СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Население Африки" 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии "Население Африки"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Население Африки" 7 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Керебелякская ООШ им.И.Осмина»

Звениговского района РМЭ






Урок по теме

«Население Африки»


(с использованием компьютерных технологий)





















Составил: учитель географии

Анисимова Наталья Петровна





Тема: Население Африки

Цель урока:

Педагогические технологии:

- технология критического мышления;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие технологии.

Цель: 

Формирование знаний о населении Африки.

Задачи урока:

Образовательные:

- Создать общее представление о своеобразии, неповторимости, истории и культуре населения Африки.

- Активизировать ранее полученные знания по теме «Африка».

- Формировать новые знания и умения по теме «Африка».

Развивающие:

Продолжить обучение методам географического исследования:

- исторического - изучение истории заселения материка Африка;

- картографического - совершенствование навыков работы с атласом и картами;

- исследовательского - оценивание особенностей населения Африки;

- системного подхода - установление взаимосвязей особенностей природы и хозяйственной деятельности населения материка.

- Развивать познавательную деятельность обучающихся.

- Развивать географическое мышление.

- Развивать самостоятельность при получении новых знаний, выработке своего мнения, оценке своей деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.

- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Земли, толерантность, экологическое сознание;

- Формировать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память.

- Развивать умения систематизировать учебный материал.

- Развивать интерес к предмету география.

Тип урока:

Комбинированный.

Ученики будут знать:

- Особенности населения Африки.

Ученики будут уметь:

- Объяснять особенности размещения населения;

- Описывать характерные признаки народов и племён Африки;

- Показывать на карте города Африки;

- Применять навыки работы с разными источниками информации.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, атласы, клей, раздаточный материал: напечатанные тексты, иллюстрации, задания для проверки знаний.

Метод проведения: словесно-иллюстративный, практический.






Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент

- Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Учитель:Сегодня мы с вами продолжим изучение материка Африка. Надеюсь, что вы, ребята, будете внимательными и активными и наш урок получится интересным и плодотворным. Начнем с опроса уже изученного материала.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу


Индивидуальный опрос по вопросам.

Учитель:

  • Как повлияла деятельность человека на природу Африки и какие меры по охране природы материка были приняты?

  • Назови и покажи на карте крайние точки материка Африка.(С-мыс Бланко (или Бен-Сека), Ю-мыс Игольный, З-мыс Альмади, В-мыс Рас-Хафун)

  • Назови самую длинную речную систему мира.(р.Нил)

  • Покажи на карте внутренние воды Африки (Реки :Нил, Замбези, Лимпопо, Нигер, Оранжевая, Конго, Сенегал, Шари. Озёра: Танганьика, Виктория, Тана, Чад, Рудольф, Ньяса)

  • Какие природные зоны характерны для территории Африки?(Жестколистные леса, экваториальные влажные леса, саванны, пустыни и полупустыни)


Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы многое узнали о материке Африка. Сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным континентом.

3.

Изучение нового учебного материала.


Вводное слово учителя













Постановка целей урока























Фронтальная беседа









Работа в тетради








Объяснение учителя, презентация

















Сообщение учащихся

































Работа с картой
































































Просмотр учебного фильма «Население Африки»

Учитель: Как вы думаете, о  чем идет речь, если слышите: берберы, пигмеи, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена?

Слайд №1 (О населении Африки)


Учитель: Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Население Африки) Откройте тетради. Запишите тему урока.  Слайд№2 


Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, как они размещены на материке, про колониальное прошлое народов Африки, прослушаем сообщение о племенах, живущих в Африке и посмотрим научно-популярный фильм «Население Африки»

Слайд №3

Учитель:На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока.

Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух ).

1. Какой материк учёные считают прародиной человека?

2.К какой человеческой расе относится коренное население Африки?

3.Назовите народы, проживающие в Африке.

4.Какова численность населения Африки?

5.Как называются страны, лишённые политической и хозяйственной самостоятельности?

Слайд 4

Учитель: Начнем с повторения:

  • На какие основные расы делится население Земли?

(Европеоидная, монголоидная, экваториальная(негроидная))

Слайд 5

  • Какие внешние признаки имеет каждая раса?

