СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Наш знаменитый художник - А.А. Дейнека"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся знакомятся с биографией и творчеством художника А.А. Дейнеки. Ход урока сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Наш знаменитый художник - А.А. Дейнека"»

6 класс

Тема урока: «Наш знаменитый земляк – художник

Александр Александрович Дейнека»

Цель урока: создать условия для ознакомления с особенностями жизни и творчества выдающегося художника Александра Александровича Дейнеки.

Сценарий урока:

  1. Организационный момент

− Ребята, начнём урок с того, что обратим внимание на себя и на своё настроение. Попробуем его оценить. Помогут нам в этом листы настроения. Они лежат перед вами. Их два, возьмите тот на котором стоит №1.

Обратим на себя внимание. Какое у вас настроение, какое чувство вы сейчас испытываете?

У меня такой лист на экране.

Например, у меня сейчас взволнованное настроение. Ведь мне предстоит вести урок необычный, в присутствии гостей, я волнуюсь, чтобы всё получилось.

− Поделитесь, что у вас получилось!

− Отлично!

− А сейчас начинаем работу! Пожалуйста, посмотрите на экран. Здесь представлена картина, она называется «Раздолье».

− Что изображено на картине? (Жаркое солнечное лето, река, группу девушек, бегущих вверх на пригорок после купания)

− Что вам нравиться на этой картине?

− Если бы мы могли оказаться в том месте, какие звуки мы бы могли услышать?

− А может быть мы почувствовали какие-то запахи?

− Какие ощущения могут испытывать героини?

− Какие чувства возникают у вас когда вы смотрите на эту картину? (Переполняющая радость, счастье)

− Действительно эта картина погружает нас в радость, хорошее настроение.

− Я неслучайно начала наш урок с этой картины, ведь хорошее настроение, которым она заряжает, поможет нам сегодня в работе.

  1. Актуализация знаний, объявление новой темы

− Эту картину написал А. Дейнека (своеобразная живописная манера, лаконизм (краткость, сжатость) и монументальность живописного стиля А.А. Дейнеки). Сегодня мы поговорим ещё об этом талантливом человеке, родившемся на Курской земле. Я начала наш урок с картины, которая написана этим человеком.



Показ портрета художника

Тема урока: «Наш знаменитый земляк – художник

Александр Александрович Дейнека»



  1. Изучение нового материала

а) Работа с текстом «Биография А.А. Дейнеки»

Ученики получают карточки с текстом «Биография А.А. Дейнеки».

− Ребята, давайте прочитаем этот текст по цепочке. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить как можно больше информации.

Текст «Биография А.А. Дейнеки»

Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Его отец был железнодорожником (Предки его, по всей вероятности, происходили из среды крестьян.), и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться.

За годы жизни художнику пришлось сменить много специальностей. Он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране — Высшие художественно-технические мастерские.

Умер Александр Дейнека 12 июня 1969 года в Москве, оставив после себя богатое культурное наследие.


Учитель раздаёт карточки, в которых напечатан тот же текст, но с пропущенными словами.

− Ребята, вставьте в тексте пропущенные слова.

Текст «Биография А.А. Дейнеки»

Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в городе _________. Его отец был _________________. По семейной традиции он поступил в ___________________ училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к ______________ оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в город___________, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться.

За годы жизни художнику пришлось сменить много специальностей. Он был ____________ в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал _______________ в Уголовном розыске. Во время службы в армии Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в город ___________, в одно из лучших художественных училищ в стране — Высшие художественно-технические мастерские.

б) Задание «Определи последовательность событий»

− Ребята, перед вами события, которые произошли в жизни Александра Дейнеки.

− Давайте расставим их в правильной последовательности и наклеим в тетрадь.

  • 1935 год – А.А. Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.

  • 1924 год – проходит первая выставка А.А. Дейнеки, на которой он демонстрирует свой талант.

  • 1964 год – А.А. Дейнека был удостоен Ленинской премии.

  • 1928 год – А.А. Дейнека создал знаменитую картину «Оборона Петрограда».

  • 1919 год – А.А. Дейнека служит в Красной Армии.

в) Работа по вопросам

− Какое событие произошло раньше в жизни А.А. Дейнека: первая поездка за границу или служба в армии?

− Как вы думаете, была ли на первой выставке А.А. Дейнеки представлена его картина «Оборона Петрограда»?

