7класс-история России-Афонина Е.И.
Тема урока: «Народные движения в XVIIв.».
Цели урока:- сформировать представление о народных движениях XVII века, выявить
причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
-развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
развивать мыслительные навыки – анализировать информацию,
устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
-воспитывать уважение к историческому прошлому России.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: презентация «Бунташный век», мультимедийный проектор, компьютер
Ход урока
Организационный момент.(слайд 1)
Проверка д/з.(слайд 2-5)
«Проверим даты.»
«О ком сказано?»
Изучение нового материала.
На протяжении нескольких уроков мы изучали XVII век, который богат на разные события. Назовите их.
(ответы учащихся - Смута, восстание Хлопка, выступления под руководством И.Болотникова, Церковный раскол)
В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют "бунташным ". И сегодня на уроке мы с вами должны будем выяснить, почему он имеет такое название, какие бунты происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.
Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову. (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске)
Проблемой на уроке будет следующее задание: Вы должны будете дать ответ на следующий вопрос «Почему XVII век называют «бунташным»? (слайд 6)
Сегодня мы познакомимся с новыми народными движениями.
Сообщение целей урока:
Цель нашего урока познакомиться с народными движениями XVII века.
Выявить причины этих выступлений, рассмотреть их ход и итоги - Вы будете доказывать свою точку зрения, делать выводы; - анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями; и. конечно же, работать с картой.
1.Соляной бунт.
- Посмотрите на слайд и подумайте, как мы его должны озаглавить?(слайд 7)
- Исходя из причин, как вы думаете, какие слои населения стали участниками восстания?(слайд 8)
- Сейчас просмотрев сюжет, скажите, о каком событии идет речь?(слайд 9)
Работа со (слайд 10)
2. Медный бунт.(слайд 11-13)
Работа по схеме как и о Соленом бунте.
Сравнительный анализ Соляного и Медного бунта.(слайд 14)
Физкультминутка
(расслабляющие упражнения для восстановления работоспособности глаз, релаксационная пауза)
Давайте проведем небольшую физкультминутку для глаз
1. Закрыть глаза, зажмуриться, резко открыть. 2. Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, в стороны.3. Нарисовать глазами перед собой любой предмет.
3.Восстание Степана Разина.
Вершиной «бунташного» века стало восстание Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества.
Работа со (слайдами 15-20)(просмотр видео сюжетов и выполнение заданий в рабочей тетради коллективно.)
4. Восстание старообрядцев.
Работа со (слайдами 21-22 и текстом учебника)
Закрепление изученного.
- Какие события происходили в данных годах? (слайд 23)
1648 г - (Соляной бунт)
1662 г – (Медный бунт)
1667 г – (Поход за зипунами)
1670 – 1671 гг. – (Восстание С.Т. Разина)
1675-1695гг. – (Восстания старообрядцев.)
Какое из данных событий было наиболее масштабным? Почему? (Восстание С.Т. Разина, т. к. оно носило массовый характер, имело своего предводителя)
Чем закончились данные события? (Восстания были подавлены)
(слайд 24)
- И теперь мы с вами, я думаю, можем ответить на проблемный вопрос, который был задан в начале урока: «Почему XVII век называют «бунташным»?» (ответы детей)
XVII век вошел в историю, как «бунташный». Меньше, чем за полвека, кроме мелких восстаний, прошло несколько мощных выступления. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.
Рефлексия
Ребята было ли вам сегодня интересно на уроке. Покажите это так, как выражали своё мнение в Спарте. Если вам интересно поднимите большой палец вверх, если нет – вниз.
Итог урока.
Д/3
1. § 8.
2. Ответить на вопросы 1–5 § 8.
3. По выбору:
* Ответить письменно на вопрос: Что вас привлекает в личности С.Разина? А что отталкивает?
* Нарисовать рисунок – иллюстрацию по теме урока.