Организационный момент | Приветствие учащихся . -Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно возле парт. Меня зовут Дарья Муслимовна, и урок обучения грамоте проведу сегодня я. - «Ну-ка, посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке: Ручки, книжки и тетрадки? Если так, то значит смело Принимаемся за дело.» - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг к другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно и открыть что-то новое. - Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Садятся на места. | Личностные: организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте. |
Артикуляционная гимнастика Актуализация знаний Сообщение темы урока | Урок начнём с речевой разминки. Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу. Надувать и втягивать щеки Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку». Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их. Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы. Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед. (Делаю вместе с детьми) -Произнесите отчетливо звуки. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? -Мы продолжаем изучать с вами звуки и буквы. Для начала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы? -Какие бывают звуки? -Какие звуки называют гласными, а какие согласными? -Что сделать, чтобы звук стал видимым? -Отгадайте загадки, чтобы узнать, с какими звуками познакомимся. Эта буква – в табуретке, B таракане и в таблетке. Есть и в слове каратэ, Эта буква – буква ... Начало формы Конец формы Эта буква- в табуретке, В таракане и в таблетке. Есть и в слове каратэ, Эта буква-буква…(Т) Почему-то не до игр, Если рядом бродит...(тигр) Эта буква – в табуретке, B таракане и в таблетке. Есть и в слове каратэ, Эта буква – буква ... Начало формы Конец формы Эта буква – в табуретке, B таракане и в таблетке. Есть и в слове каратэ, Эта буква – буква ... Начало формы Конец формы Эта буква – в табуретке, B таракане и в таблетке. Есть и в слове каратэ, Эта буква – буква ... Начало формы Конец формы -Какой первый звук слышится в слове табуретка, таракан, таблетка? -А во второй загадке в слове тигр какой первый звук слышится? -Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться? -Какая цель урока? Проговорите в парах. | Выполняют артикуляционную гимнастику. -Звук мы произносим и слышим, а букву мы пишем и видим. -Звуки бывают гласные и согласные. -Если при произношении воздух не встречает преграду, значит звук гласный. Если при произношении воздух встречает преграду, значит звук согласный. -Обозначить его буквой. Читают буквы парами. -со звуками [т] [ т’] Ответы детей. | Коммуникативные: -воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; -проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; -соблюдать правила ведения диалога; в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: определять границы своего знания и незнания. |
Упражнения в словоизменении | -Отгадайте следующую загадку. Первые марши играют военные, Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. А вот вторые на крышах стоят, Дружно зимою все сильно дымят. -О чем идет речь? Что изображено на второй картинке? -Давайте охарактеризуем каждый звук. -Назовите первый звук. -Какой он? - Правильно, давайте произнесём следующий звук. -Какой он? - Правильно, давайте произнесём следующий звук. - Что мы можем сказать об этом звуке? - Правильно, давайте произнесём следующий звук. - Правильно, давайте произнесём следующий звук. - Что мы можем сказать об этом звуке? - Ребята, Отгадайте загадку. Длинный коготь, острый клык, Лютый нрав и грозный рык… Лишь чуть-чуть, совсем немножко Схож с домашней рыжей кошкой. Он огромен и усат, Мех роскошный полосат. Все движенья очень ловки, Поддаётся дрессировке. С ним на воле не до игр. Что за хищник это? -Правильно, тигр. Давайте откроем страницу 102 в нашем букваре и найдём схему слова. -Давайте построим звуковую схему слова «тигр» (все на партах, один у доски). Давайте произнесём первый звук. - Какой он? - Правильно, давайте произнесём следующий звук. - Что мы можем сказать об этом звуке? - Верно. Давайте произнесём следующий звук. - Какой он? - Верно. Давайте произнесём следующий звук. - Какой он? -Назовите первый звук в слове ТИГР, в слове ТРУБА. - Что общего? - Чем отличаются? -Теперь давайте впишем с вами эти слова в схемы -На что похожа