СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте По теме: «Звуки [р] [р‘]. Буква Р р»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте По теме: «Звуки [р] [р‘]. Буква Р р»»

Цель: Создание условий для ознакомления обучающихся с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи:

Образовательные: Познакомить обучающихся с новыми согласными звуками [р], [р’] и буквами «Р, р»

Развивающие: содействовать развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями, произвольное внимание, речь, воображение.

Воспитательные: воспитывать стремление к успеху в учёбе, чувство взаимопомощи, поддержки, уважительное отношение к товарищам; воспитывать любознательность, умение работать в парах.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Оборудование: презентация, учебник, прописи, схемы слов, золотая рыбка для рефлексии.































Ход урока:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте! Меня зовут Айсел Мушфиговна. Сегодня я проведу урок «Обучение грамоте». Перед тем как начать урок, давайте мы встанем, поздороваемся и улыбнемся друг другу. А сейчас, мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв, но для начала проверим, чтобы наши верные помощники пенал, цветные карандаши и Азбука были с нами. (Проверяет готовность к уроку)

  1. Актуализация знаний

-Давайте вспомним основные правила работы на уроке:

  • работать дружно и активно;

  • уметь слушать друг друга;

  • уважать друг друга;

  • внимательно относиться друг к другу;

  • выслушивать ответы ребят

  • работать успешно

- Что вы знаете о звуках речи, какие они бывают? (Гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные от согласных звуков? (Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения)

- А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? (Буква)

- В чём разница между звуком и буквой? (Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем)


- Сейчас я предлагаю поиграть в фонетическую зарядку.

А) Игра «Доскажи словечко»

Ра-ра-ра-начинается …(игра).

Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары)

Ро-ро-ро- у нас новое…(ведро)

Ру-ру-ру- продолжаем мы … (игру)

Ре-ре-ре- стоит домик на…(горе)

Ри-ри-ри- на ветках… (снегири)

Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар)

Ор-ор-ор-созрел красный… (помидор)

Ир-ир-ир- мой папа… (командир)

Арь-арь-арь- на стене висит… (фонарь)


Б) - Как вороны кричат? (каррррр)

– Как собаки рычат? (ррррррр)


В) Почему тигры рычат: «Р-р-р»,

Вороны кричат: «Кар-р-р»,

Кони хрипят: «Хр-р-р»,

Ставни скрипят: «Скр-р-р»,

Кенар поет: «Тью-ир-р-р»,

Летит вертолет: «Др-р-р»?

Чтоб научить всех ребят Трудное «р-р-р-р» выговаривать! (П. Высоцкий)

– Какой звук встретился в словах? ([р], [р’])

  1. Выявление места и причины затруднения

-Сейчас, я загадаю вам загадки, ваша задача отгадать их.


Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь — он молчок,

Но стоит ручки повертеть,

Он станет говорить и петь. (Радио)


Красивое коромысло

Над лесом повисло. (Радуга)


Завязать можно, а развязать нельзя. (Разговор)


К неизведанной планете

Полечу я на… (Ракете)


В речке есть один чудак.

Не рыбешка, это… (Рак)


Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками. (Рюкзак)


-Что объединяет все эти слова? (в них есть буква Р).

- Правильно. С чем мы будем знакомиться на уроке?

- Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о звуках [р], [р'], учиться находить эти звуки в словах, а также узнаем букву, которая обозначает на письме эти звуки, будем читать слоги, слова с новой буквой.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

-Сегодня мы познакомимся со звуками [р], [р’] и буквами «Р, р».

-Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1) Познакомимся со звуками [р][р’]

2) Познакомиться с буквой (Р).

3) Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой.

4) Научиться печатать слоги и слова с изученными буквами.

5) Составление схем слов звуками [р], [р’] и буквами «Р, р»

Открываем учебник на странице 65.

  1. Реализация построенного проекта

-Перед вами картинка, скажите что вы увидели? Назовите слова на букву Р










-Какой вывод можно сделать? (Во всех этих словах встречаются звуки [р], [р'].)

Знакомство с буквой.

- На доске написано:

  • ак

  • ека

  • от

  • ыба

  • ис

- Посмотрите, написаны буквы, а слова получаются? (нет)

- Почему? (нет первой буквы)

- Посмотрите на доску. На что похожа эта буква? (Эта буква похожа на мачту и парус на лодке!)

-Давайте вставим эту букву в слова и прочитаем, что получилось. (Чтение слов: РАК, РЕКА, РОТ, РЫБА, РИС.)



Круглый бок, жёлтый бок

Сидит на грядке колобок

Врос он в землю крепко

Что же это? (Репка) Реп-ка

- В каком слоге вы услышали новый звук? Назовите его, какой он?

Запишем слово репка схемой и обозначим первый звук р (на доске).



