СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте и презентация по теме: "Согласные звуки [з], [з’], буквы Зз" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте и презентация по теме: "Согласные звуки [з], [з’], буквы Зз" 1 класс»



Конспект урока

«Согласные звуки [з], [з’], буквы Зз»

обучение грамоте


Цели урока:
Познакомить детей со звонкими согласными звуками [з, з], буквой з.
Учить выполнять звуко-буквенный анализ слов с этой буквой.
Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Оборудование
Компьютер. Экран.
Презентация Microsoft Office PowerPoint.
Сигнальные карточки розового цвета для слабочитающих детей, желтые – для детей со слоговым способом чтения, зеленые – для детей читающих бегло.

Демонстрационные и раздаточные схемы слогов- слияний и звуков для звуко-буквенного анализа слов.

Ход урока

I. Организационный момент

Цель
Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

- Проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят
Начинаем мы сейчас
Читать, писать, смекать.

Прочитайте девиз нашего урока:

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!


— Как вы думаете, какое главное слово в этом девизе? (Сам.)

— А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он сам должен этого захотеть.)

— Я уверена, что вы хотите учиться. Что значит «учиться»? (Это значит понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.)

II. Актуализация опорных знаний

Цель:
Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

1. Читательская разминка (коллективная работа по уровням)
- Перед вами слоговые пирамиды.

Демонстрируется слайд №2-4
- Сейчас будут работать дети, у которых лежат розовые карточки. Вы будете первая группа.

- Прочтите слоги, спускаясь к подножию пирамиды.



Слайд № 5-7

– А теперь дети, у которых лежат желтые карточки. Вы будете вторая группа.

Вы читаете слова.

Слайд № 8-10. Теперь читают дети, перед которыми лежат карточки зеленого цвета. Третья группа. Прочитайте и разгадайте загадки.

Назовите слова-отгадки.



lll. Работа над новым материалом.

1. - Существует ли такое место, где одновременно можно увидеть диких животных, живущих в разных странах, подойти к ним и рассмотреть.

- Как это место называют? Слайд №13

- Кто из вас бывал в зоопарке?

- А хотите побывать еще раз?

- Приглашаю вас на воображаемую экскурсию в зоопарк. Приятной прогулки!

- Осмотритесь вокруг, что вы видите.

Слайды № 14-23 (учащиеся читают и называют зверей, живущих в этом зоопарке)

2. Слайд№24 В зоопарке живут и вот эти звери.

- Давайте назовем, как их зовут. (зубры, зебра)

- Составьте звуковую схему к слову «зубры» из звуковых кружочков. (Один ученик у доски составляет звуковую схему и характеризует звуки).

- Выделите первый звук в слове. Дайте характеристику звука. Какой это звук согласный или гласный? Какой он звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? (звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый). Докажите. Каким кружком обозначим? (Синим)

Аналогично характеризуются остальные звуки в слове.

- Составьте звуковую схему к слову «зебра» из звуковых кружочков. (Один ученик у доски составляет звуковую схему и характеризует звуки).

- Выделите первый звук в слове. Дайте характеристику звука. Какой это звук согласный или гласный? Какой он звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? (звук [з] – согласный, звонкий, мягкий). Докажите. Каким кружком обозначим? (Зелёным)

Аналогично характеризуются остальные звуки в слове.

- Произнесите первые звуки в словах «зубры», «зебра».


Сделайте вывод: что заметили общего в этих звуках? Чем различаются звуки?


- Звуки [з] и [з’] обозначаются на письме буквой З.

- Давайте завершим схему «человечка» (в букваре страница 116). (Буква з обозначает звонкие согласные звуки [з], [з'] - на голове рисуем колокольчик. Один башмачок закрашиваем синим, другой - зелёным цветом, так как буква з обозначает два звука - [з] твёрдый и [з'] мягкий.)


3. Физкультминутка.

