СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Написание имён существительных на -ищ-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  . Предмет: русский язык.  Класс: 3 .  Учебник: Русский язык,  3 класс  2, 3 ч. М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа. Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.   Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: проектор, компьютер. Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ-  .  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Написание имён существительных на -ищ-"»

Предмет: русский язык. Класс: 3 . Учебник: Русский язык, 3 класс 2, 3 ч. М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа.

Тема: Написание существительных с суффиксом –ищ-.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, компьютер.

Цель урока: формировать представление о правописании окончаний существительных с суффиксом –ищ- .


Вид планируемых учебных действий.

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, проявлять внимание;

-формирование эмпатии, как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю, товарищам;

-формирование учебной мотивации.

-осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы;

- осознавать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению;

-уметь определять последовательность действий перед началом работы;

- учиться включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание;

-учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;


Коммуникативные:

-учиться сотрудничать с учениками с учителем.

-умение формулировать и аргументировать ответ;

-умение слушать друг друга и учителя.

-учиться устанавливать визуальный контакт, демонстрировать положительные эмоции;

-уметь вступать в диалог;

- уметь выражать свои мысли, строить высказывания;


Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

-уметь строить логическую цепь размышлений;

-строить речевое высказывание;

-способность к анализу, синтезу;

-умение находить нужную информацию в учебнике;

-уметь осмысленно читать, извлекая нужную информацию и отбрасывая второстепенную;

-рефлексия способов и условий действия;

-контроль и оценка процесса и результата деятельности.


Планируемый уровень достижения результатов обучения.

-понимать и принимать учебную задачу;

-находить и правильно записывать нужную орфограмму;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке





Ход урока


  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке у нас находятся гости.

- Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.-

Пятиминутка чтения


  1. . Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Какими нам надо быть, чтобы подобрать ключ к этой тайне?

Вводный тест

Предлагаю быстро выполнить тест, соединяя части определений. Ведь весь урок мы будем опираться на знания частей слова. (Слайд 2) (Дети на индивидуальных карточках работают цветными карандашами.)

Изменяемая часть слова

Часть слова без окончания

Общая часть родственных слов

Часть слова перед корнем, служит для образования новых слов

Часть слова после корня, служит для образования новых слов

корень

окончание

суффикс

основа

приставка

орфограмма



Максим и Вика выполняют индивидуальное задание. (У них карточки с определениями, на стенах - знаки

Нужно по определению найти знак

- Взаимопроверка. Оценка знаками: !, +, - . (Слайд 2 продолжение)

- Какое слово лишнее? Что такое орфограмма? (Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.)

- Что мы повторили?

(Карточка для зрительной гимнастики)





3.Затруднение в индивидуальной деятельности

(Слайд 3)

- Послушайте отрывок сказки «Заяц-хваста»

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам в сарай ходить, овёс воровать.

Приходит он к одном крестьянину в сарай, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.

- В каком числе стоят выделенные слова?

- Что у этих слов общего? (Суффикс – ищ-)

- Какое значение у этого суффикса?

- А давайте поставим их в единственное число.

(Слайд 4)

усищ (- а-, -е-) ?

лапищ ( -а-, -е -) ?

зубищ ( -а-, -е-) ?

- Ребята, Миша такое обнаружил, что толком даже объяснить не может. Только показывает два столбика в обратном словаре на –А и на –Е ?! И возмущается слова то с одинаковым суффиксом, а в разных столбиках записаны?!

-Давайте посмотрим на слова в Обратном словаре. В первом столбике найдите слова на – А, на – ища, а во втором – на – Е, на – ище.

- Предположите, какая сегодня будет тема?


- Сформулируйте цель - что сегодня узнаем, чему научимся?

(Карточка для зрительной гимнастики)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте поможем Мише?

- Но для того, чтобы помочь Мише надо вспомнить, что такое суффикс и зачем он нам нужен?

