Свердловская область, г.Каменск-Уральский
Лицей №9
Учитель Барабанова Татьяна Юрьевна
I категория
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5»
Тема: «Неправильные дроби»
Цель урока: Познакомиться с понятием «неправильная дробь».
Задачи урока:
Повторить понятие «обыкновенная дробь»; повторить правила сравнения чисел с помощью координатного луча; повторить правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; сформулировать определения понятий «правильная дробь» и «неправильная дробь», сформулировать правила сравнения правильных и неправильных дробей с нулём и единицей.
Развивать у учащихся память, логическое мышление, умение строить гипотезы, умение делать выводы.
Воспитывать у учащихся терпение, умение выслушать мнение другого человека, уважение к чужому мнению.
Ход урока:
1.Актуализация опорных знаний.
Задание 1.
Сравнить дроби и определить какая из предложенных точек будет лежать левее или правее на координатном луче:
и
, таким образом
____________ ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/09/s_5c0d1fafba38f/1021897_4.png)
и
, таким образом
____________ ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/09/s_5c0d1fafba38f/1021897_8.png)
и
, таким образом
____________ ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/09/s_5c0d1fafba38f/1021897_12.png)
Задание 2.
Сравнить дроби с помощью координатного луча:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/09/s_5c0d1fafba38f/1021897_13.png)
и
;
и
;
и
;
и
;
и
.
Учитель: Сравните все эти дроби с 1 и сделайте вывод.
Предполагаемый ответ учащихся: Все предложенные дроби меньше 1, так как лежат левее на координатном луче.
2. Изучение нового материала.
Задание 3.
Запишите все обыкновенные дроби, которые можно составить с помощью цифр 3, 1, 8 (так, чтобы цифры в числителе и знаменателе не повторялись).
Предполагаемый ответ учащихся: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/09/s_5c0d1fafba38f/1021897_24.png)
Учитель: Есть ли среди полученных нами обыкновенных дробей непохожие на те, которые мы изучали раньше? Чем они отличаются? Назовите их.
Предполагаемый ответ учащихся: Да. У них числитель больше знаменателя. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/09/s_5c0d1fafba38f/1021897_25.png)
Учитель: Как думаете какое название можно дать этим дробям?
Предполагаемый ответ учащихся: необыкновенные, неправильные, …
Учитель: Эти дроби называются неправильными дробями.
Как будут называться обыкновенные дроби, с которыми мы работали раньше?
Эти дроби называются правильными дробями.
Как можно определить неправильные дроби и правильные дроби?
(В классе найдётся один или два ученика, которые выскажут верное определение)
Давайте обратимся к учебнику и узнаем верны ли ваши предположения (стр.151)
Работа с учебником.
№975
(Работа на основе №975)
Учитель: Обведите правильные дроби синим карандашом, а неправильные – красным.
Отметим на этом же координатном луче единицу.
Сравните все эти дроби с 1 и сделайте вывод.
(В классе найдётся один или два ученика, которые скажут верный ответ)
Давайте обратимся к учебнику и узнаем верны ли ваши предположения (стр.152)
3. Закрепление нового материала:
Работа с учебником: № 976, № 977, №975
4. Итоги урока.
Учащиеся говорят о том, что нового они узнали на уроке, проговаривая определения новых понятий.
5. Домашнее задание:
Стр 151 §25 №999, №1000, №1025.