Забор, обезьяна, змея, звонок, зеркало, зубы, зебра, гроза, зима, коза, задача, зяблик, зарядка, козёл, ваза.

Если услышите звук [з] - прыгайте, если звук [з‘] – приседайте.

- Ребята! Любой зоопарк интересен своей коллекцией животных, в каждом есть что-то особенное. Но цель любого зоопарка - не только собирать редких животных, но и спасать их. Животные становятся редкими и вовсе исчезающими. В зоопарке о них заботятся специалисты: зоологи, ветеринары, врачи. Люди должны беречь и сохранять, а не уничтожать диких животных.

- Но, а мы продолжим работу над буквой.


4. Работа над буквой.

- На что похожа буква З ?


На эту букву посмотри:
Она совсем, как цифра три!

Буква З на вид как змейка,

Разглядеть её сумей-ка!

З - не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Демонстрируется слайд №24

- Напечатайте букву З в тетрадях. Почему букв две? (строчная и прописная). Какие слова пишутся с заглавной буквы З?

- Где употребляются печатные буквы (в книгах, газетах, журналах). Где употребляются письменные буквы? (при письме).

- Сравните письменную и печатную строчные буквы з.


5. Работа в прописи (стр. 11)

  1. Проанализируете из каких элементов состоит строчная буква з.


Соберите из предложенных элементов письменную букву з.

  1. Написание буквы з с наклонной линией на строке, чередуем цвет ручки.

- У каких строчных букв есть такой же элемент, как и у буквы з? (д, у.)

Объяснение написания буквы учителем.

Слайд 25.


  • Начинаю писать букву, как цифру 2, с «головки». Закругляю, веду влево и, не доведя до нижней линии рабочей строки, перехожу к написанию петли. Петля пересекается на строчке.

- Напишите эту букву в воздухе.

- Проведите пальчиком по собранной букве.

- Обведение буквы в табло, на строчке.

Написание буквы з с наклонной линией, написание буквы з с петелькой.

Подчеркните самую красивую букву.

    1. Написание букв у, з, используем ручки разного цвета.

  • Где пересекается петля? (На строчке.)

- Одинаковой длины петля у всех этих букв?


lV. Закрепление новых знаний.

1. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.

Чтение слогов с буквой з. 1-я и 2-я строчки слогов.

  • Прочитайте слоги, где твёрдый звук [з].

  • Прочитайте слоги, где мягкий звук [з'].

    1. Работа в букваре.

Прочитайте слоги с буквой з в букваре и назовите, в каких словах встречаются эти слоги. Работайте в парами (один читает, другой называет. И наоборот).

    1. Проверим, какие слова вы составили, используя данные слоги.

Слайды с 27 по 32.

    1. Чтение слов с буквой з.

ЗАЛ, АЗБУКА ЗВОН

ЗОВ, ОЗЕРО ЗВОНОК

ЗУБ УЗКИЕ ЗВОНИЛ

ЗЫБКО БРЫЗГИ ЗВОНКИЕ

ЗИМА ИЗБА ПЕРЕЗВОН

ЗЕРНА ЕЗДА ЗАЗВОНИЛ

- Прочитайте первый столбик слов.

- Назовите, чем похожи слова этого столбика.

-Прочитайте второй столбик слов.

- Чем похожи слова этого столбика?

- Читаем слова четвертого столбика.

- Какое слово не понятно? (Зыбко) Каким словом его можно заменить?

- Что объединяет слова этого столбика?

- Прочитайте слова пятого столбика.

- Объясните значения слов.

- Чем похожи слова?

- Прочитайте слова, в которых один слог.

- Прочитайте слова, в которых два слога.

- Прочитайте слова, в которых три слога.

- Предложите своё задание. Как ещё можно прочитать эти слова?


    1. Работа с однокоренными словами.

  • Прочитайте слова 3-го и последнего столбика. Что можно про них спросить? (Это однокоренные слова? Да, корень «звон»)

  • Составьте предложения со словами этих столбиков.

