СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Неопределенная форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Неопределенная форма глагола"»

Урок русского языка в 4 классе («Школа России»)

Урок - исследование

Тема урока: Неопределенная форма глагола

Цель урока: Формирование представления о глаголах неопределенной формы 

Задачи урока:

1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;

2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы;

3. Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределённую форму глагола; 

Планируемые результаты:

Предметные:                                                                                                                                                 - Знать определение неопределенной формы глагола;                                            - Познакомить с суффиксами глаголов неопределенной формы – ТЬ, ТИ, ЧЬ;                                                                                                                                           - Уметь распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и суффиксу;                                                                                                                      - Уметь правильно распознавать в речи глаголы неопределенной формы;

Метапредметные:

- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

- формирование основных мыслительных операций;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;                                                                                      

Личностные:

– проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;

 – развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

 – интерес к предметно-исследовательской деятельности;

 – оценка своих достижений.

Оборудование и материалы 

Компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, система контроля и мониторинга качества знаний PROСlass, индивидуальные карточки, карточки для работы всей команды.

                                   Конспект урока

I.Организационный  момент.    

Учитель приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Учитель:  День хороший наступил,

    Солнце светит нам с утра.

    И природа оживает -

    Всех будить уже пора.

- Я надеюсь, что вам не будет скучно на уроке, и мне не придется вас будить.

II. Минутка чистописания    

Учитель:  О каком времени года, и о каких весенних признаках  говорится в стихотворении?  (О весне, природа оживает)

Учитель:   Как такой прием называется в литературе?  (Олицетворение)

Учитель:   Назовите в слове весна первый звук, дайте ему характеристику. (Звук [в,] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный)

Учитель:   Какой буквой этот звук обозначен на письме?   (Буква в)

- Эта буква и будет хозяйка нашей минутки чистописания.

Минутка чистописания:

вы  ву   ве

выучить вести печь

Что выучишь в молодости,  того не забудешь в старости.

III. Актуализация опорных знаний

Учитель:   Какую тему мы начали изучать?  (глагол)                                                           - Что вы знаете о глаголе?  

 -Как изменяется глагол? (по временам, числам, родам в прошедшем времени)

- Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе?

IV. Формулирование темы урока и его задач.

Создает проблемную ситуацию.  Работа в группах.

Учитель:  Спишите эти словосочетания, определите у глаголов время.

стащил со стола

хранишь тайну

полетят на юг

смотреть в окно

позвонить другу

- Испытали ли вы какие-нибудь затруднения?  ( В глаголах «смотреть» и «позвонить» не можем определить время.)

-  Попробуйте определить число у этих глаголов. (Не можем)

-  Как можно  назвать такие глаголы?

-  Определите тему и задачи нашего урока. (Задачи урока появляются на ступеньках лестницы.)

Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.

Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы.

Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.

Научиться образовывать глаголы неопределенной формы.

V. Открытие новых знаний. Исследовательские работы

Учитель:  Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы. (Нельзя определить время, число, род.)

- А какая первая задача урока? (Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.)

-Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы проведем несколько исследований.

Работа в группах 

Исследовательская работа №1.

Учитель:   Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика.

Держать, зарубить, мозолить, прикусить.

- Сделайте вывод.    (Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

- Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока?  (Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы)

Исследовательская работа №2.   

Учитель:   Запишите глаголы  иду, везёшь,  играю в неопределённой форме.

Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на  -ть и –ти.

- Какой частью слова являются –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы?

Учитель:   О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. Мы будем говорить об этой части глагола как о формообразующем суффиксе.  Этот суффикс не входит в основу слова.

- Разберите глаголы неопределённой формы мозолить, прикусить, принести по составу. (Дети разбирают слова по составу)

Исследовательская работа №3.   

Учитель:   Запишите глаголы берегу, стригу в неопределённой форме.

Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на  - чь  и  - чи.

- Какой частью слова являются –ЧЬ в глаголах неопределённой формы?

- Разберите глаголы лечь, беречь, стричь неопределённой формы по составу.   (Дети разбирают слова по составу в парах)

Открытие «секрета» глаголов неопределенной формы.

Учитель:   Я еще раскрою вам один секрет глаголов неопределенной формы.

Глаголы неопределенной формы – это начальная форма глагола. Глаголы неопределенной формы еще называют «инфинитив» («неопределённый»).

-  Подведем первые итоги урока. Восстановите правило. (Восстанавливают правило).

Неопределённая форма глагола – это____( начальная)_____ форма глаголаЭто______(  неизменяемая)_____форма глагола.  Она не __ (указывает)____ ни  на __ (время)_____, ни на ___ (число)______ глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос __ что делать?___ или ___ что сделать?___.

VI. Физминутка « Берегите глаза!»  (Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз)

VII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.

Учитель:   Поднимаемся еще на одну ступеньку. Какую задачу нам надо решить? (Работа в группах)  (Нахождение глаголов неопределенной формы. в письменной и устной речи.)

1.Письмо Карлсону от Малыша. (Текст письма  у каждой группы) (Слушают письмо и задание. Выполняют в группе.)

2. Послушайте песню «Чему учат в школе» и выпишите глаголы неопределенной формы. (Слушают песню и выписывают глаголы неопределенной формы)

Учитель:    Решили эту задачу? Посмотрите на лесенку. Какая задача еще стоит перед нами?   ( Образование глаголов неопределенной формы)

3. Учитель:  Из стихотворения С.Я. Маршака выпишите глаголы и поставьте их в начальную форму.

Снег  теперь  уже  не  тот, -
Потемнел   он  в  поле.
На  озерах  треснул  лёд,
Будто  раскололи.

Облака  бегут    быстрей.                                                                                             Небо  стало  выше.
Зачирикал  воробей
Веселей  на  крыше.

4. Работа с фразеологическими оборотами.

Учитель:    Как называются такие выражения? ( фразеологизмы) 

- Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы

Держать язык за зубами - молчать

Мозолить глаза надоедать

Зарубить на носу  - запомнить

Прикусить язык  - замолчать

Клевать носом  - дремать

VIII. Подвижная физминутка

От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)

Он шагнул назад (шаг назад)

А потом вперед (шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке

(движения руками)

Набирая полный ход

(ходьба на месте)

IX.Самостоятельная работа

Индивидуальная работа детей  (у каждого ребенка текст на листочке)

Учитель:  1. Отредактируйте текст, раскрыв скобки и поставив глаголы в начальную форму. ( Редактируют текст). 

1) (Живем) – Родине  (служим).

2) Нам песня (строил) и (жил) помогает.

3) (Учил) – ум (точил).

4) Братья дружною толпою выезжают (погуляли), серых уток (постреляли).

5) На припёке хорошо (грел) и (нежил) спинку.

2.  - Поменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга. (Взаимопроверка)
- Оцените свою работу. (Оценивают работу.)

                                       

X. Итог урока.  Рефлексия.

 Учитель:   Вернемся к задачам урока.

Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили мы их? (Называют задачи урока и как они их усвоили.)

Учитель. Проверим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Выполним небольшой тест  (выполнение теста в системе «PROСlass»)

- Почему мы не поднялись на самую верхнюю ступеньку лесенки? (Не всё еще мы знаем о глаголах неопределенной формы, есть куда стремиться).

XI. Домашнее задание.

Учитель:   1. - Используя дополнительные источники, узнайте, в каких случаях используют эти глаголы. (Записывают домашнее задание)

1 вариант. Одеть – надеть?

2 вариант. Кушать – есть?