Конспект урока по изобразительному искусству:
Понимание художником красоты природы
(Творчество Н.Рериха – 6 кл. по программе Б.М. Неменского). Конспект урока сопровождается презентацией, раскрывающей тему урока и помогающей эмоциональному восприятию красоты пейзажей.
Тема урока: «Он любил рисовать горы…» (слайд 1)
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством художника Н. Рериха, с творчеством русских художников, с историей возникновения пейзажа как самостоятельного жанра, научить передавать свои мысли и чувства в рисунке, а также учить отличать его произведения от картин других художников.
(слайд 2)
Оборудование: Репродукции пейзажей русских художников(Грабарь «Февральская лазурь»; «Корабельная роща»; И.И. Шишкин «Рожь»), картин Н. Рериха («Альпы», «АК-Таг», «Арджуна», «Аджанта», «Гималаи»), презентация урока, детские работы.
Музыкальный ряд: музыкальная композиция Condor pasa
Литературный ряд: А.С. Пушкин «Горы Кавказа», М.Ю. Лермонтов «Утес»
Материалы и инструменты: бумага, кисти, масляные карандаши, акварель, гуашь.
План урока:
Организационный момент.
(Повторение)Пейзаж-жанр изобразительного искусства
--Виды и жанры изобразительного искусства.
--История возникновения пейзажа.
--Пейзажи русских художников.
3.(Новый материал) Творчество Н.К. Рериха
4. Демонстрация детских работ
5.Практическая работа
6. Подведение итогов урока.
--Анализ работ.
--Выставление оценок.
--Домашнее задание.
Ход урока:
Орг. момент.
-Приветствие класса
-Проверка готовности к уроку
Пейзаж – жанр изобразительного искусства.
--Виды изобразительного искусства:
На прошлом уроке мы с вами познакомились с видами изобразительного искусства. Давайте вспомним, какие виды изобразительного искусства вы знаете? (таблица)
-- Жанры изобразительного искусства: (таблица)
* Пейзаж
* Портрет
* Натюрморт
* Анималистический жанр
* Бытовой
* Исторический
* Батальный
* Маринистический
3.История возникновения пейзажа.
Временем рождения европейского пейзажа принято считать 16 век. Считать его самостоятельным художественным явлением начинают лишь с 17 века.
Жанр пейзажа, как вы поняли, гораздо моложе чем скульптура (примерно 40 – 12 тысячелетие до н.э.); архитектура (2 тысячелетие до нашей эры – менгиры, дольмены, кромлехи, пирамиды).
4.Пейзажи русских художников: (Демонстрация репродукций русских художников: Грабарь «Февральская лазурь»; «Корабельная роща»; И.И. Шишкин «Рожь»)
Посмотрите, пожалуйста, на произведения великих русских живописцев и постараемся понять какое чувство они испытывали к природе, к тем местам, которые они изображали.
(Демонстрация репродукций русских художников: Грабарь «Февральская лазурь»; «Корабельная роща»; И.И. Шишкин «Рожь»)
Творчество Н. Рериха. (слайд 3)
Творчество Николая Константиновича Рериха – явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по всей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н. Рериха огромно – более семи тысяч картин, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях многих стран мира, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники. В России крупные собрания произведений Н. Рериха находятся в Третьяковской галерее, в Музее искусства народов Востока в Москве, В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее. Также художник неоднократно бывал и на нашей родной смоленской земле, в поместье М.К. Тенишевой. .
Особенно прекрасны его горные пейзажи. Горы в картинах художника как будто бы живые. Богатый цветовой колорит, разнообразие сюжета сразу завораживают зрителя. Его картинами можно любоваться бесконечно.
Репродукции картин, выполненные холодными цветами:
(слайд 4,5,6)
Репродукции картин, выполненные теплыми цветами:(слайд7,8,9)
Демонстрация детских работ.
(на доске)
Практическая работа. Звучит музыкальная композиция Condor pasa, создающая настроение безмолвия и спокойствия горных просторов.
(Игровой момент с применением ИКТ для ученика «Составь картинку»), (слайд 10);
Давайте посмотрим, как изображать горы в смешанной технике: 1группа- (масляный карандаш и акварель); 2 группа-гуашь.
Педагогический набросок пейзажа на стеклянной доске гуашью.
Выбор положения формата
Наметить линию горизонта
Изобразить горные вершины, учитывая склоны гор, остроту и высоту
Наметить детали переднего плана долины
Подобрать красивое цветовое решение гор в сочетании с небом, учитывая освещение.
