Урок русского языка в 4 классе («Школа России»)
Урок - исследование
Тема урока: Неопределенная форма глагола
Цель урока: Формирование представления о глаголах неопределенной формы
Задачи урока:
1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;
2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы;
3. Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределённую форму глагола;
Планируемые результаты:
Предметные: - Знать определение неопределенной формы глагола; - Познакомить с суффиксами глаголов неопределенной формы – ТЬ, ТИ, ЧЬ; - Уметь распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и суффиксу; - Уметь правильно распознавать в речи глаголы неопределенной формы;
Метапредметные:
- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
- формирование основных мыслительных операций;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
Личностные:
– проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности;
– оценка своих достижений.
Оборудование и материалы
Компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, система контроля и мониторинга качества знаний PROСlass, индивидуальные карточки, карточки для работы всей команды.
Конспект урока
I.Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.
Учитель: День хороший наступил,
Солнце светит нам с утра.
И природа оживает -
Всех будить уже пора.
- Я надеюсь, что вам не будет скучно на уроке, и мне не придется вас будить.
II. Минутка чистописания
Учитель: О каком времени года, и о каких весенних признаках говорится в стихотворении? (О весне, природа оживает)
Учитель: Как такой прием называется в литературе? (Олицетворение)
Учитель: Назовите в слове весна первый звук, дайте ему характеристику. (Звук [в,] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный)
Учитель: Какой буквой этот звук обозначен на письме? (Буква в)
- Эта буква и будет хозяйка нашей минутки чистописания.
Минутка чистописания:
вы ву ве
выучить вести печь
Что выучишь в молодости, того не забудешь в старости.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: Какую тему мы начали изучать? (глагол) - Что вы знаете о глаголе?
-Как изменяется глагол? (по временам, числам, родам в прошедшем времени)
- Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе?
IV. Формулирование темы урока и его задач.
Создает проблемную ситуацию. Работа в группах.
Учитель: Спишите эти словосочетания, определите у глаголов время.
стащил со стола
хранишь тайну
полетят на юг
смотреть в окно
позвонить другу
- Испытали ли вы какие-нибудь затруднения? ( В глаголах «смотреть» и «позвонить» не можем определить время.)
- Попробуйте определить число у этих глаголов. (Не можем)
- Как можно назвать такие глаголы?
- Определите тему и задачи нашего урока. (Задачи урока появляются на ступеньках лестницы.)
Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.
Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы.
Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.
Научиться образовывать глаголы неопределенной формы.
V. Открытие новых знаний. Исследовательские работы
Учитель: Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы. (Нельзя определить время, число, род.)
- А какая первая задача урока? (Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.)
-Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы проведем несколько исследований.
Работа в группах
Исследовательская работа №1.
Учитель: Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика.
Держать, зарубить, мозолить, прикусить.
- Сделайте вывод. (Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
- Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока? (Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы)
Исследовательская работа №2.
Учитель: Запишите глаголы иду, везёшь, играю в неопределённой форме.
Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на -ть и –ти.
- Какой частью слова являются –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы?
Учитель: О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. Мы будем говорить об этой части глагола как о формообразующем суффиксе. Этот суффикс не входит в основу слова.
- Разберите глаголы неопределённой формы мозолить, прикусить, принести по составу. (Дети разбирают слова по составу)
Исследовательская работа №3.
Учитель: Запишите глаголы берегу, стригу в неопределённой форме.
Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на - чь и - чи.
- Какой частью слова являются –ЧЬ в глаголах неопределённой формы?
- Разберите глаголы лечь, беречь, стричь неопределённой формы по составу. (Дети разбирают слова по составу в парах)
Открытие «секрета» глаголов неопределенной формы.
Учитель: Я еще раскрою вам один секрет глаголов неопределенной формы.
Глаголы неопределенной формы – это начальная форма глагола. Глаголы неопределенной формы еще называют «инфинитив» («неопределённый»).
- Подведем первые итоги урока. Восстановите правило. (Восстанавливают правило).
Неопределённая форма глагола – это____( начальная)_____ форма глагола. Это______( неизменяемая)_____форма глагола. Она не __ (указывает)____ ни на __ (время)_____, ни на ___ (число)______ глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос __ что делать?___ или ___ что сделать?___.
VI. Физминутка « Берегите глаза!» (Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз)
VII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.
Учитель: Поднимаемся еще на одну ступеньку. Какую задачу нам надо решить? (Работа в группах) (Нахождение глаголов неопределенной формы. в письменной и устной речи.)
1.Письмо Карлсону от Малыша. (Текст письма у каждой группы) (Слушают письмо и задание. Выполняют в группе.)
2. Послушайте песню «Чему учат в школе» и выпишите глаголы неопределенной формы. (Слушают песню и выписывают глаголы неопределенной формы)
Учитель: Решили эту задачу? Посмотрите на лесенку. Какая задача еще стоит перед нами? ( Образование глаголов неопределенной формы)
3. Учитель: Из стихотворения С.Я. Маршака выпишите глаголы и поставьте их в начальную форму.
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей. Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
4. Работа с фразеологическими оборотами.
Учитель: Как называются такие выражения? ( фразеологизмы)
- Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы
Держать язык за зубами - молчать
Мозолить глаза - надоедать
Зарубить на носу - запомнить
Прикусить язык - замолчать
Клевать носом - дремать
VIII. Подвижная физминутка
От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад (шаг назад)
А потом вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)
IX.Самостоятельная работа
Индивидуальная работа детей (у каждого ребенка текст на листочке)
Учитель: 1. Отредактируйте текст, раскрыв скобки и поставив глаголы в начальную форму. ( Редактируют текст).
1) (Живем) – Родине (служим).
2) Нам песня (строил) и (жил) помогает.
3) (Учил) – ум (точил).
4) Братья дружною толпою выезжают (погуляли), серых уток (постреляли).
5) На припёке хорошо (грел) и (нежил) спинку.
2. - Поменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга. (Взаимопроверка)
- Оцените свою работу. (Оценивают работу.)
X. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Вернемся к задачам урока.
Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили мы их? (Называют задачи урока и как они их усвоили.)
Учитель. Проверим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Выполним небольшой тест (выполнение теста в системе «PROСlass»)
- Почему мы не поднялись на самую верхнюю ступеньку лесенки? (Не всё еще мы знаем о глаголах неопределенной формы, есть куда стремиться).
XI. Домашнее задание.
Учитель: 1. - Используя дополнительные источники, узнайте, в каких случаях используют эти глаголы. (Записывают домашнее задание)
1 вариант. Одеть – надеть?
2 вариант. Кушать – есть?