СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Наречие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок к теме "Наречие" позволяет вспомнить, что дети знают о наречии, знакомит с новыми морфологическими признаками наречия

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Наречие как часть речи"»

Урок в 7 классе «Наречие как часть речи»

Тип урока: урок изучения нового материала


ЦЕЛЬ: 1. Помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки.

2. Продолжить формирование у ребят навыков отличия частей речи:

Образовательные цели и задачи:

  • сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;

  • выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;

  • выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;

  • совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст;

  • содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.





Ход урока

1.Орг. момент.

2. Стих-е о снежинках.

В воздухе белые хлопья кружатся,
Тихо на землю падает снег,
С каждой снежинкою преображаться
Будет природа и сам человек…

С каждой снежинкой, что падает плавно,
Чище становится всюду вокруг,
Станет в душе так приятно и славно,
Если окажется рядышком друг…

Всюду снежинки приносят улыбки,
Всюду им рады, и, как ни крути,
Снег пеленою укроет ошибки,
Что приключались на сложном пути…

Оксана Варникова

-Какими чувствами наполнено это стихотворение?

-Мне кажется, что у каждого человека, при виде падающего снега, особенно первого, сияют глаза, хочется радоваться и улыбаться.

- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному положительными чувствами и эмоциями, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.

3. Итак, начинаем. Понять, о чём сегодня будет идти речь, нам поможет отрывок из рассказа известного русского писателя, лингвиста Льва Успенского: «Знаете, какая теперь завелась мода? Идет человек в лес и притаскивает оттуда целую кучу корявых сучков, корней, разных древесных наростов. 
   А потом начинает разбирать эти свои драгоценности, и домашние удивляются: посмотришь на этот сучок, а он, оказывается, вылитый Конёк-Горбунок. Второй как две капли воды похож на Бабу-Ягу. Третий точно вылеплен с Царевны-Лягушки... Все сучки, и все разные. Я всякий раз вспоминаю про эти лесные самородки-поделки, когда начинаю думать об одной нашей части речи – …... Удивительная часть речи».

-Эту удивительную часть речи мы и будем сегодня изучать. А чтобы определить её, обратимся к стихотворению, которое помогло нам настроиться на работу.

С каждой снежинкой, что падает плавно,
Чище становится всюду вокруг,
Станет в душе так приятно и славно,
Если окажется рядышком друг…

-Посмотрите внимательно и скажите, слова какой части речи преобладают в этих строчках. (наречия). Назовите.

-Верно, сегодня речь пойдёт о наречиях.

-Попробуйте сформулировать тему урока, учитывая, что это первый урок в череде уроков, посвящённых наречию.

Записываем в тетради число, тему.

-А к каким частям речи относятся наречия? (самостоятельным). Это первый элемент нашего кластера.

-С наречиями отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые.

-Какую цель мы сегодня поставим перед собою. (Систематизировать и расширить знания о наречии. Вспомним, что такое наречие, узнаем морфологические признаки, синтаксическую роль, научимся находить в тексте и употреблять в речи).

4. Так что же такое наречие? Давайте заглянем в глубь истории и познакомимся с этимологией названия.

(сообщение ученика)

Наречие - слово старое. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и “говорить”(глаголить).  От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни –«приглаголие». 

5. Исследовательская работа

-Вспомнить известные сведения и узнать новые нам поможет исследовательская работа. Для этого мы сегодня разобьёмся на группы. Каждый ряд проводит своё исследование и делает выводы. На партах у вас инструкционные листы с заданием, работаем в парах, пишем прямо в инструкционных листах.

(Один из учеников получает задание поработать с фразеологическим словарём - во веки веков).

1группа

-На какие вопросы отвечает наречие? Чтобы ответить на этот вопрос, от главного слова к наречиям задайте вопросы и впишите их.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра.

  • Бежать (где?) рядом, впереди.

  • Бежать (куда?) вперед, назад.

  • Бежать (откуда?) издалека.

  • Бежать (как?) быстро, медленно.

  • Бежать (зачем?) специально.

  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

-Добавляем в кластер вопросы наречия.

2группа

Определите грамматическое значение наречий.

Для этого найдите главное слово, определите его часть речи и задайте вопрос к наречию. Сделайте вывод: что обозначает наречие.

Приехать быстро

Очень интересная

Слишком загадочно

Рубаха навыпуск

-Добавляем в кластер.

3группа

Определите синтаксическую роль наречий.

Для этого найдите слово, к которому относится наречие, определите его часть речи и задайте вопрос.

Снежинки плавно опускаются на землю.

Загадочно выглядит лес в снежном уборе.

Это была встреча наедине.

Добавляем в кластер.

6. Работа с учебником.

Хорошо. А теперь обратимся к учебнику стр.80. Прочитайте материал и скажите, о чём ещё мы не вспомнили. ( Неизменяемость)

-Что это значит? (нет окончания)

Добавляем в кластер.

