Учитель: Как вы думаете, о чем идет речь, если слышите: берберы, пигмеи, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? Слайд №1 (О населении Африки) Учитель: Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Население Африки) Откройте тетради. Запишите тему урока. Слайд№2 Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, как они размещены на материке, про колониальное прошлое народов Африки, прослушаем сообщение о племенах, живущих в Африке и посмотрим научно-популярный фильм «Население Африки» Слайд №3 Учитель:На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока. Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух ). 1. Какой материк учёные считают прародиной человека? 2.К какой человеческой расе относится коренное население Африки? 3.Назовите народы, проживающие в Африке. 4.Какова численность населения Африки? 5.Как называются страны, лишённые политической и хозяйственной самостоятельности? Слайд 4 Учитель: Начнем с повторения: (Европеоидная, монголоидная, экваториальная(негроидная)) Слайд 5 (Европеоидная- светлая или смуглая кожа, прямые или волнистые волосы, узкий нос Монголоидная- желтоватая кожа, жёсткие прямые чёрные волосы, узкие глаз, плоский нос. Экваториальная(негроидная)- тёмная кожа, тёмные глаза, жёсткие курчавые волосы, широкий нос, толстые губы) Слайд №5 (Есть ещё промежуточная раса) Население Слайд №6 Учитель: Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет. Слайд №7 Учитель: Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной. Слайд№8 Учитель: В Африке проживает более 1 млрд.человек. Насчитывается от пяти сотен до восьми тысяч народов и этнических групп. Слайд№9 Учитель: На доске изображена таблица. Такую же таблицу я раздам каждому из вас. Вы должны их приклеить в тетрадь(на столах клей-карандаш)Мы будем заполнять её. Слайд №10 «Европеоидная раса» (ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ) -(Сообщение учащегося «Берберы» Слайд №11 «Экваториальная(негроидная) раса» (ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ) Слайд№12 Слайд№13 -Сообщение учащегося «Пигмеи» Слайд №14 «Монголоидная раса» (ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ) -Сообщение учащегося «Готтентоты» Слайд №15 «Промежуточная раса» (ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ -Сообщение учащегося «Малагасийцы») Слайд №16 Учитель: Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)(Записать в тетрадь) Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане. Слайд№17(заполн. табл.) Слайд№18(фото) 2) Размещение населения Учитель: Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек) Учитель: Численность населения Африки - свыше 1 млрд. человек. Откройте атлас «Плотность населения. Народы» нас.22-23 . Найдите материк Африка. Посмотрите условные обозначения по цветной шкале и определите: -есть ли в Африке незаселённые места? Где? (в пустыне Сахара)Каким цветом обозначены?(Серым) -где на материке плотность высокая, более 100 чел.на 1 кв.метр?(Север Африки, побережье Гвинейского залива, на юге, вдоль рек, по берегам озёр))Каким цветом обозначены?(Коричневым) -найдите и назовите горда с численностью от 1 до 5 миллионов.(жёлт.кружок-Дакар, Алжир и т.д.,) -найдите и назовите города с численностью от 5 до 10 млн.жителей(оранж.кружок-Аккра, Луанда и т.д.) -На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия ) -Правильно. Высокая плотность населения зависит от климатических условий, а также от исторических и экономических факторов. 3) Колониальное прошлое материка Учитель: Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний. Слайд№19 (Колония-страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности).(Запись в тетрадь) Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни. Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые- золото, алмазы, медную руду, ценную древесину, продукты земледелия(кофе, какао, лимоны ,бананы).Африканцев превратили в рабов, их использовали в качестве дешёвой рабочей силы на плантациях и рудниках. В середине 20 века, после Второй мировой войны, в Африке началась освободительная борьба против колонизаторов. В начале 20 века на материке было только 2 свободных государства- Эфиопия и Либерия. В настоящее время все государства Африки независимые. И конечно, длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней. Учитель: Вашему вниманию подготовлен фильм «Народы Африки». Обратите внимание на вопросы, поставленные в начале урока. |