6 класс
Тема урока: «Наш знаменитый земляк – художник
Александр Александрович Дейнека»
Цель урока: создать условия для ознакомления с особенностями жизни и творчества выдающегося художника Александра Александровича Дейнеки.
Сценарий урока:
Организационный момент
− Ребята, начнём урок с того, что обратим внимание на себя и на своё настроение. Попробуем его оценить. Помогут нам в этом листы настроения. Они лежат перед вами. Их два, возьмите тот на котором стоит №1.
Обратим на себя внимание. Какое у вас настроение, какое чувство вы сейчас испытываете?
У меня такой лист на экране.
Например, у меня сейчас взволнованное настроение. Ведь мне предстоит вести урок необычный, в присутствии гостей, я волнуюсь, чтобы всё получилось.
− Поделитесь, что у вас получилось!
− Отлично!
− А сейчас начинаем работу! Пожалуйста, посмотрите на экран. Здесь представлена картина, она называется «Раздолье».
− Что изображено на картине? (Жаркое солнечное лето, река, группу девушек, бегущих вверх на пригорок после купания)
− Что вам нравиться на этой картине?
− Если бы мы могли оказаться в том месте, какие звуки мы бы могли услышать?
− А может быть мы почувствовали какие-то запахи?
− Какие ощущения могут испытывать героини?
− Какие чувства возникают у вас когда вы смотрите на эту картину? (Переполняющая радость, счастье)
− Действительно эта картина погружает нас в радость, хорошее настроение.
− Я неслучайно начала наш урок с этой картины, ведь хорошее настроение, которым она заряжает, поможет нам сегодня в работе.
Актуализация знаний, объявление новой темы
− Эту картину написал А. Дейнека (своеобразная живописная манера, лаконизм (краткость, сжатость) и монументальность живописного стиля А.А. Дейнеки). Сегодня мы поговорим ещё об этом талантливом человеке, родившемся на Курской земле. Я начала наш урок с картины, которая написана этим человеком.
Показ портрета художника
Тема урока: «Наш знаменитый земляк – художник
Александр Александрович Дейнека»
Изучение нового материала
а) Работа с текстом «Биография А.А. Дейнеки»
Ученики получают карточки с текстом «Биография А.А. Дейнеки».
− Ребята, давайте прочитаем этот текст по цепочке. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить как можно больше информации.
Текст «Биография А.А. Дейнеки»
Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Его отец был железнодорожником (Предки его, по всей вероятности, происходили из среды крестьян.), и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться.
За годы жизни художнику пришлось сменить много специальностей. Он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране — Высшие художественно-технические мастерские.
Умер Александр Дейнека 12 июня 1969 года в Москве, оставив после себя богатое культурное наследие.
Учитель раздаёт карточки, в которых напечатан тот же текст, но с пропущенными словами.
− Ребята, вставьте в тексте пропущенные слова.
Текст «Биография А.А. Дейнеки»
Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в городе _________. Его отец был _________________. По семейной традиции он поступил в ___________________ училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к ______________ оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в город___________, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться.
За годы жизни художнику пришлось сменить много специальностей. Он был ____________ в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал _______________ в Уголовном розыске. Во время службы в армии Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в город ___________, в одно из лучших художественных училищ в стране — Высшие художественно-технические мастерские.
б) Задание «Определи последовательность событий»
− Ребята, перед вами события, которые произошли в жизни Александра Дейнеки.
− Давайте расставим их в правильной последовательности и наклеим в тетрадь.
1935 год – А.А. Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
1924 год – проходит первая выставка А.А. Дейнеки, на которой он демонстрирует свой талант.
1964 год – А.А. Дейнека был удостоен Ленинской премии.
1928 год – А.А. Дейнека создал знаменитую картину «Оборона Петрограда».
1919 год – А.А. Дейнека служит в Красной Армии.
в) Работа по вопросам
− Какое событие произошло раньше в жизни А.А. Дейнека: первая поездка за границу или служба в армии?
− Как вы думаете, была ли на первой выставке А.А. Дейнеки представлена его картина «Оборона Петрограда»?
− Какое событие произошло позже в жизни А.А. Дейнека: первая выставка или Ленинская премия?
