СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОДНКР "Труд"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОДНКР "Труд"»

Городской округ Ревда

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»

623280 Свердловская область г. Ревда ул. К. Либкнехта, 64

ОКПО 44650851, ОГРН 1026601646257, ИНН/КПП 6627009028/66201001

тел.: 8(34397)3-37-98, 2-01-50



Регистрационный номер работы №


Курс «ОРКСЭ. Основы светской этики» /под ред. М. Т. Студеникин». 4 класс.

«Труд. Трудовая мораль»


Неустроева Анастасия Дмитриевна,

учитель начальных классов












г. Ревда

Екатеринбургская епархия

Екатеринбургская митрополия

Uljana_0812@mail.ru

+79923379451

2024 г.

ЗАЯВКА


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»

представляет на муниципальный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»


Неустроевой Анастасии Дмитриевны

Фамилия Имя Отчество (в родительном падеже)


Название работы: Курс «ОРКСЭ. Основы светской этики» /под ред. М. Т. Студеникин». 4 класс. «Труд. Трудовая мораль»


Номинация (указать одну номинацию):


  • Лучшая методическая разработка по предметам: «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), «Основы православной веры» (для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом)


АНКЕТА

Информация об авторе работы

Населенный пункт

городской округ Ревда

Фамилия, имя, отчество

Неустроева Анастасия Дмитриевна

Дата рождения (день, месяц, год)

1 января 1997 г.

Должность (с указанием предметной области)

Учитель начальных классов

Место работы (наименование образовательной организации полностью, в соответствии с лицензией, уставом)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29»

Аттестационная категория

1 категория

Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

5 лет

Образование (укажите название и год окончания учебного заведения)

Высшее. Уральский государственный педагогический университет. 2023 г.

Рабочий адрес, телефон

Свердловская область, город Ревда, улица Карла Либкнехта зд. 64, 8 (34397) 35450

Мобильный телефон (обязательно)

8 992 337 94 51

Электронная почта (обязательно)

[email protected]

Адрес личного интернет-ресурса в сети «Интернет» (активная ссылка)

Активные ссылки отсутствуют

Почетные звания (при их наличии)

-

Наличие премий, призов и иных наград

Академическая степень – бакалавр.

Победитель очного этапа муниципального конкурса-фестиваля «Первый учитель» 2023 г.






Аннотация к уроку: урок имеет комбинированный тип. На уроке используются различные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Урок направлен на развитие у обучающихся положительного отношения к труду и трудовой деятельности; повышение нравственной ценности труда. Используется презентация, раздаточный материал.


























Урок соответствует программе.

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «ОРКСЭ. Основы светской этики» /под ред. М. Т. Студеникин.

Тема урока: «Труд. Трудовая мораль».

Тип урока: комбинированный.

Цель: формировать положительное отношение к труду, как высшей ценности жизни человека.

Предметные результаты: формировать важнейшие нравственные понятия и ценности: труд, мораль, терпение.

Формируемые УУД

Метапредметные:

Личностные УУД:

-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

- уметь классифицировать по общему признаку;

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям);

- делать выводы на основе сравнения.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свою точку зрения;

- слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-соблюдать правила участия в учебном диалоге: слушать партнера, корректно высказывать свое мнение, терпимо относиться к мнению других;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни.

Познавательные УУД:

- формировать важнейшие нравственные понятия и ценности: труд, мораль, терпение;

- выработка умений работать с разнообразием иллюстраций, фотографий и извлекать информацию;

- использовать информацию, полученную из разных источников (фотоальбом, иллюстрации, воспоминания родителей), для составления коллажа/стенгазеты;

- анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления по признакам.

Оборудование: учебник «ОРКСЭ. Основы светской этики» /под ред. М. Т. Студеникин, компьютер, проектор, карточки с пословицами, презентация, словари Ожегова, Даля, толковые словари.

Список использованной литературы:

Учебник «ОРКСЭ. Основы светской этики» /под ред. М. Т. Студеникин.


















Ход:

Организационный момент.

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Актуализация знаний.

- Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном.

Перед детьми слайд с иллюстрациями обычаев и праздников русского народа.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд, назовите, какие праздники и обычаи вы видите.

- После чего раньше можно было веселиться, организовывать праздники? (после сбора урожая, выполненной работы) (Приложение 1. Слайд 1)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята подготовили нам небольшую сценку по басне Сергея Михалкова «Белые перчатки» (басню может прочитать учитель или хорошо читающий ребенок)

(Приложение 1. Слайд 2)

«Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв:

—Вот я какой!..

Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.

—Летим с нами! — кричали птицы, пролетая мимо.

—Летите, летите! — отвечал им Грач. — Разве вы не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!

Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись, прилетели домой птенцов кормить.

—А мне? — крикнул Грач. — Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!

—Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты их запачкаешь!

—А вы мне прямо в рот кладите — я буду жевать!

—Ну нет! — отвечали птицы. — Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!

Разлетелись птицы по своим гнёздам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей-соловушка, так тот даже ночью пел — так славно он потрудился за день.

Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку. Голод — не тётка!»

