СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Между сушей и землей: экосистемы болот "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Между сушей и землей: экосистемы болот "»





Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Инновационная начальная школа»

Тема: «Между сушей и водой: экосистемы болот»

Цели урока:

Обучающие:

Развивать представление о природном сообществе и экосистеме;

закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;

убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество

Развивающие:

научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;

научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;

развивать поисково - информационные умения: работать с учебниками;

развивать учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

способствовать развитию коммуникативности

Воспитательные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру;

развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести;

формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле

Познавательные УУД:

-познакомить с болотом как с природным сообществом;

- обобщить и систематизировать знания о болоте;

- сравнивать свои возможности

- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;

- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;









Личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе

Регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей

Коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество;

- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания



Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок - исследование.

Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.

Организационные формы: фронтальная беседа, групповая и индивидуальная работа

Базовые понятия урока:

цепь питания

растения болот

животные болот

-образование болот



Оборудование: презентация, учебник окр.мир Самкова В.А. , рабочая тетрадь для самостоятельных работ, картинки растений и животных болот, физическая карта России, бумага для оригами (зелёные квадратики)



















Ход урока:

1.Орг. Момент

Здравствуйте ребята! Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением, успехов вам!

2. Актуализация знаний.

- Что такое экосистема?

(Экосистема- единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

- Что в этом единстве относится к неживой природе? ( Воздух, вода, почва.)

- Что относится к живой природе? (Растения и животные.)

- Какие «профессии» растений и животных необходимы в экосистеме?

(Производители, потребители и разрушители)

- Объясните, какая существует связь между представителями экосистемы.

- Как называется эта цепочка? (Круговорот веществ)

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (экосистемой озера)

- Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?

(Есть свои представители «профессий» и между ними происходит круговорот веществ.)

3.Постановка темы и цели

-Конечно же, экосистема не разрушается полностью, а превращается в другую. Вот в какую экосистему превратилась озеро, вы узнаете, отгадав загадку:

Не вода, не суша —

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь.

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги..

(болото)









- Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте и не просто о нём, а о том, что …? ( болото- это экосистема)

-Расскажите, какой круговорот веществ озера?

-Что в результате произойдет с озером? ( в экосистеме озеро круговорот веществ не замкнут, и поэтому озеро со временем превращается в болото)

4.Работа по теме

- Как же озеро превратилось в болото? Посмотрите видео и рассмотрите рисунки на стр.50.

- А теперь давайте проверим на сколько мы были точны проверим себя по тексту в учебнике .

- Мы с вами знаем, что озера бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них неизбежно превратиться со временем в болото? Почему? ( Бессточное озеро со временем неизбежно превратиться в болото, потому что в нём накапливаются вещества, которые не используют организмы озера и приносят воды рек.

- Каковы основные признаки экосистемы болота?

1. Избыточное увлажнение земли.

2. Дно постепенно поднимается.

3. Сплавина смыкается.

4. Поселяются болотные растения.

- Подтвердились ли ваши выводы? Что еще нового для себя вы узнали?

(Из корней растений на дне озера образуется сплошной плавучий ковер-сплавина; из-за него дно озера поднимается и покрывается мхом-сфагнумом. И по прошествии многих лет озеро превращается в экосистему болота)

5.Физминутка







6.Работа по теме . Поиск решения проблемы.

- Кто же живет в такой экосистеме? (Растения и животные)

-Один из самых интересных болотных обитателей – мох сфагнум. О нем нам расскажет... (один из учеников)

1-й ученик.

У сфагнума длинный стебелек с множеством боковых веточек. Вдоль стебелька они растопырены, а у верхушки собраны кучкой. Сфагнум может быть зеленым, бурым, белым и даже красным.

А слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, мох способен впитывать невероятно много воды – в 30-40 раз больше, чем весит сам! Так обитатель переувлажненных болот приспособился бороться с избытком воды, путем впитывания ее внутрь самого растения

Люди пользуются этим свойством сфагнума. Его издавна применяют при перевязке ран.

Растет он всю свою жизнь. Точнее растет его верхняя часть. А нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох называют еще торфяным.

