая роспись. – Мозайка-Синтез, Москва 2016
Величко Н.К. Русская роспись. Энциклопедия. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 224с.
Махмутова Х.И. Роспись по дереву. Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2009. – 79 с.
Шпикалова Т.Я., Поровская Г.Я. Возращение к истокам: Народное искусство детское творчество: Учеб.-метод. Пособие – ВЛАДОС 2011.
Работы учеников