9
Тема урока: «Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: знакомство с разными методами познания окружающего мира.
Планируемый результат: уметь применять методы познания в практике, иметь представления о естественных науках, об учёных, их способах познания мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение, эксперимент).
УУД: Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в команде;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
- развивать и тренировать свою наблюдательность;
-ставить цели проведения наблюдений и опытов;
-осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в образовательном пространстве;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
-фиксировать результаты наблюдений в журнале наблюдений с помощью условных знаков;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные связи:
- умение организовывать свою деятельность, определив её цели и задачи;
- взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;
- оценивать достигнутые результаты.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Я желаю вам удачи,
И успешности в придачу!
- Ребята, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Самоопределение деятельности.
Слайд 2
— Ребята, посмотрите на картинку. Какие объекты природы вы видите? Назовите их.
— На какие две группы мы можем разделить их? (Живые и неживые.) Слайд 3
— Каким словосочетанием мы назовём все живые объекты? (Живая природа.)
— Каким словосочетанием мы назовём все неживые объекты? (Неживая природа.)
Слайд 4
Посмотрите внимательно на слайд. Опишите какой здесь изображен лес? Какие цвета в нём преобладают?
— Что нам помогло увидеть краски этого леса? (Глаза.)
— Верно! А теперь закроем глаза и послушаем, как поют птицы в этом лесу? (слушание аудиозаписи).
— Какой орган нам поможет услышать пение птиц? (Уши.)
— Верно! Остаёмся с закрытыми глазами и попробуем почувствовать запахи леса.
- Опишите, что вы почувствовали.
— Какой орган нам поможет почувствовать запах леса? (Нос.)
— А теперь представим, что мы трогаем дерево ладонью. Каждый выберет своё дерево. Расскажите, какая у него кора?
— Какой орган нам поможет почувствовать текстуру дерева? (Кожа.)
— Отлично! Медленно открываем глаза.
— А теперь я предлагаю нам угоститься вот этой ягодой. Слайд 5
- Расскажите, какая она на вкус?
— Какой орган нам поможет почувствовать вкус клубники? (Язык.)
— Ребята, для чего нам нужны уши, глаза, язык, кожа, нос? (ответы детей)
— Да, верно! А ещё чтобы познавать окружающий мир!
— Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые занимаются познанием мира? (Учёные.)
- Сегодня мы отправимся к учёным и узнаем о разных методах познания окружающего мира. Тема нашего урока «Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения». Слайд 6
— Какие цели мы перед собой ставим? (знакомство с разными методами познания окружающего мира)
3.Открытие нового знания.
— Ребята, мы с вами находимся в научном центре. Слайд 7
- Здесь работают учёные. Давайте вспомним, кто такой учёный? (Человек, который внёс свой вклад в науку.)
— А что такое наука? (Познание окружающего мира.)
- Наука — это способ узнавать новые вещи об окружающем нас мире. Она помогает нам понимать, как работают разные предметы и явления, почему происходят разные события. Учёные изучают природу, животных, растения и даже космос, чтобы узнать больше и сделать нашу жизнь лучше и интереснее.
— Ребята, мы подошли к первой двери, что на ней написано? Слайд 8
— Как вы понимание слово «наблюдение»? Что нужно делать? (Наблюдать, смотреть.)
— А зачем нам наблюдать? Что должны заметить?
— Входим в кабинет. Слайд 9
- Кто перед нами? (Перед нами учёный.)
- Прочтите, что он говорит?
— Поможем ему восстановить очерёдность наблюдения? Слайд 10
— Расположите карточки в правильном порядке и назовите верную очерёдность номеров. (работают с карточками на доске, проверка по слайду). Слайд 11
— Молодцы! Что мы видим в ходе наблюдения за цветком? (Цветок рос и развивался.) Слайд 12
— Верно! А какая основная задача в наблюдении? (Фиксировать, записывать изменения.)
— К какому выводу мы пришли, зачем нужен метод наблюдения? (С помощью наблюдения можно изучать изменения в природе.) Слайд 13
— Как называется первый метод изучения окружающего мира? (Наблюдение.) (Прикрепить карточку на доске)
— Движемся дальше!
— Ребята, мы подошли ко второй двери. Что на ней написано? Слайд 14
— Как вы понимаете слово «измерение»? Что нужно делать? (Измерить что-либо)
— А зачем нам измерять что-либо? (Понять величину.)
- Что мы сможем сделать, если будем знать величину? (Сравнить её.)
— Давайте войдём во второй кабинет.
— Перед нами учёный. Чем он занимается? Слайд 15
- Что он нам говорит, прочтите.