- В чем главная особенность сфагнума? (впитывает до 30-40 больше воды)

- Какое применение нашли в нём люди?

-Каким образом образуется торф?

- Вот послушайте, как о нем говорят поэты.

Мох.

Меж клюквы и морошки



Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь- растет.

Он снизу- беловатый,

Повыше – зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

В. Рождественский.

- Чтобы узнать следующее растение вам нужно отгадать загадку.

Росло - повыросло,

Из кустов повылезло,

На кончике закрутилось,

Красным девицам полюбилась. ( морошка)

- О морошке нам расскажет... (один из учеников)

2-ой ученик.

Морошка - Травянистое или полукустарниковое растение. Высота до 30 см. Морошка растет по моховым болотам, болотистым местам. Испокон веков на Руси свежую и моченую морошку подавали к царскому столу как самую







ценную ягоду Севера. Плоды едят при кашле и простуде. Морошка – это кладезь полезных качеств и целебных свойств.

-Где растет морошка?

-Как вы думаете, почему морошку подавали к царскому столу?

- Какую роль в экосистеме выполняют растения?

- Вот такие растения можно встретить на болоте

( багульник, клюква, голубика, росянка, рогоз)

- А сейчас мы с вами познакомимся животными болотного сообщества.

Отгадайте загадку:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

3-й ученик.

Лягушка озерная - жительница озер и болот - достигает в длину 18 см. Вес до 1.6 кг. Прыжок до 1.5 м в высоту. Зимуют лягушки в илу или на дне обычно в проточных или глубоких, непромерзающих водоемах. После зимовки лягушки появляются в середине мая. Пищей служат водные, прибрежные беспозвоночные животные (как правило, насекомые и в основном жуки, реже паукообразные и дождевые черви), также мелкие позвоночные - различные земноводные и их икра, птенцы камышевок, ящерицы, мыши, полевки, бурозубки.  К врагам лягушки относят ужей, гадюк. Лягушками питаются вороны, аисты, цапли, выпь, поганки, утки, выхухоль, крысы, водяная полевка, ондатра, кошка, лисица.  Продолжительность жизни лягушек до 12 лет.





-Где зимуют лягушки?

-Что служит пищей для лягушки?

- Насколько вы были внимательны, скажите враги лягушки?

-А кто лягушками питаются?

4-ый ученик.

Лось - самый крупный из оленей. Это мощный и сильный зверь. Взрослые лоси имеют длину тела до 3 м, высоту до 2,5 м и массу до 580—600 кг. Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, кормятся водными и околоводными растениями, а осенью  они гложут кору. За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а зимой — 12—15 кг; за год — около 7 т. Летом, особенно в месяцы повышенной активности насекомых, они находят спасение в прохладной воде, проводя там по нескольку часов в день. Лоси чувствуют себя в воде, как дома. Они способны нырять на глубину 5,5 м и более в поисках растений, произрастающих на дне озера или пруда, а также проплывать до 19 км. В неволе доживают до 20-22 л.

- Скажите, чем питаются лоси?

- Где находиться лоси, спасаясь от жары?

- Сколько лет живут лоси?

-Какую роль в экосистеме выполняют животные?

- Таких животных можно встретить на болотах

( журавль, кроншнеп, бекас, куропатка, комар)

-Прочитайте текст на с.

И выполните задания на с. 26 в рабочей тетради. ( выполняют самостоятельную работу по тексту в тетради и проверка)







-Рабочая тетрадь задание №1

-Рабочая тетрадь №4.

Составьте пищевые цепи (стрекоза- лягушка- цапля ;клюква -белая куропатка-болотный лунь )



7.Рефлексия .Итог урока.

Есть такая пословица : « Всякий кулик своё болото хвалит»

- Как вы её понимаете?

- Над какой проблемой мы с вами сегодня работали?

- Что нового для себя вы узнали о болоте?

- Нужны болота природе и человеку или нет, каково их значение?

Предлагаю сделать оригами лягушонка









МБОУ «Многопрофильная гимназия№56 им.Мирзабекова А.М»



Конспект открытого урока в 3-3 классе

по окружающему миру на тему:


«Между сушей и водой: экосистемы болот»








Выполнила учитель нач.классов

Мамедова З.М.









Г.Махачкала 2019г.