(Европеоидная- светлая или смуглая кожа, прямые или волнистые волосы, узкий нос Монголоидная- желтоватая кожа, жёсткие прямые чёрные волосы, узкие глаз, плоский нос. Экваториальная(негроидная)- тёмная кожа, тёмные глаза, жёсткие курчавые волосы, широкий нос, толстые губы)

Слайд №5 (Есть ещё промежуточная раса)

  1. Население

Слайд №6

Учитель: Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет.

Слайд №7

Учитель: Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.

Слайд№8

Учитель: В Африке проживает более 1 млрд.человек. Насчитывается от пяти сотен до восьми тысяч народов и этнических групп.


Слайд№9

Учитель: На доске изображена таблица. Такую же таблицу я раздам каждому из вас. Вы должны их приклеить в тетрадь(на столах клей-карандаш)Мы будем заполнять её.

Слайд №10 «Европеоидная раса»

(ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ)

-(Сообщение учащегося «Берберы»


Слайд №11 «Экваториальная(негроидная) раса»

(ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ)

Слайд№12

Слайд№13

-Сообщение учащегося «Пигмеи»


Слайд №14 «Монголоидная раса»

(ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ)

-Сообщение учащегося «Готтентоты»


Слайд №15 «Промежуточная раса»

(ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

-Сообщение учащегося «Малагасийцы»)

Слайд №16

Учитель: Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)(Записать в тетрадь)

Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.

Слайд№17(заполн. табл.)

Слайд№18(фото)

2) Размещение населения 

Учитель: Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек)

Учитель: Численность населения Африки - свыше 1 млрд. человек.

Откройте атлас «Плотность населения. Народы» нас.22-23 . Найдите материк Африка. Посмотрите условные обозначения по цветной шкале и определите:

-есть ли в Африке незаселённые места? Где? (в пустыне Сахара)Каким цветом обозначены?(Серым)

-где на материке плотность высокая, более 100 чел.на 1 кв.метр?(Север Африки, побережье Гвинейского залива, на юге, вдоль рек, по берегам озёр))Каким цветом обозначены?(Коричневым)

-найдите и назовите горда с численностью от 1 до 5 миллионов.(жёлт.кружок-Дакар, Алжир и т.д.,)

-найдите и назовите города с численностью от 5 до 10 млн.жителей(оранж.кружок-Аккра, Луанда и т.д.)

-На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано?

(Наиболее благоприятные природные условия )

-Правильно. Высокая плотность населения зависит от климатических условий, а также от исторических и экономических факторов.


3) Колониальное прошлое материка 

Учитель: Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний.

Слайд№19 (Колония-страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности).(Запись в тетрадь)

Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.

Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые- золото, алмазы, медную руду, ценную древесину, продукты земледелия(кофе, какао, лимоны ,бананы).Африканцев превратили в рабов, их использовали в качестве дешёвой рабочей силы на плантациях и рудниках.

В середине 20 века, после Второй мировой войны, в Африке началась освободительная борьба против колонизаторов.

В начале 20 века на материке было только 2 свободных государства- Эфиопия и Либерия. В настоящее время все государства Африки независимые.

И конечно, длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.

Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней.


Учитель: Вашему вниманию подготовлен фильм «Народы Африки». Обратите внимание на вопросы, поставленные в начале урока.


4.


Рефлексия










Учитель: Ребята, вы только что посмотрели фильм. Как вы думаете, легко ли живется людям в Африке? Хорошие ли условия созданы для учебы детей? Хотели бы вы оказаться среди детей Африки?(Ответы детей)


Учитель:А теперь внимание на доску. Ответьте на вопросы теста. Слайд№20(Взаимопроверка.7б.-5; 6,5б.-4; 4,3б.-3; 1,2б.-2)


Слайд№21 А теперь давайте ответим на вопросы, записанные на доске (учащиеся читают вопросы и отвечают на них)



Слайд№22

Учитель: Закончите предложение:

-Сегодня я узнал(а)…

-Было интересно…

-Теперь я могу…

-Было трудно…

-У меня получилось…

-Меня удивило…

-Расскажу дома, что…


5.

Итог урока

Выставление оценок

6.

Задание на дом

  1. Слайд№23 Задание на дом:

-§23

-в к/к указать районы проживания основных рас Африки

-подготовить реферат о стране Алжир