Сюжетная картинка «Звук и буква М» (для упр. на слышание звука)
Этап урока | Действия учителя | Действия детей | УУД |
Организационный момент | Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут _______. Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. | | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) |
Актуализация знаний | Ребята, откройте азбуки на странице 84. Нам дана картинка. -Что вы видите на этом рисунке? -Как вы думаете, какой город изображён? -Как вы догадались? Какое место изображено на картинке? - Ребята, а кто из вас был в Москве? А были ли вы на Красной площади? Что там находится? -Послушайте, как о Москве говорил Александр Сергеевич Пушкин Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! -Велика Москва и красива. И с каждым годом всё больше и красивее становится. | -Город -Москва -Изображён Московский Кремль, храм Василия Блаженного, Красная площадь Ответы детей Дети слушают | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
Звуковой анализ слова Работа со словом дом Работа со словом семь | -Ребята, посмотрите на картинку на доске. Что на ней изображено? -А что такое дом? -Какие бывают дома? -Сколько слогов в этом слове? -Как вы определили? -Какой это гласный? -Давайте попробуем выделить последний звук в этом слове. -Какой это звук? -Как вы определили, что этот звук согласный? Докажите мне. -Что еще вы можете мне сказать об этом звуке? -Назовите мне 1 звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? -Назовите мне 2 звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? - Как мы называем слог, в котором есть гласный звук и согласный звук? -Кто пойдет сделает? -Назовите мне 3 звук? Какой это звук? -Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает? -Ребята посмотрите на доску. (заменить на доске) -Ребята, так сколько же звуков в этом слове? -Посмотрите на доску. На ней изображена схема какого-то слова… что вы можете сказать о слове по этой схеме? Из скольких слогов состоит слово? -Как вы догадались? -Какой первый звук? Докажите -Какой второй звук? Докажите -Какой третий звук? Докажите -Хорошо, теперь посмотрите на картинку. Что на ней изображено? -Подходит ли слово семь к этой схеме? -Назовите мне 1 звук? Какой это звук? -Назовите мне 2 звук? Какой это звук? -Назовите мне 3 звук? Какой это звук? -Какой последний звук мы слышали в слове дом? Давайте произнесем -А в слове семь? Давайте произнесем -А чем схожи эти два звука [м] и [м’]? -А чем они отличаются? | -На картинке изображен дом. -Дом – это место, где мы живём. -Высокие – многоэтажки, низкие – избушки. -В этом слове один слог. -В слове один гласный звук. -[о] -Доммм. -Это согласный звук. -Когда мы произносим этот звук, то голос встречает препятствие - губы. -Он твердый и звонкий. -[д]. Согласный, твердый и звонкий звук -Синим -[ о], гласный звук -Красным -Это слог-слияния -[м], согласный, твердый и звонкий звук -Синим -Три звука -В этом слове один слог. -Потому что в слове один гласный звук. -Первый звук согласный, мягкий, т.к. в схеме обозначен зеленым цветом -Второй звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом - Третий звук согласный, мягкий, т.к. в схеме обозначен зеленым цветом -Семь -Да [с’] –согласный, мягкий, глухой [э] - гласный [м’] – согласный, мягкий, звонкий -Звук [м] -Звук [м’]. -Они оба согласные и звонкие. -Звук [м] твердый, а звук [м’] мягкий. | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Коммуникативные УУД (умение слушать, говорить) |
Упражнение на слышание звука | -Ребята, давайте сейчас поиграем с вами игру, я буду называть вам слова. Если в слове встречается звук [м], [м'], то хлопаем в ладоши если нет в слове звуков [м], [м'], то ничего не делать -Давайте потренируемся. (Задаю слова мама, кружка) - Хорошо, а теперь начнем игру - Молодцы, ребята. | (Слушают) -малина, дельфин, мышь, бант, медведь, зебра, чашка, машина, киви, морковь, молоко. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) |
Физкультминутка | Дети вышли по порядку На активную зарядку. На носочки поднимайтесь, (подняться на носочки, руки вверх) Между парт не потеряйтесь. (опуститесь на всю стопу, руки вниз) Потянулись, наклонились И обратно возвратились, (наклон назад, руки в стороны. выпрямиться, руки вниз) Повернулись вправо дружно, Влево тоже всем нам нужно. (повороты направо-налево, руки на пояс) Повороты продолжай И ладошки раскрывай. (повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху) Поднимай колено выше – На прогулку цапля вышла. (ходьба на месте с высоким подниманием бедра) А теперь прыжки вприсядку, Словно заяц через грядку. (приседание с выпрыгиванием вверх) Закружилась голова? Отдохнуть и сесть пора. (сесть за парту) | | |
Обозначение звука буквой | -На письме звуки [м] и [м’] обозначаются буквой М м. Посмотрите, на 85 странице показаны заглавная и строчная буквы М м. -Скажите мне, как вы думаете, на что похожа буква М м? -Послушайте стихотворения про эту букву: Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали. Хорошо известны всем: Где метро, там буква М. Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М! | -Буква М м похожа на две горы, качели, сломанная скамейка. Дети слушают | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализировать объект) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа, умение принимать и передавать графическую информацию) |
