СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Обучаение грамоте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплект – «Школа России»

Предмет – чтение и письмо

Класс – 1 класс

Место урока в системе уроков: урок систематизации имеющихся знаний, 9 урок добукварного периода обучению грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обучаение грамоте"»

.





Конспект урока

Тема «Слог-слияние»





Учебно-методический комплект – «Школа России»

Предмет – чтение и письмо

Класс – 1 класс

Место урока в системе уроков: урок систематизации имеющихся знаний, 9 урок добукварного периода обучению грамоте.







Разработала:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №117

Каташина Марина Викторовна















Цель урока: : формировать у учащихся умение различать согласные и гласные звуки, развивать устную речь, внимание, фонематический слух, воспитывать интерес к русскому языку..

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Формирование умения читать знаковую модель слога-слияния.

Наблюдение за образованием слогов слияний.

Построение предложения.

Определение порядка слов в предложении и звуков в словах.

Определение согласного и гласного звуков.

Деление слов на слоги и выделение ударного слога.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывание практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия:, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Оборудование урока:

Пропись, ручка, карандаш, доски индивидуального использования, наборные полотна, набор звуковых квадратиков.

Демонстрационный материал: презентация

.







План урока:

  1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).)

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка проблемы

  4. Разрешение проблемы. Систематизация имеющихся знаний

  5. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Подведение итогов. Рефлексия.





























Ход урока



Этап урока

Содержание

Деятельность ученика

I.Самоопреде-ление к деятельности (оргмомент).

Ребята! Сегодня наша любимая Машенька из мультфильма «Маша и Медведь» пришла к нам в класс и приглашает отправиться с ней в гости к её другу Медведю. Вы готовы ?

Внимание! Проверь. Дружок!

Готов ли ты начать урок!?

Всё ли на месте, всё ли в порядке.

Ручки, книжки и тетрадки! СЛАЙД 2-3



Готовы!

II. Актуализация знаний

Путь нам предстоит неблизкий, и мы можем поехать только на….. А вот на чём, нам надо узнать! Давайте разгадаем загадку Маши:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок! СЛАЙД 4-5



Но вот мы с вами на вокзале, покупаем билет, а он – зашифрованный. Маша думала, думала, а одна разгадать не может! ( схема предложения из трёх слов)

СЛАЙД 6

Сколько слов в этом предложении?

Что обозначает черта в первом слове?

Что обозначает точка? Давайте придумаем это предложение. СЛАЙД 7

Одно из слов должно быть «ПОЕЗД». Составьте это предложение.

А сейчас мы эти слова оживим.( Вызываются три ученика. Каждый из них выбирает, в роли какого слова он будет выступать)

Давайте поставим «живые» слова в нужном порядке.

А вы, уважаемые слова, по моей команде, назовёте своё слово!


Ребятки! А почему мы ничего не поняли.



Поезд














Три

Начало предложения

Конец предложения.

Поезд быстро мчится.





Дети хором озвучивают слова.( Никто ничего не понимает!)




Слова в предложении нужно называть по порядку.

III. Постановка проблемы.

С заданием вы справились, билет расшифровали. Отправляемся в путь в гости к Медведю! А как надо вести себя в гостях?

СЛАЙД 8

Мы вышли на станции «Звуковая». Кругом белые, красные и бело-красные домики!!! Как вы думаете, кто живёт в этих домиках? СЛАЙД 9

Как вы думаете, почему домики разного цвета?


Быть вежливым, не кричать, культурно вести себя за столом.


Звуки!!!



В них живут разные звуки- гласные и согласные.


IV. Разрешение проблемы. Систематиза-ция имеющихся знаний






















Физкультминутка.

























































Какие звуки живут в красных домиках?

Какие звуки называются гласными?





А кто живёт в белом домике?

Какие звуки называются согласными?






Маша предлагает вам игру «Поймай звук!» СЛАЙД 10

( Учитель называет звуки, дети поднимают белый или красный квадратик.)

Как мама укачивает ребёнка?

Как воет волк?

Как жужжит пчела?

Как рычит собака?

Как фыркает ёж?

Молодцы! С игрой и путешествие веселее!

Но мы с вами ещё не выяснили, кто же живёт в бело-красных домиках? Вам интересно? Тогда давайте подойдём к ним поближе и узнаем всё о хозяевах этих домиков. И с


весёлой песенкой отправиться в путь.


А теперь всем надо встать, СЛАЙД 11

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз – и так стоять!

Раз. Два, три четыре, пять!

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать!

На носок, потом – на пятку!

Все мы делаем зарядку!


Учитель озвучивает СЛАЙД 12, говорит от имени хозяина красно-белого домика.

