- оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства.
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2020.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2020.
Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задачи: развития универсальных учебных действий |
I. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности учащихся Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | - С каким настроением вы пришли на урок? Покажите одну из «мордашек», соответственно своему настроению. Сегодня урок необычный у нас Готов к нему, вижу, каждый из вас. Улыбка, уверенность! Что ж, «Так держать!» За парты вы сели? Пора начинать! - Сегодня мы будем работать с вами в группах. Какие качества нам необходимы, чтобы работа была слаженной, интересной: товарищество, взаимопомощь, ответственность, уверенность - Но перед работой, я предлагаю повторить правила работы в группе. (Памятка на доске!) -Вы в своей группе самостоятельно выберите главного командира-консультанта? Задача консультантов. Каждый член в группе самостоятельно оценивает свою работу в карточке, затем консультант оценит ваш в клад в общее дело. «Светофор». Есть такие пословицы - не трать время попусту. Время выиграно, всё выиграно. | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Устное сообщение учителя. Корректирует настроение одной - двумя фразами, дополнительно настроев на работу | Подготовка класса к работе Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Выбирают командира-консультата. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р.: целеполагание; Л.: самоопределение |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий | Выявление уровня знаний. 1. Фронтальная беседа 1)Повторение понятий «малая родина» и «большая Родина» - Поэт Владимир Александрович Степанов, написал стихотворение в котором объединил две родины. Послушайте и ответ те на вопрос о какой ещё Родине говорится в его стихотворении? Правильно о «большой Родине» и «малой родине». Как называется наша большая Родина? А, чем отличается одно государство от другого? | 1.Организовывает повторение знаний и умений, для погружения в проблему. 2. Активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы. 3. Организовывает самопроверку учащимися своих ответов по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. | - Мы живем в России, говорим на русском языке Наше государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи. - У каждого государства есть своя символика (герб, флаг и гимн). Эти символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей. Каждый россиянин может сказать: «Это наш герб. Это наш флаг. Это наш гимн». | П.: развитие логического мышления; П.:- подведение под понятие; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; К.:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Р.:- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; Р.:- с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения; |
III. Выявление места и причин затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Прочитайте слова первого и второго столбика нашего гимна. - Чем гордятся россияне? - А, что мы подразумеваем под словом «народ»? - Из каких источников мы можем узнать об толковании этого слова? - Я предлагаю обратиться в толковые словари. Народ – население государства, жители страны. Нация, национальность или народность. Народное искусство. Народное торжество. (Толковый словарь С.И. Ожегова) Народ – люди народившиеся на известном пространстве; говорящие одним языком; обыватели государства, страны. (Толковый словарь В.Даля). - Вы хотите узнать о братских народах нашей страны? - Задайте вопросы, что вы хотите узнать? - Сформулируйте тему урока. | Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва. Народ – население государства или жители страны, единый язык, единая культура, единый внешний вид (одежда). | Пытаются решить проблему, опираясь на личный опыт и на свои уже имеющиеся знания и умения. Фиксируют проблему. -Свободой, братскими народами, мудростью народной. - Сколько народов живут на территории нашей страны? Как они называются? Как они живут? Где они живут. Тема урока «Мы - россияне». | К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Р.: - принимать и сохранять учебную задачу. |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Работа по теме урока. - Откройте учебник с. 25. - Какие народы представлены в учебнике? - Это народы: русский, мордовский, татарский, ненецкий. - Сегодня мы рассмотрим самые многочисленные и малочисленные народы нашей страны. - У вас на столах лежат один конверт с вопросительным знаком. В этом конверте находится еще тайна и загадка для вас, которую вы на этом уроке должны разгадать. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. План изучение темы. Раскрыть и изучить тайну. Подобрать иллюстрации к вашей страничке. Подобрать пословицу к страничке книги. Поделиться с ребятами из других групп. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работают со словарями и карандашом, отмечают «что я знаю ..» и «что я нового узнал …» Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые им нужно уточнить и научиться правильно их применять. | П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу; Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Р.: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания. |
V. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: построения учащимися нового способа действий и формирований умений его применять | Первый пункт плана вы изучаете вместе, а 2,3,4 части консультант распределяет поручения, чтобы сэкономить время. Группа получит дополнительный балл, если члены группы успешно справятся с тестом. Пословица находится во втором конверте на другом столе. | Организует учебное исследование, для выделения понятия. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Совместно с учителем проводят коллективное исследование с опорой на схему. Читают каждый этап и выполняют задания с комментированием во внешней речи в группе. | Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; Р.: - контроль, коррекция, оценка; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; П.: - выполнение действий по алгоритму; |
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач | Практическая работа Дети выполняют задания. | Организует самостоятельную коррекционную работу. | Самостоятельно выполняют задание небольшого объёма на новый способ действий. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности; Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства. |
VII. Этап включения в систему знаний и повторений. Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний | Один ученик или в паре демонстрируют работу группы, сопровождая ее рассказом. | Организует деятельность по применению новых знаний. Организует коррекционную работу, практическую работу, | Решают задания на включение нового знания в систему знаний. | Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка. П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; П.: планирование работы по устранению неуспеха; Р.: планировать работу по устранению ошибок. |
VIII. Этап рефлексии деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Оцените свои достижения на уроке. - Что получилось? - Что не получилось? - Почему не получилось? - Оцените своё настроение по результатам работы. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, деятельности на уроке, проговаривают способ «открытия» нового знания. Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. В карточках «Рефлексия» командир выставляет оценку деятельности каждого члена грумы (индивидуальный вклад в общее дело), затем член группы выставляет отметку себе. Анализируют совпадения оценок. | П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности; Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства. |
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока? -Что было интересным? - Над чем надо поработать? | Контрольно-оценивающая деятельность. Участвует в обсуждении оценки при расхождении оценки командира и члена группы. | Определяют типичные недочёты, причины неудач, отмечают положительное в работе, обращают внимание на индивидуальное творчество. | Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка. П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; П.: планирование работы по устранению неуспеха; Р.: планировать работу по устранению ошибок. |
Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. | Объясняет сущность домашнего задания. | Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную разных источниках. |