Работа со слоговой таблицей | Посмотрите на доску. Давайте прочитаем хором слоги. - Теперь кто-нибудь попробует сам прочитать слоги. Я буду показывать, а вы читать указанный слог. -Ребята, а теперь прочитайте мне только слоги с твердым звуком м -А теперь только слоги с мягким звуком м | -ма, мо, му, ми, ме, мы -индивидуальное чтение -ма, мо, му, мы -ми, ме | Коммуникативные УУД (умение принимать и передавать графическую информацию) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
Работа со столбиками слов Звуко-буквенный анализ (чтение с пометами) | Посмотрите на доску и прочитайте мне слова. Ребята, обратим внимание на пометы, которые стоят на словах. -Кто сможет мне объяснить, что означает помета «прямая линия между буквами»? -А что обозначает вторая помета «пунктирная линия между буквами»? -А как образуется слог слияния? Из каких звуков? - Прочитайте первое слово хором -Прочитайте второе слово хором -Ребята, а кто знает, что такое метро? Метро – это скоростная внеуличная транспортная система, которая помогает людям передвигаться по городу. -Прочитайте следующее слово -Прочитайте следующее слово -Ребята, а почему это слово напечатано с большой буквы? -Прочитайте следующие 2 слова -Ребята, а кто такие строители? -Поэтому слово строили и строители похожи между собой. - Прочитайте следующие 2 слова. -Ребята, чем отличаются эти слова? Что они обозначают? -Куда падет ударение в этих словах? - Прочитайте мне слово, которое обозначает самого дорогого человека? -Прочитайте мне слово, которое обозначает столицу нашей страны -Придумайте предложение со словом Москва. Для этого вам поможет картинка на странице азбуки 84 | -Прямая линия означает, что там заканчивается слог. -Эта помета обозначает слог-слияния. -Из одного согласного и одного гласного. -Мама -Метро Ответы детей -Мир -Москва -Так как это город -Строили, строители -Это люди, которые что-то строят. -Слово, слова -Слово – обозначает одно слово Слова – обозначает несколько слов -Слóво, словá -Мама -Москва Ответы детей | Коммуникативные УУД (умение передавать графическую информацию) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
Работа с текстом «На уроке» Анализ текста | -Давайте прочитаем текст на странице 85. Прочитайте название текста -Как вы думаете, о чем будет текст? -Давайте прочитаем текст. -Что дали Роме? -Какие слова написал Рома? Найдите это предложение в тексте. Прочитайте. -А какие слова написали все ученики? -Почему именно эти слова написали дети? -Сколько предложений в тексте? Посчитайте? -Как узнать где заканчивается предложение? Какой знак должен стоять в конце предложении? -Поставьте пальчик, где заканчивается первое предложение, а я пройду и посмотрю? Второе? Третье? Четвертое? | -На уроке Ответы детей Дети читают текст по предложению -Роме дали мел -Рома написал мелом слова: мама, Москва, мир. -Мы все написали: мама, Москва, мир. -Это самые важные слова. - 4 предложения - Точка Дети показывают | Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа) |
Работа с текстом Страница 86 «Утром» Работа с чистоговоркой Составь слова | -Давайте прочитаем текст на странице 86. Прочитайте название текста -Как вы думаете, о чем будет текст? -Давайте прочитаем текст. -Назовите героев рассказа? -Придумайте конец рассказа -Сколько предложений в тексте? Посчитайте? -Расскажите о своём дне. Что вы делаете утром, днём и вечером? -Хорошо. Ребята, у вас на столе лежит лист с предложением. Прочитайте его -Какие звуки повторяются? -Где стоит звук [м] в слове мама, мыла, Милу, мылом -Возьмите карандаши и подчеркните букву М -Назовите слова, где есть звук [м] -Назовите слова, где есть звук [м’] -Давайте под мои хлопки прочитаем предложение (ускорять темп) -Ребята, откройте стр. 86 идавайте с вами составим слова (страница 86) -Какие еще слова вы можете придумать, которые заканчиваются на -ка | - Утром Ответы детей -Клава, кот. Ответы детей -5 Ответы детей -Мама мыла Милу с мылом. - Звук [м] и [м’]. Ответы детей (в начале, середине) Дети подчеркивают -мама, мыла, мылом -Милу -Мама мыла Милу с мылом -Сумка, рамка -Майка, рубашка, чашка, ложка | Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Коммуникативные УУД (умение говорить, переработка информации на основе анализа) |
Подведение итогов | -Найдите на ленте букв букву М. -Где стоит буква М? На каком поле? -А почему она стоит на синем поле? -Почему буква М стоит на верхнем поле? Какая буква М? -А почему на нижнем поле под буквой М нет буквы? Ребята, вы сегодня все молодцы! Наш урок окончен! | Дети ищут букву М -На синем поле -Потому что это согласная буква -Звонкая -Так как буква М не парная | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения) |
Рефлексия | Ребята, посмотрите на доску. На ней изображены 3 смайлика. 1- ый смайлик означает, что я доволен своей работой. 2-ой смайлик означает, что на уроке я работал неплохо. 3-ий смайлик, если на уроке вам было трудно. Даю вам 1 минуту выбрать смайлик. - Поднимите руку те, кто выбрал первый смайлик. Теперь кто второй, а теперь третий смайлик. | | Познавательная УУД – ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные УУД– оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные УУД проявляют интерес к предмету |