«В нашем «Звучном» городе все очень


дружат! Но некоторым звукам бывает скучно


жить по одному. Иногда согласные и гласные звуки договариваются жить вместе в одном домике. И получается красно-белый домик – слог-слияние.(Учитель демонстрирует слияние звуков с помощью сборно-разборной схемы)

Звуковой СЛАЙД 13 МММ-УУУУУУУУУУУУ

Слышите!? Чей это голос?

МММУУУУ – это слово или слог?

Правильно, посадите его на язычок и послушайте, из каких звуков он состоит.

Звук «М» гласный или согласный?


Звук «У» ………?!


Так вот! Звукам «М» и «У» стало скучно жить в разных домиках и они поселились вместе .(Учитель демонстрирует на сборно-разборной схеме) И домик из красного и белого превратился в бело-красный – в слог-слияние!» СЛАЙД 14-15


Спасибо, уважаемые звуки, за интересный рассказ! А мы продолжаем путь к лесу, где


живёт наш друг – Медведь!


Гласные.

Звуки, при произношении которых во рту нет преград, они тянутся , поются.

Согласные звуки.

Те, которые встречают преграду. Выдыхаемому воздуху мешают губы. Зубы или язычок.





А-а-а-а.

У-у-у-.

Ж-ж-ж-ж.

Р-р-р-р.

Ф-ф-ф-ф.





-







Дети делают упражнения.



















Это корова.

Это слог.

МММММММММ

УУУУУУУУУУУУУУУ

Согласный, потому что………

Гласный, потому, что……….





















V. Самостоятель-ная работа в группах с проверкой по образцу.


СЛАЙД 16

Маша: «Я забыла дорогу к дому Михаила Потаповича!

Добрые звуки! Не подскажите нам путь!

Звуки: «К сожалению, мы не знаем! Но вот пролетает оса!

Она точно знает дорогу!

Оса: «Я вам помогу и провожу вас до дома Медведя, но прежде мне надо опылить цветочек со схемой моего слова Вместе мы быстрее найдём этот цветок.

Надо определить, сколько слогов в моём слове, какой ударный, есть ли в нём слоги – слияния..

СЛАЙД 17

Перед нами несколько цветков со схемами. Нужно найти схему к слову «ОСА». Работаем группами по 4 человека.

Выберите капитана вашей группы. Приготовьте доски индивидуального использования и попробуйте совместно


начертить схему слова, а затем Капитан каждой четвёрки озвучит решение и мы дружно выберем верное решение на слайде. Молодцы!

Сколько слогов в этом слове?

Первый слог…..

Второй слог…

Из скольких звуков состоит первый слог? Какой квадратик мы приготовим?

Из скольких звуков состоит 2 слог?

Прослушаем их…..Берём белый и красный квадратики и соединяем их в один домик. Это слог слияние.(демонстрация)




На какой слог падает ударение?

















Работа в группах с использование досок индивидуального использования.








2

О

Са

1, гласный звук «о»

красный

2

Сссссаааааа

(дети на наборных полотнах собирают слово «оса» с помощью сборно-разборных схем.)

На второй.





Закрепление

Изученного материала


Развитие речи



















Рефлексия.

Подведение итогов.


Оса: «Спасибо вам за помощь! Я провожу вас до дома Михаила Потаповича. СЛАЙД 17



Картинка леса. Составление рассказа по картинке.

Но вот и дом Медведя .Из дома слышится звук рычания.

Видимо, что то случилось у нашего друга!

Миша! Мы с ребятами приехали к тебе в гости! Почему ты такой расстроенный!?

Медведь: «Я вам очень рад и очень хотел бы угостить вас разными лакомствами, которые мне дарит лес, но подул сильный ветер и перепутал слова и их схемы . Помогите мне найти пары!


СЛАЙД 18 (малина, орехи, мёд)

Дети первого ряда ищут схему слова «малина»

Второй ряд – «орехи»

Третий ряд – «мёд».

Проводится подробный анализ слов.



Оставим Мише на память наши письма Пропись с.26.




А сейчас давайте расскажем Мише о нашем путешествии.

Что нового узнали, с кем встречались, что делали?

Время пролетело очень быстро и жалко расставаться со сказкой, но впереди у нас обязательно будут новые встречи! А с Машей и Медведем мы попрощаемся нашими волшебными ладошками.

Красная – «Я сегодня МОЛОДЕЦ!»

Жёлтая – « Я мог всё сделать лучше!»

Синяя –« Мне было нелегко!» СЛАЙД 19






Ответы детей.











С удовольствием!


Дети с помощью индивидуальных досок, наборных полотен и сборно-разборных схем «ищут» нужное слово.



Дети под руководством учителя работают в прописи.

Ответы детей.

Дети оценивают свою работу на уроке!