— С помощью чего мы можем узнать длину этих растений? (С помощью линейки.) Слайд 16
— Вспомним, как нужно пользоваться линейкой.
— Чему равна длина крокуса? (25 см)
— Чему равна длина тюльпана? (30 см)
— Какой из цветов длиннее? (Тюльпан.)
— На сколько тюльпан длиннее крокуса? (на 5 см)
— Что мы сейчас нового узнали об этих цветах? (Их длину.)
— Как называется этот метод? (Измерение.) (Прикрепить карточку на доске)
— К какому выводу мы пришли, зачем нужен метод измерения? (Когда нужно сравнить величины.) Слайд 17
— Так какой цветок мы отнесём? (тюльпан) Слайд 18
— Движемся дальше!
— Ребята, мы подошли к последней двери. Что на ней написано? Слайд 19
- Как можно сказать по-другому? (опыт)
- Правильно, эксперимент – это синоним слова опыт.
— Как вы понимание значение слова «эксперимент»? (Это когда пробуешь сделать что-то новое.)
— А зачем нам делать что-то новое? (Чтобы развиваться и узнавать больше.)
— Давайте войдём в третий кабинет.
— Что нам предлагает сделать учёный? Слайд 20
— Над чем мы будем проводить эксперимент? (Над цветами.)
- Цветы — это объекты нашего эксперимента.
— Посмотрите, что у нас есть для эксперимента. Слайд 21
—У нас есть два тюльпана и ёмкости с простой и солёной водой. Как вы думаете, что мы можем проверить с помощью данного эксперимента? (В какой воде дольше сохранится тюльпан.)
— Что нам для этого нужно сделать? (Поставить один тюльпан в обычную воду, а другой — в солёную.)
— Один тюльпан поставили в ёмкость с обычной водой, а другой — в ёмкость с солёной водой. Оставим их на некоторое время. Слайд 22
- А пока отдохнем.
4. Физкультминутка Слайд 23
(музыкальная игра)
5. Открытие нового знания. (продолжение)
— Вернёмся к нашему эксперименту. Слайд 24
— Посмотрите, что изменилось? (Один из тюльпанов завял.)
— Почему так произошло? (Он стоял в солёной воде.)
— Да, действительно, соль помешала тюльпану впитывать воду. А как выглядит первый тюльпан? (Без изменений.)
— К какому выводу мы пришли в ходе эксперимента? (Если тюльпан поставить в солёную воду, то он завянет быстрее.)
— Как называется метод, которым мы воспользовались? (Эксперимент.) (прикрепить карточку на доске)
— Когда его удобно использовать? (Когда нужно попробовать что-то новое, что-то изменить, оценить результат.) Слайд 25
— Итак, какие три метода изучения окружающего мира мы узнали? (Наблюдение, измерение, эксперимент – на доске)
6.Применение новых знаний.
Слайд 26
— Посмотрите на слайд и подберите каждому герою подходящий для него метод.
— Какой метод нужен Незнайке? (Эксперимент.) Слайд 27 - 1
- Почему эксперимент? (Потому что ему нужно проверить, как влияет тень на растения.)
— Какой метод нужен Буратино? (Измерение.) Слайд 27 - 2
- Почему измерение? (Ему нужно сравнить горшки по ширине и найти самый широкий — найти величину.)
— А какой нужен метод для Чиполлино? (Наблюдение.) Слайд 27 - 3
- Почему наблюдение? (Он будет отмечать изменения в развитии растения.)
— А чем отличается эксперимент от наблюдения? (В эксперименте мы влияем на что-то, а затем подмечаем изменения. В наблюдении просто замечаем изменения.)
— А наблюдение от измерения? (В измерении находим какое-то значение, величину. В наблюдении этого не делаем.)
- Хорошо, молодцы!
Закрепление знаний. Самостоятельная работа с проверкой по эталону на слайде.
- А теперь выполните задания в рабочих листах. Слайд 28
(уч-ся работают самостоятельно)
- Проверьте по эталону на слайде. Слайд 29
8.Итог урока.
-Давайте вернёмся к цели, которую мы ставили на урок. (знакомство с разными методами познания окружающего мира) Слайд 30
-Достигли мы поставленной цели? (да)
- С помощью каких методов человек познаёт окружающую природу? (наблюдение, измерение, эксперимент) – карточки на доске.
9. Рефлексия.
(«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов) Слайд 31
- Прикрепите к солнышку лучики:
- жёлтого цвета — мне очень понравился урок, получили много интересной информации;
- голубого цвета — урок не интересный, не было никакой полезной информации.
- Урок окончен, спасибо! Слайд 32