I. | Организацион-ный момент | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. -Наш урок русского языка хочу начать с пожелания. -Ребята, пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. -Открываем тетради, запишем число, классная работа. | Положительные эмоции, хорошее настроение и т.п. Садятся за парты. Открывают тетради, записывают | Личностные: самоопределение Мотивация на успех Психологический настрой. |
II. | Минутка чистописания | - Пишем буквы и соединения букв: Гг гл ог ег соблюдая наклон, высоту букв и правильное соединение букв. -Задание: отгадать загадку, написать словарное слово-отгадку * с людьми дружит, дом сторожит * без рук, без ног, а рисует * жидко, а не вода, бело, а не снег * мал, невелик чирик-чирик * сто одежек и все без застежек | Работают в тетради. У доски и в тетради: Собака Мороз Молоко Воробей Капуста | Познавательные: Обще учебные Регулятивные: Отработка каллиграфических навыков Коммуникативные -умение вступать в диалог |
III | Актуализация опорных знаний | -Какие части речи изучали на уроках русского языка? -Что такое глагол? -Отвечает на вопросы? -Глагол изменяется ? Внимание на экран. -Найдите и докажите, что общего во всех словах? Прилететь, объявлять, занести, убежать, поломать, дописывать, вызывать, выходить -А теперь в этих словах найдите различия. -Запишите эти слова в два столбика по вопросам. Что делать? что сделать? Объявлять прилететь Дописывать занести Выходить убежать Вызывать поломать -Проверяем ФИЗМИНУТКА для глаз (учитель командует упражнения для глаз) -Назовите морфологические признаки глаголов? -Определите время глаголов: Пишет, рисовал, подойдёт, нарисовать, посмотрим, болеть Н.в. пр.в. б.в. Пишет рисовал подойдёт посмотрим -Что заметили? Какая возникла проблема? -Почему остались два глагола Нарисовать, болеть ? | Ответы ребят: -Глаголы - часть речи -что делать? что сделать? - по временам, числам -Работают в паре Ответы детей: -все слова глаголы, - все слова глаголы неопределенной формы, - у всех есть приставки, - в каждом слове безударная гласная. -отвечают на вопросы: что делать? и что сделать? -выписывают глаголы в два столбика по вопросам самостоятельно 2 ученика работают за доской -выполняют команды учителя - Время, лицо, число, род -проблемная ситуация для учащихся 1 уч. работает у доски, остальные в тетради - у этих глаголов нельзя определить ни время, ни число, ни род, ни лицо | Регулятивные: Целеполагание - умение определять цель деятельности на уроке; -умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем и учащимися. Познавательные: -умение на основе анализа делать выводы; - умение обобщать и классифицировать По признакам Коммуникативные: -умение слушать и понимать других; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами различного вида; -умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя. Личностные: -проявление интереса к изучаемому материалу; -сохранение учебной мотивации. |
IV | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации | -Почему у этих глаголов нельзя определить время? -Какова тема нашего урока? -Какова цель нашего урока? Значит, сегодня на уроке мы попытаемся обобщить знания о глаголах неопределенной формы и что-то узнать новое. -На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? -Кто сможет дать определение -Давайте обратимся к учебнику. -Что узнали нового? -Дайте новое определение неопределенной форме глагола -Какое действие они обозначают- завершенное или нет? ФИЗМИНУТКА | - они отвечают на вопросы, по которым нельзя определить морфологические признаки. -Неопределенная форма глагола. -Находить глаголы неопределенной формы; ставить к ним вопросы, определять вид, а также учиться употреблять глаголы в речи -Что делать? что сделать? Ребята дают определение Дети самостоятельно на-ходят информацию и делятся ею с соседом. -глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ТЬ,-ТИ Или оканчиваются на ЧЬ. -Дается новое определение -Глаголы, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? –несовершен-ного вида, Глаголы, которые отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? – совершено- го вида. |
V | Применение открытого способа для решение учебно-практической задачи | Попробуем применить получен-ные знания. -Работать будем в 4 группах. Каждая группа получает карточки с пословицами. Задание: прочитать, найти глаголы в неопределенной форме, определить их вид. -Результаты проверяем с обратной стороны карточки. -В какой группе имеются ошибки? -Зачем выполнялась эта работа? | Дети работают самостоятельно по группам. Проверяют выполненную работу Анализируют ошибки, если они имеются. -Чтобы уметь находить неопределенную форму глагола. |
VI | Словарно-лексическая работа. | -Живут на свете два глагола –«одеть и надеть». Они очень похожи, но у них разное значение Одеть можно кого-то. Напри-мер, Ира одела брата. Надеть можно что-то на себя. Например, я надеваю пальто, шапку. «Одеть, надеть»…два этих слова Мы путаем так бестолково! «Одеть, надеть…» Давай глядеть Кого одеть и что надеть! (Н.Матвеева) -Задание: составьте по два предложения со словами ОДЕТЬ, НАДЕТЬ. Проверяем и доказываем, что предложение составлено правильно | Самостоятельная работа в тетрадях. -дети зачитывают т обсуждают записанные предложения. |
VШ | Обобщение изученного материала. Итог урока | -А сейчас подведем итог. Предлагаю аукцион Знаний по теме «Неопределенная форма глагола». На аукцион выставляется глагол «УЧИТЬ»: -лексическое значение? -начальная форма? -однокоренные слова? -звуко-буквенный анализ -Аукцион закрыт. Таким образом, мы подвели итог урока. | -«давать знания» - учить -учение, ученик, учиться, учебник, учебный -5б.,4зв.,2 гл.,2 согл.,2 согл. глух.,Ь-звука не имеет; -неопределенная форма гл., отвечает на вопрос что делать?, не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число; несовершенного вида, т.к. обозначает незавершенное действие |