Игра «Верно-неверно» утверждения о суффиксе…(на маркерных досках)

1. Суффикс – это…

- маленькое слово

- часть слова

2. Суффикс служит…

- для образования новых слов

- для связи слов в предложении

3. Суффикс стоит…

- после корня

- перед корнем

4. Суффикс…

- не имеет значение

- имеет значение

- Молодцы! Теперь, я думаю, мы обязательно поможем Мише.

-Давайте посмотрим на слова из Обратного словаря.

- рыбища - зубище

- травища - медведище

- головища - дождище

- тетрадища - днище

- бородища - холодище

-Давайте поразмышляем и попробуем ответить на этот вопрос: почему слова с одинаковым суффиксом –ищ-, но одни слова оканчиваются на – а, а другие – на – е!

РАБОТА В ГРУППАХ

(Карточка для зрительной гимнастики для Вики и Максима)

(Помогалка для Максима и Вики)

( Если дети не догадываются, разбираем вместе.)

- Рядом напишите слова, от основ которых они образованы (т.е. от какого слова образовались).

- Какой общий признак у существительных вы заметили у слов 1 столбика, 2 столбика)? (Один род у них)

- Какого рода все получившиеся слова 1 столбика? (Ж.Р.) 2 столбика (М. р. и Ср. р)

Физкультминутка.

- Сделайте вывод в ПАРАХ: Какое окончание пишется у существительных с суффиксом – ищ -, если слово, от основы которого оно образовано женского рода? (А), мужского и среднего рода?

- Давайте с вами сравним с выводами учебника. (с.81, дополни правило)

- Как вы думаете, что нам может помочь в выборе окончания? (род)

(существительные среднего и мужского рода имеют окончание –Е, а женского рода –А)

- Давайте составим алгоритм нашей работы, у вас на столах он есть, но неправильный, вам нужно установить правильную последовательность действий.

РАБОТА В ГРУППАХ (Вика и Максим проверяют)

Алгоритм

1.Определить, от основы какого слова образовано данное слово.

2.Определить род этого слова.

3.Если слово женского рода, то после суффикса –ищ- пишется –а.

4.Если слово мужского рода и среднего рода, то после суффикса –ищ- пишется –е.

(Карточка для зрительной гимнастики)

5. Первичное закрепление

- Давайте вернёмся к словам, которые рассмотрели в начале урока и выясним, опираясь на алгоритм, какие окончания пишутся. (Пишем в тиетрадь)

Усище - ус

Лапища-лапа

Зубище - зуб

- У детского писателя Олега Григорьева есть шуточный текст «Былина». На пересказе этого текста мы поупражняемся записывать правильно окончания существительных на –ища-, -ище-.

Теперь они не Славочка и Боренька, а СлавищЕ и БорищЕ . Заборчик теперь- заборищЕ, а скамеечка- скамеищА. В руках у каждого - тетрадищА и карандащЕ.»

- Начинаем вместе разбирать, дальше самостоятельно.

(Во время этой самостоятельной работы, с Максимом проводится индивидуальная игра. Игра «Образуй слово» с помощью суффикса –ИЩ- ТРАВА, ЧУДО, РУКА, ХВОСТ, НОЖ, ИЗБА,ТЕТРАДЬ, БЫК, ПИСЬМО, ДНО, )

Резерв. (Карточки для индивидуальной работы)



6. Итог урока. Рефлексия.

  • С каким новым правилом познакомились?

  • Повторите алгоритм.

  • Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали и как работали.  (Ребята по желанию высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде) (Слайд 14)

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.Я приобрел…

8.Я научился…

9.У меня получилось…

10.Я смог…

11.Я попробую…

12.Мне захотелось…


Домашнее задание.

  • Выучить алгоритм определения окончания после суффикса –ищ-

  • Выполнить упражнение №93 на стр.82

  • По желанию: подобрать слова с суффиксом –ищ- для словарного диктанта.

- Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!