Цель: сформировать представление о Красной книге России.
Образовательные: знать, что такое Красная книга России, ее значение, историю ее создания, растения, занесенные в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень), животных, занесенных в Красную книгу России (зубр, стерх, дровосек реликтовый); уметь объяснять значение Красной книги России, называть растения, занесенные в Красную книгу России, животных, занесенных в Красную книгу России.
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление.
Воспитательные: формировать ценностное отношение к теме, предмету Окружающий мир, к природе.
Регулятивные: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
Личностные: бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» Окружающий мир 2 класс 1 ч., маркерная доска, электронная доска, карточки красного, желтого и зеленого цвета, рабочий лист с заданиями.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационно-мотивационный этап | - Здравствуйте, меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, рабочая тетрадь, пенал, раздаточный материал. - Начну занятие с высказывания известного вам писателя Михаила Михайловича Пришвина. Ребята, какие рассказы он писал? О чём они? - Верно! Вы абсолютно правы! И вот, что он говорил о природе: «Охранять природу — значит охранять Родину». Как вы понимаете значение данного высказывания? - Конечно! Человек, любящий свою Родину, то есть, место, где он родился и вырос, живет, весь окружающий его мир, животные растения, рельеф, должен беречь ее. Принося вред окружающей среде, растениям, животным и другим объектам природы, человек губит окружающий его мир, тем самым, он губит свою Родину, свой дом. - Именно поэтому, ребята, необходимо беречь всё то, что нас с вами окружает, в том числе, и огромные богатства природы, потому что это – наш с вами дом, в которым мы живём и, без которого, наша жизнь была бы просто невозможна. - Как вы охраняете природу? Для чего? - Молодцы, я призываю вас продолжать заботиться о природе. | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. - Михаил Михайлович чаще всего писал рассказы о природе. Одни из его известных рассказов – это «Лисичкин хлеб», «Ёж». - Если человек будет охранять окружающую его природу, значит он будет охранять и свою Родину, так как Родина – это дом, в котором он живёт, и всё то, что его окружает, в том числе, и природа. Отвечают. | Слайд (цитата) |
Актуализация и пробное учебное действие | - Ребята, на какие группы могут делиться и животные, и растения? - Я подскажу. Животные и растения могут быть нормальной численности, исчезающего вида и вымершие. Каких вымерших животных и растений вы знаете? - Какие исчезающие виды животных и растений вам известны? | Затруднение. - Динозавры, птица додо, сумчатый волк, саблезубый тигр и пр. - Амурский тигр, снежный барс и пр. | |
Выявление места и причины затруднения | - Ребята, сейчас я предлагаю вам определить, к какой группе относится растение или животное, которое я покажу. Если животное или растение нормальной численности, вы поднимаете зеленую карточку, если исчезающее – желтую, а вымирающее – красную. - Я вижу, некоторые животные и растения было трудно отнести к какой-то группе. Сегодня мы с вами познакомимся с теми животными и растениями, которые относят к исчезающим видам. Скажите, что значит исчезающий вид? - Верно. Когда численность того или иного вида растений или животных так сильно сокращается, что появляется угроза их вымирания – полного и безвозвратного исчезновения с лица земли. Для защиты вымирающих животных и растений люди создали особую книгу – Красную книгу. Знакомы ли вы с этой книгой? - Сегодня мы с вами узнаем или вспомним, что такое Красная книга России, зачем она нужна, как появилась, и какие животные и растения нашей страны в нее занесены. | Поднимают карточки. - Животное или растение, численность которого сокращается. - Да / нет. | Слайд: Береза, зубр, ромашка, календула, стерх, тираннозавр, мамонт, воробей, дровосек реликтовый, венерин башмачок, лотос, женьшень |
Построения проекта выхода из затруднения | - Назовите тему урока. - Поставьте цель урока. - Составим план для достижения цели урока. Что будет первым пунктом? - Что будет вторым пунктом? - Третий пункт плана? - Этих пунктов достаточно для достижения цели? - Наш план на урок: 1. Узнать, что такое Красная книга России, ее значение; 2. Познакомиться с историей создания Красной книги России; 3. Выявить растений и животных, занесенных в Красную Книгу России. | - Тема нашего урока «Красная книга России». - Познакомиться с Красной книгой России. - Узнать, что такое Красная книга России и какое значение она имеет. - Узнать, как появилась Красная книга России. - Узнать, какие растения и животные занесены в Красную Книгу России. - Да. | Слайд (тема) Слайд (цель) Слайд (план) |
