Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе
Предмет: русский язык
Тема урока: «Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?»
Класс: 1
Форма урока: Урок-фантазия
Тип урока: Урок открытия нового знания
Вид урока: комбинированный
Цель урока: способствовать формированию ЗУН по теме через достижение поставленных компетенций.
Задачи занятия:
1. Создать условия для ознакомления с обобщенным лексическим значением имени существительного; организовать работу по формированию навыка задавать вопросы к существительным;
2. Содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; содействовать развитию вербального мышления; повторение, правописания слов из словаря;
3. Воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, материала тетради; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (проверка одноклассника), индивидуальная (самостоятельная работа)
Методы работы: эвристический метод (прием в форме ролевой игры)
Приемы работы: конкретизация задачи, самостоятельный поиск примеров, игра.
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность к организации, рефлексии.
Дидактические средства: проектор, экран, презентация, «двери» на доске для обозначения этапов, «ключи» для разминки, «конфеты» для самооценки, учебник «Русский язык 1 класс», рабочая тетрадь по русскому языку С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова
Ход урока
| Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку послушал и ты, Пусть подкрадётся к самому сердцу, И зародится зерно доброты. - Доброе утро, садитесь, пожалуйста. | Садятся |
Мотивационный этап, а так же этап выявления противоречий | Ребята, давайте откроем учебники… Забегает Алиса, рассматривает все вокруг: -Ой, вы кролика белого не видели? -Нет, здравствуйте, а вы кто? -Ох, простите, я Алиса, дело в том, что я читала книгу, но мимо пробежал белый кролик, я побежала за ним, а потом провалилась в нору…а дальше….вот…. -Ой, ребята, а из какой же это сказки к нам попала Алиса? -А кто написал эту добрую сказку? -А написал ее английский писатель Льюис Кэррол. Он сочинил ее, когда плавал по реке со знакомой девочкой Алисой и придумывал небылицы, чтобы развлечь ее. А позже девочка попросила записать для нее эту сказку. -Алиса, не расстраивайся, мы с ребятами белого кролика не видели, но вот учебник тоже собирались открыть. Ребята, выручим Алису? -А КТО это – учебник? -Алиса, не кто, а что. -А ЧТО эти ребята? -Нет, Алис, ребята, это «кто». - Хорошо, а Вы тогда ЧТО? -Смешная ты, Алиса, правда, ребята? Как она смешно говорит? А как ей объяснить, как же правильно? Алиса, милая, оставайся с нами! Мы с ребятами тебя всему научим. -Спасибо большое! Итак, ребята, давайте обозначим на сегодня нашу тему? СЛАЙД 1 -А что мы должны четко уметь делать в конце урока? Какова наша цель? СЛАЙД 2 | -Нет - «Алиса в стране Чудес» -Затрудняются ответить. -Да! -Она вместо «что» говорит «кто» и наоборот. -Затрудняются ответить -Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» -Знать, в каком случае задавать вопрос «Кто?», а в каком «Что?» |
| - Нам сегодня предстоит очень много думать, очень много писать и запоминать! Мне, конечно, понадобится доска, но я не могу ее открыть с самого утра – тут дверь, а ключа у меня нет! Алиса: А ключи у меня есть (подает мне) – их кролик обронил, правда, он что-то кричал про Красную Королеву и наклонные линии (выделить голосом)… -Да, наклонные линии тут есть. Может их нужно продолжить, как вы считаете, ребята? Беру один из ключей и пробую открыть дверь. Не получается. -Здесь есть мелкий шрифт…Кто сможет прочитать? Перед детьми еще 5 дверей. -Вот мы и освободили доску, можно и учиться! По очереди попробуем открывать двери, чтобы объяснить Алисе все, про вопросы «Кто» и «Что» и научить ее всему, что мы с вами уже умеем? Первая дверь с буквой Р. Алиса: Чтобы ее открыть нужно, сказать скороговорку «Резвый кролик красит крышу краской красной до трубы»! Повторяю с детьми. -Эта дверь скрывала что? -Верно, выполните разминку на стр. 14 в рабочих тетрадях в упр. 2. -Молодцы. А вторая дверь скрывает у нас какую букву? -Правильно. Алиса, давай нам скороговорку! Алиса: «Алиса спасалась от стаи гусей». -За этой дверью прячутся СТИХИ. Их приготовила нам Маша. -Итак, ребята, какое вежливое слово мы сегодня запишем? Перейдем к третьей двери с буквой З. Алиса: Скороговорка такая: «Закрыл зАмок на замОк зеленый маленький зверек». Эта дверь скрывает слово ЗВУКИ -Ребята, как вы думаете, какое задание предлагает нам эта дверца? Верно СЛАЙД 3 Выбираем слова к схемам СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 | -Да! Выполняют разминку. - «Говорите вы все дружно: Повернуть нам ключик нужно, Чтобы стала нам видна, Чудес полная стана!» Повторяют, открывают двери. |