-Вы просмотрели и прослушали басню.

-Что есть у каждой басни? (мораль)

-Давайте вспомним, что такое мораль? (вывод, итог, поучение, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом)

-Какова же мораль басни? (не стоит жить за счет других, нужно работать для собственного блага, чтобы вовремя поесть, надо сначала со всеми вместе поработать).

-Что же делали остальные птицы? (работали, трудились)

Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о труде, работе)

- Какую поставим цель? (определить понятие труд, трудовая мораль). Где мы можем встретиться с трудом? (в жизни, в книгах, в пословицах)

Первичное усвоение новых знаний.

Работа в группах со словарями.

- Прочитаем в толковом словаре, какое значение имеет слово «труд».

Труд – работа, занятие, упражнение, дело. Все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил (В.Даль).

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Работа, занятие (С. И. Ожегов)

-Что эти два определения объединяет, давайте сформулируем свое определение.

-Что же такое трудовая мораль: Трудовая мораль- совокупность принципов, норм и правил отношения людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности. Трудовая мораль согласовывает их действия, поступки в целях сохранения целостности производственного коллектива. ( Приложение 1. Слайд 3)

В нашей стране есть важный документ, это Конституция, в которой прописаны права и обязанности граждан РФ. Каждый гражданин РФ имеет право на труд. Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такое право и оплачивает его труд.

-Вспомните, в каких произведениях говорится о труде, трудолюбие, работе.

(Приложение 1. Слайд 4)

Сделаем вывод и необычно его оформим.

Работа в группе.

Вам необходимо подобрать слова к каждой букве слова ТРУД, они должны относиться к труду (охарактеризовать труд, что он воспитывает, дает)

Т – терпение, трудолюбие

Р – работа, работоспособность, радость, результат

У – упорство, успех

Д – деятельность

(Приложение 1. Слайд 5)

Физпауза.

Люди разных профессий живут в городах и сёлах. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на благо общества. Поиграем в игру -пантомиму «Все профессии важны, все профессии нужны». Я буду называть профессию, а вы с помощью жестов, мимики, движений её изобразите. (Приложение 1. Слайд 6) Превращаемся в актеров немого кино.

Врач, водитель, летчик, повар, строитель, продавец, учитель, маляр, дворник, сварщик, швея и др. (можно показать иллюстрацию или использовать презентацию)

Первичное закрепление.

Работа по учебнику стр. 87-89.

-Прочитайте текст, подумайте и выделите, что же развивает труд, что для этого необходимо делать? (человек в труде нравственно совершенствуется, появляются силы, энергия, приучает преодолевать трудности и препятствия, получаешь удовлетворение, результат и т.п.)

На доске прикреплены качества, выберите те, которые понадобятся в труде, в трудовой деятельности, для исполнения трудовых поручений.

(терпение, лень, агрессивность, непослушание, упорство, самостоятельность, исполнительность, целеустремленность, безответственность, честность, ответственность) (Приложение 2)

Закрепление.

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд. 

Работа в парах. У детей на столе лежат разрезанные пословицы. Детям необходимо их собрать.

Игра «Собери пословицы» (можно пословицы разделить на две части или собрать из слов и словосочетаний)

Кто не работает,

то и пожнешь.

На чужой каравай рот не разевай,

и рыбку из пруда.

Что посеешь,

чем целую неделю трудиться в пустую.

Без труда не вытащишь

тот не ест.

Лучше день подумать,

тому без дела не сидится.

Кто любит трудиться,

а пораньше вставай да свой затевай.

После выполнения задания дети объясняют значение пословиц. Вспомните ещё пословицы о труде. (Приложение 2)

Подведение итогов.

- Подведем итог нашего урока составлением синквейна по теме урока.

Правила составления синквейна:

Первая строчка – это тема, название (существительное);

Вторая строчка – два прилагательных, они коротко характеризуют тему, описывая ее;

Третья строка – это три слова глаголов, раскрывающие действие;

Четвертая строчка – мнение автора, фраза на тему синквейна, можно использовать пословицу;

Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова, синоним из одного слова к теме, которая заявлена в 1-й строчке.

Домашнее задание. Рефлексия.

- Составить кроссворд, где ключевое слово будет профессия.

- Написать сочинение на тему «Профессия моей мамы, профессия моего папы».

- Нарисовать рисунок на тему «Как я помогаю маме».

- Подобрать загадки (5-8) о профессиях.

Приложение 1

Слайд 1


Слайд 2









Слайд 3


Слайд 4








Слайд 5


Слайд 6

Приложение 2


Кто не работает,

то и пожнешь.

На чужой каравай рот не разевай,

и рыбку из пруда.

Что посеешь,

чем целую неделю трудиться в пустую.

Без труда не вытащишь

тот не ест.

Лучше день подумать,

тому без дела не сидится.

Кто любит трудиться,

а пораньше вставай да свой затевай.



Т


Р


У


Д




ТЕРПЕНИЕ

ЛЕНЬ

НЕПОСЛУШАНИЕ

АГРЕССИВНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

УПОРСТВО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