СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Нервная ткань и ткани внутренней среды»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Нервная ткань и ткани внутренней среды»»

Тема: «Нервная ткань и ткани внутренней среды. Лабораторная работа № 1. «Строение тканей организма человека»»

Цель: Формирование знаний о строении и функциях нервной ткани и тканей внутренней среды; развитие умений работать с микроскопом, сравнивать, анализировать, делать логические выводы, оформлять результаты наблюдений; воспитание интереса к обучению.

Задачи:

• формирование навыков работы с микроскопом, умений анализировать и оформлять результаты наблюдений;

• развитие умений сравнивать, анализировать, делать логические выводы;

• воспитание интереса к обучению.

Тип урока (вид урока): формирование новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

Ответьте на следующие вопросы:

Тело человека состоит из ……………… типов тканей.

Ткань состоит из …………………… и межклеточного вещества.

Характеристика эпителиальной ткани.

Характеристика мышечной ткани.

Объявление темы урока.

3. Изучение нового материала:

Вам уже известно из предыдущих уроков, что в многоклеточном организме клетки специализированы к выполнению определенных функций (проведение возбуждения, сокращение, секреция и др.). Сходные по происхождению, строению и функциям клетки и межклеточные структуры образуют ткань. Различают четыре основных типа тканей тела человека: нервную, эпителиальную, мышечную и ткани внутренней среды.

Нервная ткань состоит из нервных клеток — нейронов и клеток глии. В нервной клетке различают тело и отростки: короткие, сильно ветвящиеся, дендриты, и длинный, как правило, слабоветвящийся, аксон. Дендриты воспринимают сигналы от других нейронов или непосредственно от внешних раздражителей. По ним возбуждение поступает к телу клетки, а по аксону — к следующей клетке.

Клетки глии заполняют пространства между нейронами. Они обеспечивают питание, защиту и «упаковывают» нейроны. Основные свойства нервной ткани — возбудимость и проводимость.

Ткани внутренней среды широко представлены во многих органах. Их основными функциями являются:

  • сохранение постоянства внутренней среды организма;

  • поддержание структурной организации разных органов;

  • создание условий для обмена веществ;

  • участие в защитных (иммунных) реакциях организма;

  • депонирование энергетических запасов (размещение и хранение жиров).

Различают следующие виды тканей внутренней среды:

  • кровь и лимфа;

  • собственно соединительные;

  • скелетные (хрящевая и костная ткани).

Для всех тканей внутренней среды характерно хорошо развитое межклеточное вещество. Так, у кости оно твердое, у крови — жидкое, а у хряща — эластичное и упругое. Эти различия обусловлены тесной гармоничной взаимосвязью между строением и функциями этих тканей.

Кровь и лимфа — особые виды тканей внутренней среды, для которых характерна жидкая консистенция межклеточного вещества. В крови роль межклеточного вещества играет особая, сложная по составу жидкость — плазма. В ней во взвешенном состоянии находятся форменные элементы (клетки) крови: эритроциты, лейкоциты и др. Лимфа — жидкость, циркулирующая в лимфатической системе и по составу близкая к плазме крови. В лимфе находятся лимфоциты — одна из форм лейкоцитов (подробнее об этом вы узнаете в главе 6 «Внутренняя среда организма»).

Кровь и лимфа выполняют многочисленные функции, связанные с поддержанием постоянства химического состава внутренней среды организма.

Собственно соединительные ткани — это широко распространенные в организме ткани с развитой системой волокон в межклеточном веществе. В зависимости от того, как располагаются волокна, рыхло или плотно, выделяют рыхлую волокнистую соединительную ткань (присутствует в стенках кровеносных сосудов) и плотную волокнистую соединительную ткань (образует связки и сухожилия).

В группу собственно соединительных тканей, помимо волокнистых, входят ткани со специальными свойствами: жировая, пигментная и др.

Скелетные ткани представлены хрящевой и костной. Хрящевая ткань отличается упругой (желеподобной) консистенцией межклеточного вещества. Она образует межпозвоночные диски, суставные поверхности сочленяющихся костей. Костная ткань представлена пластинками межклеточного вещества, между которыми лежат костные клетки. Она очень прочная и, помимо функции опоры, играет важную роль в обмене минеральных веществ в организме.

Напоминание учащимся о правилах работы с микроскопом и препаратами.

Лабораторная работа №1 по изучению микроскопического строения тканей организма человека (продолжение). Рассматривают в микроскоп предложенные микропрепараты тканей организма человека и отвечают на вопросы.

4.Закрепление

1. Охарактеризуйте структурно-функциональные особенности нервной ткани.

2. Почему к тканям внутренней среды относят такие разные ткани? Что их объединяет?

3. В чем состоят особенности строения собственно соединительных тканей по сравнению с другими видами тканей?

4. Что представляют собой жидкие ткани внутренней среды?

5. Как строение скелетных тканей соответствует их функциям?

5. Информация о домашнем задании

Домашний задание: §3

6.Итоги урока. Рефлексия

Давайте подведем итоги нашего урока:

-что мы изучили?

-как вы думаете достигли ли мы цели урока?

-все ли было вам понятно?

-все ли понравилось?