г) Задание «Подбери слово»
− А сейчас поговорим о творчестве. Нам необходимо выяснить, какие темы получили воплощение в произведениях А.А. Дейнеки. Я вам показываю картины (на экране), а вы подбираете одно общее слово для всех картин.
1-ый ряд картин:
«Бег». 1933.
«Вратарь». 1934.
«Эстафета».1947
«Баскетбол».1962
− Подберите одно общее слово, которым можно обозначить тему для всех представленных картин? (Спорт)
− Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Александр Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом.
2-ой ряд картин:
«Поезд прошел. Из поезда». 1930
«Крымский пейзаж». 1930
«Деревня». 1934
«Вечер». 1934
− Кто или что является главным героем на этих квартирах?
Пейзаж − это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой − это природа, первозданная или преображенная человеком.
− Подберите одно общее слово, которым можно обозначить тему для всех представленных картин? (Пейзаж)
− Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой.
3-ий ряд картин:
«У моря». 1957
«Мирные стройки». 1960
«Донбасс». 1947
«Кузнецы» 1957
− Кто главные герои?
− Подберите одно общее слово, которым можно обозначить тему для всех представленных картин? (Труд людей)
− Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для многих полотен. Сегодня сложно представить, что кто-то будет рисовать Труд и Человека Труда так вдохновенно.
4-ый ряд картин (на стенде):
«Окраина Москвы». 1941
«Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве». 1947
«Сбитый ас». 1943
«Оборона Севастополя». 1942
«Сгоревшая деревня». 1942
«В оккупации». 1944
− Наступает Великая Отечественная война, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. Сегодня мы более подробно поговорим о том как представлены суровые военные годы в творчестве Дейнеки.
Физминутка
Ученики выполняют под музыку упражнения для глаз.
д) Работа с картиной «Оборона Севастополя»
Одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
− Что вам глядя на эту картину бросается в глаза? (Военные, море, бой)
− Какие войска изображены, сухопутные, морские? (Моряки)
− О каком городе-герое идет речь, на берегу черного моря. (Севастополе)
− Обратите внимание на цвета, используемые художником на заднем плане, что он изобразил? (Клубы дыма уходят в небо, огонь)
− Что изображено на переднем плане? (Бой. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой. Моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки)
− Что в руках у матроса на переднем плане? (Связка гранат)
− Если посмотреть на позу, выражение лица, мы видим там страх? (Нет)
− О чем он думает? (Остановить врага, даже ценой собственной жизни)
− О чем хотел сказать А.А. Дейнека, когда создавал картину? (О величественном подвиге советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году)
д) Работа с иллюстрациями «Память о художнике сегодня…»
Умер Александр Дейнека 12 июня 1969 года в Москве, оставив после себя богатое культурное наследие.
Ученики получают фото с подсказками.
− Как в Курске увековечили память о знаменитом земляке?
Установили памятник-бюст А.А. Дейнеке в Курске в 1999 году. (сквер на ул. Дейнеки)
Назвали улицу в честь знаменитого земляка.
Назвали Курскую картинную галерею именем знаменитого художника нашего края А. А. Дейнеки.
Первичное закрепление
− Давайте составим рассказ об А.А. Дейнеке, используя опорные слова.
Железнодорожник
Харьков
Москва
Война
Итог урока. Рефлексия
− Что нового узнали на уроке? Какой вопрос вызвал у вас особый интерес?
− Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться с друзья?
− Какое задание понравилось больше всего? Какое задание вызвало затруднение?
− Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?
Домашнее задание: прочитать конспект урока, составить рассказ об А.А. Дейнеке.
Интересные факты:
Сколько стоят картины Дейнеки в наше время? Ответ на этот вопрос начнем с рассмотрения аукционных сведений.
К числу рекордных продаж относится уход полотна «За занавеской», проданного в 2015 году за 3,45 млн долларов на торгах MacDougall’s. Картину выставляли в разделе советского и постсоветского искусства. Это работа создана художником в 1933 году и подарена его коллеге Федору Богородскому, работавшему в том же жанре соцреализма. Из коллекции семьи Богородского полотно поступило к частному коллекционеру из Европы, который и выставил его на продажу.