-Да. -Повторяют слова. -Разминку -С -Повторяют. -Маша читает свой стих -Пожалуйста! Записывают в тетрадь. -Повторяют. -Упражнение 3. -Распределяют слова стрелочками. |
| Алиса: Ой, как вы много знаете….Вы, наверное, только книги читаете и даже не спите!! А ЧТО устал? А ЧТО хочет зарядку? -Алиса, ну ты опять? Надо говорить не так. А как, ребята? Алиса: Вот спасибо, давайте тогда выполним зарядку. | -А кто устал? А кто хочет зарядку? |
| -Ребята, мы, конечно, сегодня уже много успели, но вот Алису правильно говорить так и не научили. Она у нас до сих пор неправильно говорит. Как же определить, когда задавать вопрос «Кто?», а когда «Что?» -Да, верно. Давайте проверим свое предположение, открыв дверь с буквой П Алиса: «Пухлый пирожок с повидлом выпекли в простой печи». Дверь со словом ПРАВИЛО -А правило, ребята, скрывается на стр.19 нашего учебника. Давайте его прочитаем. | -Ответы детей. -Открывают учебники, читают правило |
| -Хорошо. Молодцы. А последняя дверка с буквой В поможет нам закрепить умение. Алиса: «Верь в себя и товарища – вы великие волшебники!» Дверь скрывает слово ВОПРОСЫ -Давайте потренируемся в постановке вопросов. Придумайте каждый слово из сказки, к которому можно задать вопрос «Кто?» или «Что?» | -Один говорит слово, другой к нему задает опрос |
| -Вы молодцы, ребята! А дайте теперь проверим, как вы усвоили новый материал? Выполните самостоятельно упр. 4 в тетради. -А теперь обменяйтесь тетрадями в парах и проверьте работу соседа по экрану, если будут ошибки, исправляйте их зеленой ручкой. | -Выполняют -Проверяют |
| -Отлично поработали. Алиса, теперь ты поняла, когда спрашивать «Кто?», а когда «Что?» Алиса: Да, спасибо Вам ребята!! ЧТО бы я без вас делала!! | |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | -Вот и отлично, мы с ребятами рады, что смогли тебя научить. Ребята, а вы как считаете, вы научились задавать вопросы? -Скажите, какой момент был для вас наиболее сложным в уроке? -А какой наиболее простым? -Чему вы научились на этом уроке? -А что вас удивило? -Отлично, чтобы визуализировать наши достижения, я предлагаю поделиться с Алисой частичкой наших знаний – если у вас все получилось – положите ей в корзину для чаепития красную конфетку, если что-то было сложно и нужна еще тренировка – зеленую, а если совсем мало получилось и вы чувствуете себя еще неуверенно – синюю. Алиса: Спасибо большое ребята! Теперь я готова для чаепития со Шляпником и его друзьями! До свидания! (уходит) -Прощаться – нелёгкое бремя, Но нам расставаться пора. Спасибо Алисе за время Что в сказке была детвора! | -Да. -Кладут конфетки в корзину |
Самоанализ урока
План
1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели.
3 Соответствие урока требованиям ФГОС:
3.1. Ориентация на новый образовательный результат.
3.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД
3.3. Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и тд.)
4. Содержание урока.
4.1. Соответствие материала возрастным возможностям учащихся.
4.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.
4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.
5. Методика проведения урока.
5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
5.2. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение ("прочитай", "перескажи", "повтори", "вспомни" - репродуктивный характер; "докажи", "объясни", "оцени", "сравни", "найди ошибку" - поисковый характер)
5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.
5.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение).
5.5. Применение диалоговых форм общения.
5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
5.7. Осуществление обратной связи.
5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ.
5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
5.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи. (наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен)
6. Психологические основы урока.
6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.
6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.
7. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.
8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона)