СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ (презентация, дидактический материал).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку

Класс 3 «В»

УМК: «Школа России»

Учебник: Русский язык 3 класс 1 часть Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: «Части речи»

Цель урока: формирование умения в распознавание  частей  речи; способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости; содействовать воспитанию уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности; воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку.

Планируемые результаты (УУД)  

Личностные умения:

Формировать уважительное отношение к языку; научить обосновывать своё мнение; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные умения:

Регулятивные - планировать свою деятельность, действовать по плану, контролировать свою деятельность, проводить оценку своих действий и корректировать их; ориентироваться в учебнике.

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные - составлять высказывания с опорой на алгоритм; высказывать свою оценку; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные умения:

провести наблюдение над именем существительным, прилагательным, глаголом, местоимением; учиться распределять по группам части речи на основе общности вопросов и значений; распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения среди других частей речи; развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Дмитриевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

-Быть должны у вас в порядке ручки, книжки и тетрадки. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Какое сегодня число?

- приветствуют учителя

 

 

 

 

 

- записывают число

 

-Двенадцатое октября

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД (осознание процесса учебной деятельности)

Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а   на   ла

 

 

 

 

 

альбом   альбомы

Мы начнем урок с минутки чистописания.

-Послушайте загадку, о чём она?

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

 

С какого звука начинается слово? Что вы о нем можете рассказать?

Какой буквой он обозначается на письме?

Молодцы! Догадались, какую букву вы сегодня будете писать на минутке чистописания букву?

Вспомните, как должны сидеть ученики во время письма?

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Что вы видите на 1 строке?

- в каком порядке ……

- Итак, ребята, на первой строчке давайте пропишем букву а и слоги на, ла. До конца строки.

- Какое соединение будет в этих слогах?

- Что вы видите на 2 строке?

- чем отличаются слова?

- А на 2 строке запишите, чередуя, слова  до конца строки.

 

 

 

 

- алфавит

 

 

- звук -а-, он гласный,

-обозначается на письме

буквой а.

 

-букву а.

 

- говорят, что нужно правильно держать ручку, правильно сидеть.

 

 

 

 

-букву а и слоги ла и на

 

 

- пишут.

 

-верхнее соединение

- слова

- они стоят в разных числах

 

 

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками)

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция)

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации;

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

Запишите на следующей строчке «Словарь» и поставьте двоеточие.

- Давайте вспомним словарные слова.

-Посмотрите на слайд, там представлены ребусы давайте отгадаем их, и отгадки вы будете записывать в словарь и ставить ударения.

 

Словарь: аккура`тно, алфав`ит, альб`ом, апр`ель.

По 1 ученики выходят к доске, записывают слово, комментируют написание, ставят ударение и подчеркивают опасное место, остальные дети работают в своих тетрадях.

- записывают слово словарь

 

 

 

 

 

- аккуратно, ударенный 3 слог, подчеркиваем и запоминаем А в 1 слоге, удвоенную КК во 2 слоге и и О в 3 слоге.  

 

 

 

- алфавит, ударный 3 слог, подчеркиваем и запоминаем букву А в 1 слоге, букву а во 2 слоге и написание парной «т».

 

 

-альбом, ударный 2 слог, подчеркиваем и запоминаем букву А в первом слоге.

 

 

 

 

 

-апрель, ударный 2 слог, подчеркиваем и запоминаем букву А в первом слоге, на конце мягкий знак.

Личностные– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и один из способов решения новой задачи;

регулятивные УУД – умение различать способ и результат действия;

 познавательные УУД –умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 коммуникативные УУД – возможность адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Ребята, почтальон Печкин принёс телеграмму, но слова в этой телеграмме перемешались.

- Давайте расставим слова в правильном порядке, поставим знаки препинания и прочитаем её. (текст на слайде слова перемешаны)

- Запишите полученный текст в тетради.

 Пришла  пролетают  желтые осень листья золотая усыпали   дорожки над городом журавли.

-Прочитайте, у кого что получилось?

- Давайте проверим, правильно ли мы составили текст. Смотрим на слайд.

-Определите части речи во всём тексте.

-Прочитайте имена существительные.

-Докажите, что это имена существительные.

Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

-Назовите имена прилагательные.

-Докажите, что это имена прилагательные.

-Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

-Назовите глаголы.

-Докажите, что это глаголы.

-Что обозначают?

На какие вопросы отвечают?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пришла золотая осень. Желтые листья усыпали дорожки. Над городом пролетают журавли.

- Читают полученный текст.

 

 

 

- осень, листья, дорожки, журавли.

Они обозначают предмет и отвечают на вопрос: кто? что?

 

- золотая, желтые

 Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какая? Какие?

 

-пришла, пролетают, усыпали.

Они обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что сделала? что делают?

Регулятивные УУД

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

Личностные:

развитие мотивов

учебной деятельности и

формирование

личностного смысла

Познавательные:

добывать новые знания,

извлекать информацию, представленную в разных формах.

 

Формулирование темы и целей урока

-Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

-Давайте сформулируем тему урока.

-Какие цели мы себе поставим на этом уроке?

 

- Откройте учебник на странице 53. Прочитайте тему урока.

- о частях речи

 

- части речи

- повторить части речи, вспомнить на какие вопросы они отвечают

 

 

- Части речи

Регулятивные:

(целеполагание как постановка учебной задачи, планирование)

Физкультминутка.

 

Вот лягушка поскакала.

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

Ну а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

Походили, порезвились,

И  на травку опустились! (Дети садятся за парты.)

Повторяют за учителем

Личностные:

забота о здоровье.

Регулятивные:

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Работа с учебником

 

Работа с таблицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

Работа с упр. 90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Работа по учебнику с.53 упр.89.

-Рассмотрите таблицу.

Давайте же сделаем вывод, что же мы знаем о частях речи.

- Кто расскажет об именах существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто расскажет об именах прилагательных.

 

 

 

 

 

 

- Кто расскажет о глаголах.

 

 

 

 

 

 

-Какие ещё части речи вы знаете (по таблице)? Приведите примеры.

-К каким частям речи относятся слова, приведённые в учебнике? На слайде.

 

- Давайте откроем учебник на странице 54. Обратите внимание на упражнение 90.

- Прочитайте текст, которым нам дан. 

 

- Как вы понимаете слово «клекот»?

 

-Что обозначает словосочетание осень на носу?

- Какие предложения по интонации и цели высказывания есть в предложении?

 

Как будем их читать? Почему?

 

 

 

 

- Какой знак стоит в конце 1 предложения? как будем читать его?

- каким настроением пронизано стихотворение? Почему?

-Кто хочет выразительно прочитать стихотворение?

-Спишите этот текст.

Найдите обращения. В каких предложениях вы их обнаружили? Прочитайте обращения, подчеркните их одной чертой.

-Найдите знакомые части речи. Объясните, по каким признакам вы их определили.  Работаем с каждым предложением отдельно.

- Прочитайте 1 предложение. Назовите знакомые части речи. Докажите, что эти слова относятся именно к этой части речи  ---Задаем вопрос к слову клекот.

- Что? Какая это часть речи?

- Дальше задаем вопрос от слова клёкот.

- Клекот какой? Какая часть речи?

- Задаём вопрос к слову осень.

-Что? Какая часть речи?

-Задаём вопрос от слова осень.

- Осень на чём? Какая часть речи?

- Напишите над каждым, словом его часть  речи.

 

- Прочитайте 2 предложение. Назовите знакомые части речи. Докажите, что эти слова относятся именно к этой части речи.

- Задаем вопрос к слову паутины. Что?

Какая часть речи?

- Задаём вопрос от слова паутины, к слову заплелось. Что сделалось? Какая часть речи?

-Задаем вопрос от слова заплелось к слову в лесу. В чём? Какая часть речи?

 

-Прочитайте 3 предложение. Назовите знакомые части речи. Докажите, что эти слова относятся именно к этой части речи.

- задаем вопрос к слову заскучали. Что сделали? Какая часть речи?

- задаем вопрос от слова заскучали к слову леса. Заскучали (что?) леса. Какая часть речи?

-Задаем вопрос от слова леса к слову темные. Какие? Какая часть речи?

 

-Прочитайте 4 предложение. Назовите знакомые части речи. Докажите, что эти слова относятся именно к этой части речи.

-Задаём вопрос к слову замолчали. Что сделали? Какая часть речи?

- Задаем вопрос от слова замолчали к слову голоса. Что? Какая часть речи?

- Задаем вопрос от слова голоса к слову птичьи. Какие? Какая часть речи?

 

 

 

- Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? или что?

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных.

Вопрос что? Мы задаём к именам сущ., которые обозначают предмет.

- Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

- Глаголы – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?

- местоимения

-я, ты, мы, он, она и т.д

а) предлоги     б) частица

в) союзы

 

 

 

-читают

 

- прерывистый крик, характерный для некоторых хищных птиц

- Это словосочетание значит, что очень скоро придёт осень.

- повествовательное, вопросительное / невосклицательное , восклицательное

- там где вопросительное предложение будем читать вопросительно, а там где восклицательное, восклицательно

-многоточие, повествуя, что скоро придет осень

- печальным, потому что скоро придёт осень

 

 

 

- в предложении 3 и 4, темные леса и птичьи голоса

 

-мы определили части речи по вопросам

-что? клёкот (сущ) какой? журавлиный(прил), что? осень(сущ) на чем? носу(сущ)…

 

- клекот, сущ

 

-журавлиный, прил

 

-осень, сущ

 

-на носу, сущ

 

 

- сколько что? паутины (сущ) что сделалось? заплелось(гл.) в чем? в  лесу(сущ)

 

-паутины, сущ

 

 

- заплелось, глагол

 

- в лесу. сущ

 

-что ж вы(мест) заскучали(гл), темные(прил) леса(сущ)

 

 

- заскучали, глагол

 

-леса, сущ

 

 

-темные, прил

 

- что ж вы(мест) замолчали(гл), птичьи(прил) голоса(сущ)

 

 

-замолчали, глагол

 

- голоса, сущ

 

-птичьи, прил

Личностные УУД (обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак)

Регулятивные УУД (проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;)

Познавательные УУД (преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.)

Коммуникативные УУД (оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Предметные УУД (воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;)

 

 

Работа с упр. 91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте задание к упражнению 91 на с.54 учебника.

Пользуясь памяткой 6 на с.146-147 учебника, подготовьтесь к письму по памяти. (выполнение задания, письмо по памяти)

-Давайте прочитаем текст. Есть ли в нём слова, которые вам не понятны?

 - Выделите орфограммы в словах. Как мы можем проверить их написание?

-Какие орфограммы в слове серебряный?

 

 

 

- Какие орфограммы вы еще видите? Как мы проверим эту орфограмму?

- Следующее слово с орфограммой?  Какая орфограмма в слове зелени?  Как мы проверим эту орфограмму?

- В каком еще слове есть орфограммы?

Какие орфограммы? Как проверим?

 

- Обратите внимание, какие знаки препинания есть в тексте и как расположены строки стихотворения.  

- Сколько предложений в стихотворении?

 - Как они расположены?

- какой знак препинания стоит в конце 1 предложения?

- Прочитайте этот текст про себя и постарайтесь запомнить.

- кто может повторить? (1-2 человека)

-А теперь закройте книжку и запишите текст на память.

-В последнем предложении стоит цифра 4, что мы должны сделать?

- С чего мы начнем?

- Какое это предложение по цели высказывания? А по интонации?

- Что мы делаем дальше?

 

 

 

Серебряный(прил) иней(сущ) на(пр) зелени(сущ) луга(сущ) лежит(гл).

- о чем говорится в предложении?

- что говорится об инее?

- А что ещё о нем говорится?

- а на чем лежит иней?

- Назовите предлоги. К  словам какой части речи они относятся? Как пишутся с этими словами?

- На что мы должны обратить внимание о предлогах? Прочитайте в учебнике.

- Из скольких частей и каких именно оно состоит?

-Прочитайте 1 часть. О чем говорится в первой части правила?

Перескажите 1 часть

 

- Прочитайте 2 часть. О чём говорится во второй части правила?

Перескажите 2 часть.

Перескажите правило целиком.

 

 

 

 

 

-да/нет

 

 

- в слове серебряный 2 орфограммы, безударная е и буква я в суффиксе, безударную е проверяем проверочным однокоренным словом серебро.

- в слове иней. Никак это словарное слово и его следует запомнить.