буква Т? У Тамары тёрочка, Что у деток горочка. С терки сыр катался – Весь внутри остался. На бумажном же листе Терка стала буквой… (Т) На антенну Т похожа И на зонт как будто тоже. -Ребята, я думаю, что вы уже очень устали, поэтому давайте немного отдохнём. | -труба. -т. -Согласный, твёрдый. - При произношении воздух встречает преграду. - При произношении язычок упругий. - Синего -р -согласный, твердый. - При произношении воздух встречает преграду. - При произношении язычок упругий. - Синего -у - Что он гласный. - При произношении воздух не встречает преграду. - Красного -б. --согласный, твердый. - При произношении воздух встречает преграду. - При произношении язычок упругий -синего. -а. - Что он гласный. - При произношении воздух не встречает преграду. - Красного Тигр. - т- Согласный, твёрдый- При произношении воздух встречает преграду- При произношении язычок упругий- Синего - и - Что он гласный.- При произношении воздух не встречает преграду. - Красного - г- Согласный, твёрдый.- При произношении воздух встречает преграду.- При произношении язычок упругий.- Синего -р.- Согласный, твёрдый- При произношении воздух встречает преграду- При произношении язычок упругий- Синего -[т`] [ т]. -в слове тигр звук т мягкий, а в слове труба твердый. -согласные, глухие, обозначаются буквой Тт. Вписываются слова | Коммуникативные: - воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; - в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; - строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом составе слова. Регулятивные: - выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова. Познавательные: - анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова. |
Физминутка | -Теперь слушайте меня внимательно. Я буду зачитывать вам слова. Если вы услышите звук [т'] – вы хлопаете, если звук [т] – топаете. -Рот, тётя, кот, соты, терраса, трон, тропа, театр, топ, топор. -Отлично. | Выполняют движения. | Регулятивные - умение соотносить свои действия с действиями учителя. |
Работа с учебником | Чтение слогов -Прочитаем хором слоги на странице 102. -Читают девочки хором. -Читают мальчики хором. -Прочитайте слоги , в которых буква Т обозначает твёрдый согласный звук [т] -Прочитайте слоги, в которых буква т обозначает мягкий согласный звук [т’] Я показываю – вы читаете. (показываю указкой на слог) Чтение слов. -Найдите на стр.102 столбики слов, прочитайте по цепочке. (Сначала по столбикам, потом по строчкам. Вызываю разных детей.) - Что такое корт? площадка для тенниса. -Почему слово Тарас написано с заглавной буквы? -Найдите и прочитайте слова с одним слогом. -Найдите и прочитайте слова с тремя слогами. -Найдите слова, в которых буква т обозначает мягкий согласный звук [т’] -А теперь в которых буква Т обозначает твёрдый согласный звук [т] Составьте одно предложение, используя данные слова. -Отлично. -А теперь составьте предложения, соотнося слова с верными, на ваш взгляд, концовками. | Читают слоги. -тя, тё, тю, ти, те. -та,то, ту, ты, тэ. -рот торт корт Тарас астра трасса самолёт. -котёнок. -имя собственное. -рот торт корт крик - зарядка котёнок самолёт Читают. Крик, крики, крикун, котёнок Рот, торт, корт, Тарас, астра, трасса, самолёт, зарядка Тарас купил маме торт. - Самолёт летит над морем. Таня рисует котенка. Коля делает зарядку. Утки улетают на юг. | Коммуникативные: - воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; - воспринимать разные точки зрения; - в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. Регулятивные: - выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова. Познавательные: - анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова. |
Подведение итогов. Рефлексия | -Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? -Кто достиг поставленную цель, поднимите руку. -Сейчас мы с вами поиграем. Если выражение неправильное – хлопаем в ладоши, если правильное – молчим. Слушаем внимательно! Звук [т].- гласный. Мягкий. Твердый. -Ребята, если на уроке у вас все получилось, поднимите большой палец вверх. Если у вас что-то не получилось, то поверните большой палец в сторону. Если у вас ничего не получилось, то опустите большой палец вниз. -Молодцы! Сегодня хорошо поработали! Спасибо за урок! | -познакомиться со звуками [т] [ т’] . Хлопают. Хлопают Молчат Молчат | Коммуникативные: В процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. |