«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит» (Речка)



-Разделите на слоги слово речка. (ре-чка). Выделяем 1-й слог, потом 1-й звук

-Запишем слово речка схемой и обозначим первый звук р’ (на доске).

-Дайте характеристику звука р’ (согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий)

Знакомство с буквами Р р

-Согласные звуки [р], [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр).

-Посмотрите на экран и скажите, а почему здесь 2 буквы р? Зачем нам 2 буквы – заглавная и строчная? Сравните их. (при написании кличек животных, имен людей и названия стран, городов, рек, озёр напишется заглавная буква)

-Откройте учебники на стр. 64 и прочитайте текст «Кактус»

-Ответим на вопросы после текста:

1.Как зовут девочку? (Ира)

2.Что она сделала? (Тронула кактус)

3.Что с ней случилось? (У Иры появилась ранка)

-Какие звуки вы слышали чаще других? (р)

-Какое продолжение мы могли бы придумать?

-Давайте прочитаем слоги с новой буквой на стр. 65 учебника. Для того, чтобы прочитать слог с новой буквой правильно, нужно посмотреть на следующую букву и читать слитно (Ра, ро, ры, ру, ри)



-Откройте прописи и давайте вместе со мной пропишем заглавную и строчную букву Р. (прописывают букву)



-Посмотрите на экран и прочитайте слова (Хор, хорь)

-Объясните значение этих слов. (если поют много детей, такой коллектив называют хор. Хорь - это маленький зверёк, он любит кур)

-Поработайте в парах. Посмотрите на модели и скажите, какие звуки нас интересуют в этих моделях? (В слове хор нас интересует последний звук [р], а в слове хорь - последний звук [ р’])

-А теперь дайте характеристику этому звуку. (Звук [ р ] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук [ р’] - согласный, звонкий, мягкий.)

-Теперь произнесите второй звук. ( [ р’] )

-А теперь произнесите эти два звука. ([р], [ р’])

-Эти звуки обозначаются одной буквой, кто знает какой? (Буквой «р»)

-А теперь мы с вами повторим все. (Большая печатная буква Р, маленькая печатная буква р, обозначает согласный звонкий, твёрдый (мягкий) звук [ р ], [ р’])

- Сейчас мы с вами поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук Р.

Роза, санки, картина, тигр, хомяк, трава, василёк, телефон, крот, рыбка, урок, стул, брат, зебра.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Где применяются печатные буквы? (в книгах, в текстах).

- Где применяются письменные буквы? (при письме слов, предложений).

- А почему печатных и письменных букв по две? (заглавная и строчная).

- Назовите еще раз звуки. ([р], [р’]).

- В какой строке он стоит? (в нижней).

- Дайте характеристику звуку [р] (согласный, мягкий-твердый, звонкий, непарный)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас, в прописи запишите слово ручка прописными буквами. (прописывают, а после сверяют с образцом)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Чтение слов и чтение текста

На стр. 67 прочитаем текст и озаглавим его.



Тут три картинки.

У нас кисти и краски.

Лара раскрасила астры.

Рита раскрасила лилии.

Ира раскрасила ирисы.



Текст можно озаглавить «Картинки»

-Теперь выполним задание после текста. Ответим на вопросы.

«Кто раскрасил ирисы? У кого кисти и краски? Придумай предложение по схеме.»

Кто раскрасил ирисы? (Ирисы раскрасила Ира)

У кого кисти и краски? (Кисти и краски были у всех девочек: у Иры, у Лары и у Риты)

Придумай предложение по схеме. (По схеме можно придумать такие предложения:

  • Катя играет.

  • Света поёт.

  • Миша рисует.

  • Васька лакает.

  • Дружок лает.

-На этой же странице выполним следующее задание. «Прочитай слова»

-Ваша задача, прочитать слова по этим схемам.

По трем схемам можно составить разные слова.

  • На первой схеме получатся слова: сон, нос, сын, осы, носы.

  • На второй схеме можно найти слова: сук, сок.

  • На третьей схеме зашифрованы слова: кот, кит, тик, ток, токи.

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Какие цели ставили в начале урока? (познакомиться с буквой Р р, со звуками [р], [р'] и буквой Р р)

- Что узнали? (как пишется буква Р, р и различия печатной и письменной буквы)

- Чему научились? (анализировать слова с новым звуком, писать букву Р р, составлять предложения, тексты)

-Достигли ли целей? (да)

У вас на столе лежит золотая рыбка. Поднимите, пожалуйста, её те, кому сегодня на уроке было всё понятно и интересно, у вас на уроке всё получилось, вы много узнали нового.

- Я надеюсь, что ваша рыбка будет исполнять ваши желания, но только в том случае, если вы будете внимательны и активны на уроке.

-Молодцы! Вы все активно занимались на уроке. Спасибо всем за урок.

Закончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!