Реализация построенного проекта | - Приступим к выполнению первого пункта плана - узнать, что такое Красная книга России, ее значение. - Россия большая и необычная страна, с бескрайними лесами и разнообразными видами животных и растений, многие из которых попали под угрозу вымирания, но на их защиту встало государство, которое создала целую книгу, где указаны все вымирающие популяции России. Называется она «Красная книга России». Таким образом растение или животное, входящее в эту книгу, находится в безопасности. Специальные организации помогают в пополнении их популяции. Почему вымирают животные и растения? - Действительно, это так. Люди уничтожают как сами виды растений и животных в своих целях, так и их среду обитания. Животным и растениям становится негде жить, и они погибают. От кого их нужно защищать? - Верно. Назовите значение Красной книги России для нашей природы. - Как вы думаете, почему Красная книга именно красного цвета? - Красный цвет привлекает внимание. Как красный сигнал светофора, он предупреждает: «Этим обитателям планеты грозит гибель! Они нуждаются в защите!» - Выполнен первый пункт плана? - Приступим к выполнению следующего пункта плана - познакомиться с историей создания Красной книги России. Предлагаю вам послушать сообщение об истории создания Красной книги России, которое подготовил (имя). - В каком году была создана первая современная Красная книга России? - Книга какого года издания сейчас актуальна? - Выполнен второй пункт плана? - Приступим к выполнению третьего пункта плана - выявить растений и животных, занесенных в Красную Книгу России. Поработаем в парах. Напомните правила работы в парах. - Откройте учебники на странице 88. 1 вариант читает про растения, занесенные в Красную книгу России, второй вариант читает про животных, занесенных в Красную книгу России. Как только вы прочитаете, расскажите соседу по парте про виды, которые вы изучили. - С какими растениями, занесенными в Красную книгу России, вы познакомились? - Какие животные, занесенные в Красную книгу России, вам встретились? - Выполнен третий пункт плана? - Весь план выполнен? - Можем приступить к закреплению знаний. | - Потому что их истребляют люди для своих целей, уничтожают их дома. - В первую очередь от самих же людей. - Красная книга России предназначена для обеспечения охраны и безопасности исчезающих видов растений и животных. - Красный цвет будто говорит нам: «Остановитесь люди». - Да. История создания Красной книги берёт начало более 70 лет назад, когда коллектив ученых из Международного союза охраны природы и природных ресурсов предложил создать «Комиссию по редким видам». Задача комиссии состояла в составлении перечня животных, птиц и растений, которые находятся под угрозой исчезновения. Председатель комиссии, английский эколог Питер Скотт, предложил назвать составленный список Красной книгой. У Красной книги России конкретного создателя не существует. В свою очередь, первое издание 1978 года было приурочено к генеральной ассамблее Международного союза охраны природы и природных ресурсов, под руководством которого издавалась Международная красная книга. В современной России 30 лет назад было принято решение о создании Комиссии по редким и исчезающим видам животных и растений при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. В 2001 году вышло в свет первое полноценное издание Красной книги России. В результате кропотливой и долгой работы в книгу были добавлены многие новые виды животных, нуждающиеся в охране, некоторые вымершие животные, а также исключены восстановившиеся виды. На сегодняшний день актуальным является второе издание книги, утвержденное в апреле 2020 года. - В 2001 году. - 2020 года. - Да. - Работать сообща, не мешать другим и пр. Выполняют задание. - Лотос, венерин башмачок, женьшень. - Зубр, дровосек реликтовый и стерх. - Да. - Да. | Слайд (Красная книга России) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Итак, предлагаю вам закрепить полученные знания и вернуться к заданию, с которым возникли трудности в начале урока. Я покажу изображения животных и растений. Если животное или растение нормальной численности, вы поднимаете зеленую карточку, если исчезающее – желтую, а вымирающее – красную. После того, как подняли карточку, нужно объяснить свой ответ: назвать животное или растение, рассказать, почему вы отнесли вид к определенной группе. (После каждого объяснения спрашивает, все ли согласны. Если кто-то не согласен, обсуждают, какой вариант правильный). - Молодцы, ребята, вы справились с заданием. | Поднимают карточки. - Женьшень – исчезающий вид растения, так как занесен в Красную книгу России. - Береза – растение нормальной численности, так как не является вымершим видом и не занесена в Красную книгу России. - Зубр - исчезающий вид животного, так как занесен в Красную книгу России. - Ромашка - растение нормальной численности, так как не является вымершим видом и не занесена в Красную книгу России. - Календула - растение нормальной численности, так как не является вымершим видом и не занесена в Красную книгу России. - Стерх - исчезающий вид животного, так как занесен в Красную книгу России. - Тираннозавр – вымершее животное. - Мамонт – вымершее животное. - Венерин башмачок - исчезающий вид растения, так как занесен в Красную книгу России. - Воробей - животное нормальной численности, так как не является вымершим видом и не занесена в Красную книгу России. - Дровосек реликтовый - исчезающий вид животного, так как занесен в Красную книгу России. - Лотос - исчезающий вид растения, так как занесен в Красную книгу России. | Слайд: Женьшень, береза, зубр, ромашка, календула, стерх, тираннозавр, мамонт, венерин башмачок, воробей, дровосек реликтовый, лотос. |
Физкультминутка | Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. Мы размялись от души И за парты вновь спешим. | | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Выполните тест на рабочем листе. Вам нужно обвести карандашом букву, под которой указан верный вариант ответа. - Закончили работу. Проверьте по эталону Кто справился с заданием без ошибок? - У кого есть ошибки? - Какие трудности у вас возникли? Почему они возникли? - Что нужно сделать для их преодоления? (обсуждает возникшие трудности) | Выполняют. Проверяют. Отвечают. Называют трудности. | Слайд (эталон) Карточки (тест) 1 Каково значение Красной книги России? А) Охрана вымирающих видов животных и растений Б) Сбор сведений р всех животных В) Сборник животных и растений России 2 В каком году создана первая современная Красная книга России? А) 2005 год Б) 2020 год В) 2001 год 3 Красная книга России какого года сейчас актуальна? А) 2005 год Б) 2020 год В) 2001 год 4 Какое растение не занесено в Красную книгу России? А) Календула Б) Венерин башмачок В) Лотос 5 Какое животное занесено в Красную книгу России? А) Зебра Б) Воробей В) Зубр 6 Какое растение занесено в Красную книгу России? А) Подсолнух Б) Женьшень В) Одуванчик 7 Какое животное не занесено в Красную книгу России? А) Стерх Б) Дровосек реликтовый В) Волк |
Включения в систему знаний и повторение | - Ребята, скажите, важно ли охранять не только исчезающие виды растений и животных, но и те виды, которые не являются исчезающими? - Верно. Чтобы не доводить до грани исчезновения или вымирания, нужно охранять природу, заботиться о ней. - Ребята, я предлагаю вам на чистой стороне рабочего листа нарисовать эмблему охраны животных и растений. - Кто закончил работу, может прикрепить к доске свою эмблему охраны растений и животных. - Молодцы, ребята, вы отлично постарались! | - Да, потому что они в любой момент могут стать вымирающими. Рисуют эмблему. Прикрепляют к доске. | |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Какую цель вы поставили на урок? - Взгляните на пункты плана. Выполнили первый пункт? - Что такое Красная книга России? - Для чего нужна Красная книга России? - Выполнили второй пункт? - В каком году появилась первая современная Красная книга России? - Книга какого года сейчас актуальна? - Выполнен третий пункт плана? - Каких растений и животных, занесенных в Красную книгу России вы запомнили? - Все пункты плана выполнены? - Цель занятия достигнута? - Ребята, кто узнал что-то новое, у кого все получилось, поднимите две руки. -У кого возникли трудности, поднимите одну руку. (Обсуждают, какие трудности возникли) - Домашнее задание – подготовить сообщение о растении или животном, занесенном в Красную книгу России. - На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен. | - Тема нашего урока «Красная книга России» - Познакомиться с Красной книгой России. - Да. - Книга, в которой указана информация о животных и растениях, находящихся на грани исчезновения. - Красная книга России предназначена для обеспечения охраны и безопасности исчезающих видов растений и животных. - Да. - В 2001 году. - 2020 года. - Да. - Венерин башмачок, лотос, женьшень, зубр, стерх, дровосек реликтовый. - Да. - Да. Поднимают руки. Прощаются. | Слайд (тема) Слайд (цель) Слайд (план) |