Цель: Создание условий для ознакомления обучающихся с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.
Задачи:
Образовательные: Познакомить обучающихся с новыми согласными звуками [р], [р’] и буквами «Р, р»
Развивающие: содействовать развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями, произвольное внимание, речь, воображение.
Воспитательные: воспитывать стремление к успеху в учёбе, чувство взаимопомощи, поддержки, уважительное отношение к товарищам; воспитывать любознательность, умение работать в парах.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Оборудование: презентация, учебник, прописи, схемы слов, золотая рыбка для рефлексии.
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте! Меня зовут Айсел Мушфиговна. Сегодня я проведу урок «Обучение грамоте». Перед тем как начать урок, давайте мы встанем, поздороваемся и улыбнемся друг другу. А сейчас, мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв, но для начала проверим, чтобы наши верные помощники пенал, цветные карандаши и Азбука были с нами. (Проверяет готовность к уроку)
Актуализация знаний
-Давайте вспомним основные правила работы на уроке:
работать дружно и активно;
уметь слушать друг друга;
уважать друг друга;
внимательно относиться друг к другу;
выслушивать ответы ребят
работать успешно
- Что вы знаете о звуках речи, какие они бывают? (Гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных звуков? (Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения)
- А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? (Буква)
- В чём разница между звуком и буквой? (Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем)
- Сейчас я предлагаю поиграть в фонетическую зарядку.
А) Игра «Доскажи словечко»
Ра-ра-ра-начинается …(игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары)
Ро-ро-ро- у нас новое…(ведро)
Ру-ру-ру- продолжаем мы … (игру)
Ре-ре-ре- стоит домик на…(горе)
Ри-ри-ри- на ветках… (снегири)
Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар)
Ор-ор-ор-созрел красный… (помидор)
Ир-ир-ир- мой папа… (командир)
Арь-арь-арь- на стене висит… (фонарь)
Б) - Как вороны кричат? (каррррр)
– Как собаки рычат? (ррррррр)
В) Почему тигры рычат: «Р-р-р»,
Вороны кричат: «Кар-р-р»,
Кони хрипят: «Хр-р-р»,
Ставни скрипят: «Скр-р-р»,
Кенар поет: «Тью-ир-р-р»,
Летит вертолет: «Др-р-р»?
Чтоб научить всех ребят Трудное «р-р-р-р» выговаривать! (П. Высоцкий)
– Какой звук встретился в словах? ([р], [р’])
Выявление места и причины затруднения
-Сейчас, я загадаю вам загадки, ваша задача отгадать их.
Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь — он молчок,
Но стоит ручки повертеть,
Он станет говорить и петь. (Радио)
Красивое коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)
Завязать можно, а развязать нельзя. (Разговор)
К неизведанной планете
Полечу я на… (Ракете)
В речке есть один чудак.
Не рыбешка, это… (Рак)
Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (Рюкзак)
-Что объединяет все эти слова? (в них есть буква Р).
- Правильно. С чем мы будем знакомиться на уроке?
- Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о звуках [р], [р'], учиться находить эти звуки в словах, а также узнаем букву, которая обозначает на письме эти звуки, будем читать слоги, слова с новой буквой.
Построение проекта выхода из затруднения.
-Сегодня мы познакомимся со звуками [р], [р’] и буквами «Р, р».
-Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
1) Познакомимся со звуками [р][р’]
2) Познакомиться с буквой (Р).
3) Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой.
4) Научиться печатать слоги и слова с изученными буквами.
5) Составление схем слов звуками [р], [р’] и буквами «Р, р»
Открываем учебник на странице 65.
Реализация построенного проекта
-Перед вами картинка, скажите что вы увидели? Назовите слова на букву Р
-Какой вывод можно сделать? (Во всех этих словах встречаются звуки [р], [р'].)
Знакомство с буквой.
- На доске написано:
- Посмотрите, написаны буквы, а слова получаются? (нет)
- Почему? (нет первой буквы)
- Посмотрите на доску. На что похожа эта буква? (Эта буква похожа на мачту и парус на лодке!)
-Давайте вставим эту букву в слова и прочитаем, что получилось. (Чтение слов: РАК, РЕКА, РОТ, РЫБА, РИС.)
Круглый бок, жёлтый бок
Сидит на грядке колобок
Врос он в землю крепко
Что же это? (Репка) Реп-ка
- В каком слоге вы услышали новый звук? Назовите его, какой он?
Запишем слово репка схемой и обозначим первый звук р (на доске).
«Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит» (Речка)
-Разделите на слоги слово речка. (ре-чка). Выделяем 1-й слог, потом 1-й звук
-Запишем слово речка схемой и обозначим первый звук р’ (на доске).