- зелени, безударная буква е, подберем однокоренное слово зеленый.

- в слове лежит. Безударная е,  проверим, словом лёжа.

   

 

 

 

- два предложения.

Как в стихотворении

- восклицательный

 

 

 

 

 

 

- разбор по членам предложения

 

- с интонации и цели высказывания

-повествовательное, невосклицательное

-выделяем грамматическую основу и подчеркиваем другие члены предложения, определяем части речи, которыми они выражены

 

 

- об инее

- что он лежит      

- что он серебряный

- на зелени луга

 

-за, на. Они относятся к служебной части речи, раздельно

 

    

- из двух

 

-Предлоги не могут употребляться самостоятельно (например, без имени существительного).

 

-предлоги не являются членами предложения.

Коммуникативные УУД:

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД:

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности)

Предметные УУД (воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;)

Обобщение.

 Итог урока

-Какие части речи вы знаете? Назовите их.

 

-Чему учились?

 

Как мы это делали?

 

1.Задавали вопрос к слову.

 

2.Определяли, что обозначает это слово.

-Дети перечисляют изученные части речи

 

-Учились распознавать части речи

 

 

1.Задавали вопрос к слову.

 

2.Определяли, что обозначает это слово

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)

Рефлексия

- Ребята давайте оценим себя сегодня на уроке.

- На слайде предложения закончите их.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

- ответы детей

 

.

Личностные:

Формирование умений оценивать себя в соответствии определённой ситуацией.

Коммуникативные:

Совместно с одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ (презентация, дидактический материал).»

Части речи

Части речи

Двенадцатое октября  Классная работа На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. алфавит

Двенадцатое октября Классная работа

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

алфавит

Двенадцатое октября  Классная работа а на ла  альбом альбомы

Двенадцатое октября Классная работа

а на ла

альбом альбомы

Двенадцатое октября  Классная работа Словарь:

Двенадцатое октября Классная работа

Словарь:

Двенадцатое октября  Классная работа Словарь: акк урáтн о , а лф а в ѝ т , а льб ó м, а прéл ь .

Двенадцатое октября Классная работа

Словарь: акк урáтн о , а лф а в ѝ т , а льб ó м, а прéл ь .

Двенадцатое октября  Классная работа  Пришла пролетают желтые осень листья золотая усыпали дорожки над городом журавли.

Двенадцатое октября Классная работа

  • Пришла пролетают желтые осень листья золотая усыпали дорожки над городом журавли.
Двенадцатое октября  Классная работа Пришла золотая осень. Желтые листья усыпали дорожки. Над городом пролетают журавли.

Двенадцатое октября Классная работа

  • Пришла золотая осень. Желтые листья усыпали дорожки. Над городом пролетают журавли.
Двенадцатое октября  Классная работа сущ прил Клёкот журавлиный, Осень на носу… Сколько паутины Заплелось в лесу! сущ сущ сущ гл сущ гл Что ж вы заскучали, Тёмные леса? Что ж вы замолчали, Птичьи голоса? прил сущ гл прил сущ

Двенадцатое октября Классная работа

сущ

прил

Клёкот журавлиный,

Осень на носу…

Сколько паутины

Заплелось в лесу!

сущ

сущ

сущ

гл

сущ

гл

Что ж вы заскучали,

Тёмные леса?

Что ж вы замолчали,

Птичьи голоса?

прил

сущ

гл

прил

сущ

Двенадцатое октября  Классная работа Что за утро! Серебряный иней На зелени луга лежит. ⁴

Двенадцатое октября Классная работа

Что за утро! Серебряный иней

На зелени луга лежит. ⁴

Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности
  • Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности
Двенадцатое октября  Классная работа Что за утро! Серебряный иней На зелени луга лежит. ⁴

Двенадцатое октября Классная работа

Что за утро! Серебряный иней

На зелени луга лежит. ⁴

Двенадцатое октября  Классная работа прил сущ сущ пр сущ Серебряный иней на зелени луга лежит. (повествовательное, невосклицательное)     гл

Двенадцатое октября Классная работа

прил

сущ

сущ

пр

сущ

Серебряный иней на зелени луга лежит.

(повествовательное, невосклицательное)

гл

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог…
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!