− Какое событие произошло позже в жизни А.А. Дейнека: первая выставка или Ленинская премия?

г) Задание «Подбери слово»

− А сейчас поговорим о творчестве. Нам необходимо выяснить, какие темы получили воплощение в произведениях А.А. Дейнеки. Я вам показываю картины (на экране), а вы подбираете одно общее слово для всех картин.

1-ый ряд картин:

«Бег». 1933.

«Вратарь». 1934.

«Эстафета».1947

«Баскетбол».1962

− Подберите одно общее слово, которым можно обозначить тему для всех представленных картин? (Спорт)

− Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Александр Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом.

2-ой ряд картин:

«Поезд прошел. Из поезда». 1930

«Крымский пейзаж». 1930

«Деревня». 1934

«Вечер». 1934

− Кто или что является главным героем на этих квартирах?

Пейзаж это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой − это природа, первозданная или преображенная человеком. 

− Подберите одно общее слово, которым можно обозначить тему для всех представленных картин? (Пейзаж)

− Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой.

3-ий ряд картин:

«У моря». 1957

«Мирные стройки». 1960

«Донбасс». 1947

«Кузнецы» 1957


− Кто главные герои?

− Подберите одно общее слово, которым можно обозначить тему для всех представленных картин? (Труд людей)

− Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для многих полотен. Сегодня сложно представить, что кто-то будет рисовать Труд и Человека Труда так вдохновенно.

4-ый ряд картин (на стенде):

«Окраина Москвы». 1941

«Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве». 1947

«Сбитый ас». 1943

«Оборона Севастополя». 1942

«Сгоревшая деревня». 1942

«В оккупации». 1944

− Наступает Великая Отечественная война, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. Сегодня мы более подробно поговорим о том как представлены суровые военные годы в творчестве Дейнеки.

  1. Физминутка

Ученики выполняют под музыку упражнения для глаз.

д) Работа с картиной «Оборона Севастополя»

Одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

− Что вам глядя на эту картину бросается в глаза? (Военные, море, бой)

− Какие войска изображены, сухопутные, морские? (Моряки)

− О каком городе-герое идет речь, на берегу черного моря. (Севастополе)

− Обратите внимание на цвета, используемые художником на заднем плане, что он изобразил? (Клубы дыма уходят в небо, огонь)

− Что изображено на переднем плане? (Бой. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой. Моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки)

− Что в руках у матроса на переднем плане? (Связка гранат)

− Если посмотреть на позу, выражение лица, мы видим там страх? (Нет)

− О чем он думает? (Остановить врага, даже ценой собственной жизни)

− О чем хотел сказать А.А. Дейнека, когда создавал картину? (О величественном подвиге советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году)

д) Работа с иллюстрациями «Память о художнике сегодня…»

Умер Александр Дейнека 12 июня 1969 года в Москве, оставив после себя богатое культурное наследие.


Ученики получают фото с подсказками.

− Как в Курске увековечили память о знаменитом земляке?

  1. Установили памятник-бюст А.А. Дейнеке в Курске в 1999 году. (сквер на ул. Дейнеки)

  2. Назвали улицу в честь знаменитого земляка.

  3. Назвали Курскую картинную галерею именем знаменитого художника нашего края А. А. Дейнеки.
  1. Первичное закрепление

− Давайте составим рассказ об А.А. Дейнеке, используя опорные слова.

Железнодорожник

Харьков



Москва

Война

  1. Итог урока. Рефлексия

− Что нового узнали на уроке? Какой вопрос вызвал у вас особый интерес?

− Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться с друзья?

− Какое задание понравилось больше всего? Какое задание вызвало затруднение?

− Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

Домашнее задание: прочитать конспект урока, составить рассказ об А.А. Дейнеке.




Интересные факты:

Сколько стоят картины Дейнеки в наше время? Ответ на этот вопрос начнем с рассмотрения аукционных сведений.

К числу рекордных продаж относится уход полотна «За занавеской», проданного в 2015 году за 3,45 млн долларов на торгах MacDougall’s. Картину выставляли в разделе советского и постсоветского искусства. Это работа создана художником в 1933 году и подарена его коллеге Федору Богородскому, работавшему в том же жанре соцреализма. Из коллекции семьи Богородского полотно поступило к частному коллекционеру из Европы, который и выставил его на продажу.