  • Выделите корень «звон».

  • На какие группы можно разделить слова 3-го и последнего столбиков? Звон, звонок, звонил, звонкие - нет приставки. Перезвон, зазвонил - имеют приставку.)

  • Какие из этих слов обозначают действие предмета, какие признак, а какие сам предмет?



    1. Работа в прописи.

  1. Запись слогов с буквой з, отработка соединений.

  2. Списывание слов с буквой з. Наблюдение над ударением в словах.

  • Подчеркните безударный слог. Какой в нём гласный?

  • Обведите слова, отметьте гласные звуки.

Наблюдение над словами с безударным гласным; словами во множественном числе.

  • Какое количество предметов обозначает каждое из этих слов?

  • Назовите слова, обозначающие предметы во множественном

числе.

  • Произнесите слова парами, послушайте. Что изменится в слове?

(Только один звук добавился.)

  • Произнесите пары слов орфографически.

  • Поставьте ударение в каждом слове. Подчеркните безударный слог.

  • Что заметили? (Он стал ударным во втором слове.)

  • Можно ли это слово считать проверочным? Почему?

  1. Составление и запись предложений. Подчёркивание «опасных мест».

У розы шипы. В корзине шишки. У козы рога. Анализ предложений и подготовка к записи.


    1. Работа с текстом.

  1. Чтение чистоговорок.

  2. Чтение скороговорки.

  3. Работа над скороговоркой.


- Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.


- Проговорим вместе и послушаем, какой звук произносится чаще.

(Повторяется звук (З))

- Проговорите еще раз, выделяя звук (З).

Зззимним утром от мороззза
На зззаре зззвенят березззы.

- В каких словах мы слышим звук (З).

(Зззимним - в начале слова,

От мороззза – в конце слова,

На зззаре – в начале слова,

Зззвенят - вначале слова,

Березззы- в конце слова).

- Проговорим скороговорку тихо, громко. (Дети читают)

- Проговорите скороговорку, так, как бы ее проговорил медведь, зайчик, лисичка.

    1. 4. Найдите на строчках спрятанные слова. Какой темой они объединены? (Зима).

    2. Физкультминутка.

    3. 5. Работа с текстом «Зимние картины».

    4. Работа с текстом до чтения.

  • Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию.

  • Что можно представить, когда читаешь слова Зимние картины?

Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение текста про себя.

б) Выявление первичного восприятия.

  • Какие картины представили? Красиво? Холодно?

в) Обобщающая беседа.

  • О каком времени года идет речь в тексте? (В тексте описывается зима.)

Такой текст называется текстом-описанием.

  • О каких признаках зимы идёт речь? Прочитайте.

  • Назовите, какие действия совершают ветры, метели, озёра, реки, позёмка. (Ударили, застыли, завели, закрутила.)

  • О каких ещё признаках зимы идёт речь в тексте?

  • По описанию понятно, холодный или тёплый момент зимы описывает автор?

  • Докажите. (Автор говорит о красоте зимнего леса. Очень красивы ветви берёз и осин в инее. Зелёные ели и сосны выделяются в белом зимнем лесу.)

  • Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Подтвердились ли наши предположения?

  • Как вы считаете, иллюстрация нарисована ко всему тексту или к определённой части? (Нет, не ко всему тексту.)

Читают 2-й абзац.

  • Прочитайте текст, стараясь передать настроение автора, представляя картины, им нарисованные.

Выразительное чтение.

    1. Работа с текстом после чтения.

  • С кем хотел поделиться своим впечатлением автор? А зачем?

  • Нравится ли автору зимнее время года, когда природа спит и очень холодно?


Vl. Итог урока
Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

-С какой буквой знакомились на уроке?
- Чему научились? Кто достиг поставленных целей? Похвалите себя.
– Дети, что нового вы узнали на уроке?