Тема урока: Обеспечение безопасности в туристических походах, 8 класс.
Цель урока: сформировать осознанное отношение учащихся к необходимости обеспечения безопасности в туристских походах.
Задачи урока:
– расширить представления о значении активных видов и форм туризма для здорового образа жизни;
– расширить и углубить представления учащихся о естественных препятствиях, встречающихся в туристских походах;
– развить способности правильно оценивать (характеризовать) естественные препятствия, и выбирать безопасный способ их преодоления.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность выражать свои мысли, воспринимать и обсуждать мнение одноклассников.
Метапредметные: развитие умения предвидеть опасные ситуации и умения их предотвращать или преодолевать.
Предметные: Базовый: получить понятие о безопасном туризме.
Повышенный: понимание источников опасности в разных видах туризма, осознание важности этапа подготовки к туристическому походу, умение справляться с нестандартными ситуациями в походе.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Методы урока: словесно-иллюстративный; частично-поисковый; демонстрационный.
Метапредметные связи: география.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Мультимедийное сопровождение: видеоролик «Живи ярко».
Структура урока:
I. Мотивационный этап.
II. Этап актуализации знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Включение в систему знаний и умений.
VI. Рефлексия, оценивание работы учащихся.
VII. Домашнее задание.
Ход урока:
Мотивационный этап.
На доске вывешены картинки с изображением разных видов туризма
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами переходим к изучению новой темы. Чтобы понять, о чем сегодня мы с вами будем говорить, предлагаю обратиться к иллюстрационному материалу на доске. Что объединяет все эти картинки?
Ученики: Туризм
Учитель: Но если вспомнить, как называется наш предмет, то, как Вы думаете, о какой стороне туризма мы с вами будем говорить?
Ученики: Безопасность туризма
Учитель: Совершенно верно.
II. Этап актуализации знаний.
Учитель: Давайте откроем тетради и запишем дату и тему сегодняшнего урока «Обеспечение безопасности в туристских походах». Теперь попробуйте составить характеристику понятия «безопасный туризм» .
На задание 3 минуты. Обсуждение результатов.
Учитель: А как вы думаете, какие задачи будут поставлены перед нами на этом уроке? (Ответы учащихся)
III. Изучение нового материала
Учитель: Прежде чем мы приступим к изучению возможных опасностей на пути туристов, мы с вами посмотрим, какие же виды активного туризма вообще существуют .
Учитель: Дадим характеристику каждому виду активного туризма.
Учащиеся кратко по очереди характеризую разные виды туризма, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на занятиях кружка по туризму.
Учитель: Какие опасности могут подстерегать туристов в том или ином виде похода? Для ответа давайте обратимся к таблице в учебнике.
Работа с таблицей в учебнике. Обсуждение опасностей и запись их в тетрадь.
Учитель: Почему эти причины называются объективными?
Ответы учащихся.
Учитель: Какие могут быть субъективные причины?
Ответы учащихся.
Учитель: Скажите, а как же нам справится с такими трудностями в походе? Можем ли мы их предотвратить, преодолеть или может предупредить?
Предполагаемый ответ учащихся: Можно, если заранее правильно подготовиться к походу.
Учитель: А с чего начинается подготовка? (Подбор группы с соответствующими физическими способностями, распределение обязанностей, подбор снаряжения, составление маршрута, изучение местности по картам, эмоциональная готовность)
Учитель: Итак, группу собрали. Распределяем обязанности.
Индивидуальная работа с карточками «Обязанности участников похода», обсуждение результатов.
Учитель: Распределили обязанности. Теперь давайте собираться. Вспомним, какие вещи нам нужны будут в походе. (Групповое и личное снаряжение).
Практическая работа «Упаковка рюкзака»: имея стандартный набор для похода, учащимся предлагается правильно упаковать все вещи в рюкзак. После выполнения работы – обсуждение и исправление ошибок .
Учитель: Молодцы. Рюкзак упакован. К походу готовы. Трудности нам не страшны.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: Я буду называть трудности, с которыми могут столкнуться туристы в походе. А вы должны отгадать, к какой категории относится эта трудность. Если она объективная, то поднимаем желтый кружок, если субъективная, то красный. А также попробуйте предложить свой вариант преодоления данного препятствия.
- заросли труднопроходимого кустарника;
- недостаточный опыт руководителя;
- конфликт среди участников тургруппы;
- сильный боковой ветер;
- отсутствие навыков оказания первой доврачебной помощи при заболевании или травме;
- заболоченная местность;
- отсутствие в группе дисциплины;
- невыполнение команд руководителя;
- переправа через водоток вброд;
- недостаточная физическая и техническая подготовленность туристов .
V. Включение в систему знаний и умений
Демонстрация видеоролика о туризме «Живи ярко». Обсуждение смысла видеоролика.
VI. Рефлексия, оценивание работы учащихся
Учитель: Спасибо за работу на уроке. Давайте подведем итоги.
VII. Домашнее задание
Читать параграф, составить таблицу полного туристического снаряжения группы в 10 человек.