-Дайте характеристику звука р’ (согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий)
Знакомство с буквами Р р
-Согласные звуки [р], [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр).
-Посмотрите на экран и скажите, а почему здесь 2 буквы р? Зачем нам 2 буквы – заглавная и строчная? Сравните их. (при написании кличек животных, имен людей и названия стран, городов, рек, озёр напишется заглавная буква)
-Откройте учебники на стр. 64 и прочитайте текст «Кактус»
-Ответим на вопросы после текста:
1.Как зовут девочку? (Ира)
2.Что она сделала? (Тронула кактус)
3.Что с ней случилось? (У Иры появилась ранка)
-Какие звуки вы слышали чаще других? (р)
-Какое продолжение мы могли бы придумать?
-Давайте прочитаем слоги с новой буквой на стр. 65 учебника. Для того, чтобы прочитать слог с новой буквой правильно, нужно посмотреть на следующую букву и читать слитно (Ра, ро, ры, ру, ри)
-Откройте прописи и давайте вместе со мной пропишем заглавную и строчную букву Р. (прописывают букву)
-Посмотрите на экран и прочитайте слова (Хор, хорь)
-Объясните значение этих слов. (если поют много детей, такой коллектив называют хор. Хорь - это маленький зверёк, он любит кур)
-Поработайте в парах. Посмотрите на модели и скажите, какие звуки нас интересуют в этих моделях? (В слове хор нас интересует последний звук [р], а в слове хорь - последний звук [ р’])
-А теперь дайте характеристику этому звуку. (Звук [ р ] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук [ р’] - согласный, звонкий, мягкий.)
-Теперь произнесите второй звук. ( [ р’] )
-А теперь произнесите эти два звука. ([р], [ р’])
-Эти звуки обозначаются одной буквой, кто знает какой? (Буквой «р»)
-А теперь мы с вами повторим все. (Большая печатная буква Р, маленькая печатная буква р, обозначает согласный звонкий, твёрдый (мягкий) звук [ р ], [ р’])
- Сейчас мы с вами поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук Р.
Роза, санки, картина, тигр, хомяк, трава, василёк, телефон, крот, рыбка, урок, стул, брат, зебра.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Где применяются печатные буквы? (в книгах, в текстах).
- Где применяются письменные буквы? (при письме слов, предложений).
- А почему печатных и письменных букв по две? (заглавная и строчная).
- Назовите еще раз звуки. ([р], [р’]).
- В какой строке он стоит? (в нижней).
- Дайте характеристику звуку [р] (согласный, мягкий-твердый, звонкий, непарный)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- А сейчас, в прописи запишите слово ручка прописными буквами. (прописывают, а после сверяют с образцом)
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Чтение слов и чтение текста
На стр. 67 прочитаем текст и озаглавим его.
Тут три картинки.
У нас кисти и краски.
Лара раскрасила астры.
Рита раскрасила лилии.
Ира раскрасила ирисы.
Текст можно озаглавить «Картинки»
-Теперь выполним задание после текста. Ответим на вопросы.
«Кто раскрасил ирисы? У кого кисти и краски? Придумай предложение по схеме.»
Кто раскрасил ирисы? (Ирисы раскрасила Ира)
У кого кисти и краски? (Кисти и краски были у всех девочек: у Иры, у Лары и у Риты)
Придумай предложение по схеме. (По схеме можно придумать такие предложения:
Катя играет.
Света поёт.
Миша рисует.
Васька лакает.
Дружок лает.
-На этой же странице выполним следующее задание. «Прочитай слова»
-Ваша задача, прочитать слова по этим схемам.
По трем схемам можно составить разные слова.
На первой схеме получатся слова: сон, нос, сын, осы, носы.
На второй схеме можно найти слова: сук, сок.
На третьей схеме зашифрованы слова: кот, кит, тик, ток, токи.
Рефлексия учебной деятельности
- Какие цели ставили в начале урока? (познакомиться с буквой Р р, со звуками [р], [р'] и буквой Р р)
- Что узнали? (как пишется буква Р, р и различия печатной и письменной буквы)
- Чему научились? (анализировать слова с новым звуком, писать букву Р р, составлять предложения, тексты)
-Достигли ли целей? (да)
У вас на столе лежит золотая рыбка. Поднимите, пожалуйста, её те, кому сегодня на уроке было всё понятно и интересно, у вас на уроке всё получилось, вы много узнали нового.
- Я надеюсь, что ваша рыбка будет исполнять ваши желания, но только в том случае, если вы будете внимательны и активны на уроке.
-Молодцы! Вы все активно занимались на уроке. Спасибо всем за урок.
Закончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!