-Индивидуальная работа с учащимися.
-Демонстрация фотографий гор в разное время года. (слайд 11-17);
Подведение итогов урока.
Анализ работ.
После окончания работы производится демонстрация лучших и наиболее удачных работ на доске или на одной из парт класса.
Выставление оценок. Объявляются оценки по результатам выполненного задания урока.
Домашнее задание.
Уборка рабочего места.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) «Рожь»
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) «Корабельная роща»
| Моисей водитель. Серия | Местонахождение картины: частная коллекция, Россия | | |
| | Миларепа услышавший. Серия | Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк | | | | Падма Самбгава. Серия | Местонахождение картины: Музей Рериха, Нью Йорк | | |
| Снежный подъём. Серия | Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк | | |
| Гималаи. Серия | Местонахождение картины: частная коллекция, США | | |
| Будда победитель. Серия | Местонахождение картины: частная коллекция, Москва | | |
Демонстрация детских работ:
8 Рисунков
Методические рекомендации к презентации урока
| Презентация “Он любил рисовать горы…” иллюстрирует урок по этой теме в 6 классе по программе Б. М. Неменского. Показ презентации активизирует внимание учащихся, позволяет учителю подробно остановиться на тех моментах урока, которые заслуживают более пристального внимания. В презентации присутствуют ссылки на другие мультимедийные дополнения к уроку, что помогает создать нужный эмоциональный фон, погрузиться в красоту мира природы (по щелчку мыши все слайды). |
| Второй слайд презентации помогает усвоить цели и задачи урока. |
| На третьем слайде рассказ о творчестве художника. Рассказать о его приезде на Смоленщину, о творческом союзе. |
| На этом слайде учитель говорит о пейзаже. Что такое пейзаж, определение пейзажа. (Повторение холодных цветов) Говоря о жанре изобразительного искусства, мы должны ответить на вопрос – что изображено на картине. Картины, на которых изображена природа, называется “Пейзаж”. Пейзаж - это картина, на которой изображены лес, поле, река, город, море, горы и т.д. Если класс достаточно сильный, возможно рассказать о видах пейзажа – городском, индустриальном, морском (марина или маринистическом). |
| В этом слайде краткая историческая справка о возникновении пейзажа. В слайде говориться о том, что пейзаж – один из самых молодых жанров в искусстве, и возник позже портрета и анималистического жанра. По-видимому, изображение природы не являлось важным для древнего человека, так-так он не отделял себя от неё. Также более подробно рассматривается холодная гамма |
| Краткое описание изображения на слайде: очертания формы гор, расположение объекта на плоскости листа, освещение, время года. |
| Время появления первых пейзажей в Европе – XVI век. Хотя, нельзя сказать, что элементы пейзажа не изображались ранее. Самостоятельность пейзажа определяется не только отсутствием в картине людей. Самостоятельный пейзаж обладает некой законченной программой, выражает настроение, сюжет. При этом в картине вполне могут присутствовать изображения как людей, так и животных. (Повторение тёплых цветов) |
| Каждый пейзаж прекрасен по-своему. Рассматривая пейзаж, невольно проникаешься ощущением его особой национальной неповторимости и глубинной народности. |
| Пейзаж занимал важное место в творчестве Н.Рериха. История сохранила огромное творческое наследие Н. Рериха:более семи тысяч картин, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях многих стран мира, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники. Среди них наибольшей известностью пользуются знаменитые и незабываемые картины с изображением гор. («Альпы», «АК-Таг», «Арджуна», «Аджанта», «Гималаи»)и т.д. |
| Пейзаж занимал важное место в творчестве русских живописцев. История сохранила имена выдающихся художников, посвятивших своё творчество исключительно пейзажу. Среди них наибольшей известностью обладают: Шишкин И. И.; Саврасов А. К.; Айвазовский А. К.; Левитан И. И.; Поленов В. Д.; Куинджи А. И.; Васильев Ф. А. Но на уроке невозможно, к сожалению, рассмотреть все, даже наиболее известные произведения. Поэтому на следующих слайдах рассматриваются работы Шишкина Ивана Ивановича; Саврасова Алексея Кондратьевича и Левитана. Шишкин – один из самых выдающихся русских живописцев. Рассмотрим картину Ивана Ивановича Шишкина “Рожь”. Какими красками написана картина? В картине нет ничего лишнего, композиция призвана показать широту, простор и свободу русского пейзажа. |
| Задание: Из предложенных объектов сложить пейзаж. |