-Сделаем общий вывод, что такое наречие. (Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже- признак предмета, отвечающая на вопросы КАК? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? И другие. В предложении чаще бывает обстоятельством.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.Работа с текстом «Зимой»

Сегодня выдался чудесный день. Под лучами зимнего солнца весело искрится снег. Вдали виднеется лес. Лыжники отважно прокладывают путь по нетронутому снегу. Начинается очень интересный поход.

Задание: Прочитайте текст. Выпишите из текста наречия со словами, к которым они относятся.

-К какому стилю речи мы отнесём данный текст? (к художественному)

-А теперь прочтите текст без наречий. Как изменилось содержание текста?

-Какова же роль наречий в тексте? ( точно характеризуют действие, делают речь ясной, понятной).

М.Горький говорил: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

-Согласны вы с высказыванием М.Горького?

-Найдите в тексте наречия, которые не уточняют, а образно рисуют действие.(весело, отважно).

Разберите эти наречия по составу. Весело, отважно

-Такие наречия позволяют ярче выразить наши мысли и в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством – эпитетом.

2. Давайте ещё поработаем с художественным текстом. Восстановите текст В. Короленко, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу наречия.

(наречия вписываются в текст на листах)

Над землей _______ поднимается холодное солнце, __________ бежит холодный ветерок, ______________ несутся холодные тучи... Жизнь замирает _____. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.

И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю ____ начинают падать миллионы _______красивых снежинок, и вся она становится ______ белой. (В. Короленко)

Слова для вставки: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.

Самопроверка

(Над землёй медленно поднимается холодное солнце, быстро бежит холодный ветерок, низко несутся холодные тучи… Жизнь замирает незаметно.

Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.

И вдруг наступает день, когда на эту притихшую землю тихо начинают падать тысячи удивительно красивых снежинок, и вся она становится ослепительно белой. )

-У кого получился оригинальный текст?

-В каких примерах наречия являются эпитетом?

ФИЗМИНУТКА

-Устали? А нашим глазам нужно отдохнуть. Вспомните свои чувства, какие вызвало стихотворение о снежинках в начале урока и понаблюдайте за движение снежинок на экране.

Закройте теперь глаза и представьте себе снегопад.

3. Продолжаем разговор о наречии. Давайте посмотрим, насколько точно и метко можно владеть этой частью речи, используя её в разговоре, обогащать свою речь.

3.-Замените фразеологические обороты наречиями. Вспомним, а что такое фразеологизм?

  • как в аптеке-  точно

  •  во весь дух, сломя голову -  быстро

  •  как свои пять пальцев -  хорошо

  • яблоку негде упасть -  тесно

  • на край света-  далеко

  • кот наплакал-  мало

  • черепашьим шагом -  медленно

  • ни свет ни заря -  рано

  • рукой подать -  близко

(При затруднении учитель даёт употребление фразеологизмов контексте.)

Составьте предложение с одним из фразеологизмов.

4. Игра «Редактор»

Замените наречия синонимичными фразеологизмами.

Шел медленно пес Барбос

И вот что говорил невнятно:

«Мы жили с котом дружно,

Но внезапно он закон нарушил.

Теперь уйду я далеко,

Никогда не передам привета».

Вы дружбу дорого цените,

Необдуманно лишних слов не говорите. (Е.А.Полежаева)

Для справок: душа в душу, на край света, черепашьим шагом, с бухты-барахты, ни в жизнь, себе под нос ,во веки вечные, как снег на голову, на вес золота.

Будьте внимательны, у вас фразеологизмов больше, чем наречий. Один должен остаться.

Шел черепашьим шагом пес Барбос

И вот что говорил себе под нос:

«Мы жили с котом душа в душу,

Но как снег на голову он закон нарушил.

Теперь уйду я на край света,

Ни в жизнь (во веки вечные) не передам привета».

Вы дружбу на вес золота  цените,

С бухты-барахты лишних слов не говорите. 

Какой фразеологизм остался? (во веки вечные). Давайте послушаем значение этого фразеологизма.

Во веки веков (во веки вечные) -1.Навсегла, вечно.

2.Никогда.

-Какова основная мысль этого текста?


5. Вспомним пословицы о дружбе, в которых встречаются наречия.

Будь друг, да не _________.(вдруг)

Без друга в жизни__________. (туго)

Дружба от недружбы __________ живёт. (близко)

Легко друзей найти, да _________ сохранить. (трудно)

Молодцы, раз знаете пословицы о дружбе, значит должны уметь дружить.

А посмотрите на последнюю пословицу, тут только одно наречие? А как называются такие слова? (антонимы).

6.Допишите пословицы с наречиями-антонимами.

Мягко стелет, да… спать. Высоко летаешь, да …садишься. Легко сказать, да… сделать. Подальше положишь – …возьмёшь. Не делай того завтра, что можешь сделать …..

(…да жестко спать, … да низко садишься, …да тяжело сделать, … поближе возьмешь, … что можешь сделать сегодня).

-А какой ещё вариант этой пословицы есть? (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня).

-Приходилось ли вам её слышать? При каких условиях?





Рефлексия Продолжите любую фразу

Я узнал….

Я понял..

Я могу…



Урок прошёл…..

Дом.задание. Оценки