СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира на тему «Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: знакомство с разными методами познания окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему «Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения»»

9


Тема урока: «Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: знакомство с разными методами познания окружающего мира.

Планируемый результат: уметь применять методы познания в практике, иметь представления о естественных науках, об учёных, их способах познания мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение, эксперимент).

УУД: Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в команде;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

- развивать и тренировать свою наблюдательность;

-ставить цели проведения наблюдений и опытов;

-осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в образовательном пространстве;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

-фиксировать результаты наблюдений в журнале наблюдений с помощью условных знаков;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные связи:

- умение организовывать свою деятельность, определив её цели и задачи;

- взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;

- оценивать достигнутые результаты.




Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Я желаю вам удачи,

И успешности в придачу!

- Ребята, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. 


  1. Самоопределение деятельности.

Слайд 2

— Ребята, посмотрите на картинку. Какие объекты природы вы видите? Назовите их.

— На какие две группы мы можем разделить их? (Живые и неживые.) Слайд 3

— Каким словосочетанием мы назовём все живые объекты? (Живая природа.)

— Каким словосочетанием мы назовём все неживые объекты? (Неживая природа.)

Слайд 4

Посмотрите внимательно на слайд. Опишите какой здесь изображен лес? Какие цвета в нём преобладают?

— Что нам помогло увидеть краски этого леса? (Глаза.)

— Верно! А теперь закроем глаза и послушаем, как поют птицы в этом лесу? (слушание аудиозаписи).

— Какой орган нам поможет услышать пение птиц? (Уши.)

— Верно! Остаёмся с закрытыми глазами и попробуем почувствовать запахи леса.

- Опишите, что вы почувствовали.

— Какой орган нам поможет почувствовать запах леса? (Нос.)

— А теперь представим, что мы трогаем дерево ладонью. Каждый выберет своё дерево. Расскажите, какая у него кора?

— Какой орган нам поможет почувствовать текстуру дерева? (Кожа.)

— Отлично! Медленно открываем глаза.

— А теперь я предлагаю нам угоститься вот этой ягодой. Слайд 5

- Расскажите, какая она на вкус?

— Какой орган нам поможет почувствовать вкус клубники? (Язык.)

— Ребята, для чего нам нужны уши, глаза, язык, кожа, нос? (ответы детей)

— Да, верно! А ещё чтобы познавать окружающий мир!

— Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые занимаются познанием мира? (Учёные.)

- Сегодня мы отправимся к учёным и узнаем о разных методах познания окружающего мира. Тема нашего урока «Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения». Слайд 6

— Какие цели мы перед собой ставим? (знакомство с разными методами познания окружающего мира)


3.Открытие нового знания.

— Ребята, мы с вами находимся в научном центре. Слайд 7

- Здесь работают учёные. Давайте вспомним, кто такой учёный? (Человек, который внёс свой вклад в науку.)

— А что такое наука? (Познание окружающего мира.)

- Наука — это способ узнавать новые вещи об окружающем нас мире. Она помогает нам понимать, как работают разные предметы и явления, почему происходят разные события. Учёные изучают природу, животных, растения и даже космос, чтобы узнать больше и сделать нашу жизнь лучше и интереснее.

— Ребята, мы подошли к первой двери, что на ней написано? Слайд 8

— Как вы понимание слово «наблюдение»? Что нужно делать? (Наблюдать, смотреть.)

— А зачем нам наблюдать? Что должны заметить?

— Входим в кабинет. Слайд 9

- Кто перед нами? (Перед нами учёный.)

- Прочтите, что он говорит?

— Поможем ему восстановить очерёдность наблюдения? Слайд 10

— Расположите карточки в правильном порядке и назовите верную очерёдность номеров. (работают с карточками на доске, проверка по слайду). Слайд 11

— Молодцы! Что мы видим в ходе наблюдения за цветком? (Цветок рос и развивался.) Слайд 12

— Верно! А какая основная задача в наблюдении? (Фиксировать, записывать изменения.)

— К какому выводу мы пришли, зачем нужен метод наблюдения? (С помощью наблюдения можно изучать изменения в природе.) Слайд 13

— Как называется первый метод изучения окружающего мира? (Наблюдение.) (Прикрепить карточку на доске)

— Движемся дальше!

— Ребята, мы подошли ко второй двери. Что на ней написано? Слайд 14

— Как вы понимаете слово «измерение»? Что нужно делать? (Измерить что-либо)

— А зачем нам измерять что-либо? (Понять величину.)

- Что мы сможем сделать, если будем знать величину? (Сравнить её.)

— Давайте войдём во второй кабинет.

— Перед нами учёный. Чем он занимается? Слайд 15

- Что он нам говорит, прочтите.

— С помощью чего мы можем узнать длину этих растений? (С помощью линейки.) Слайд 16

— Вспомним, как нужно пользоваться линейкой.

— Чему равна длина крокуса? (25 см)

— Чему равна длина тюльпана? (30 см)

— Какой из цветов длиннее? (Тюльпан.)

— На сколько тюльпан длиннее крокуса? (на 5 см)

— Что мы сейчас нового узнали об этих цветах? (Их длину.)

— Как называется этот метод? (Измерение.) (Прикрепить карточку на доске)

— К какому выводу мы пришли, зачем нужен метод измерения? (Когда нужно сравнить величины.) Слайд 17

— Так какой цветок мы отнесём? (тюльпан) Слайд 18

— Движемся дальше!

— Ребята, мы подошли к последней двери. Что на ней написано? Слайд 19

- Как можно сказать по-другому? (опыт)

- Правильно, эксперимент – это синоним слова опыт.

— Как вы понимание значение слова «эксперимент»? (Это когда пробуешь сделать что-то новое.)

— А зачем нам делать что-то новое? (Чтобы развиваться и узнавать больше.)

— Давайте войдём в третий кабинет.

— Что нам предлагает сделать учёный? Слайд 20

— Над чем мы будем проводить эксперимент? (Над цветами.)

- Цветы — это объекты нашего эксперимента.

— Посмотрите, что у нас есть для эксперимента. Слайд 21

—У нас есть два тюльпана и ёмкости с простой и солёной водой. Как вы думаете, что мы можем проверить с помощью данного эксперимента? (В какой воде дольше сохранится тюльпан.)

— Что нам для этого нужно сделать? (Поставить один тюльпан в обычную воду, а другой — в солёную.)

— Один тюльпан поставили в ёмкость с обычной водой, а другой — в ёмкость с солёной водой. Оставим их на некоторое время. Слайд 22

- А пока отдохнем.


4. Физкультминутка Слайд 23

(музыкальная игра)


5. Открытие нового знания. (продолжение)

— Вернёмся к нашему эксперименту. Слайд 24

— Посмотрите, что изменилось? (Один из тюльпанов завял.)

— Почему так произошло? (Он стоял в солёной воде.)

— Да, действительно, соль помешала тюльпану впитывать воду. А как выглядит первый тюльпан? (Без изменений.)

— К какому выводу мы пришли в ходе эксперимента? (Если тюльпан поставить в солёную воду, то он завянет быстрее.)

— Как называется метод, которым мы воспользовались? (Эксперимент.) (прикрепить карточку на доске)

— Когда его удобно использовать? (Когда нужно попробовать что-то новое, что-то изменить, оценить результат.) Слайд 25

— Итак, какие три метода изучения окружающего мира мы узнали? (Наблюдение, измерение, эксперимент – на доске)


6.Применение новых знаний.

Слайд 26

— Посмотрите на слайд и подберите каждому герою подходящий для него метод.

— Какой метод нужен Незнайке? (Эксперимент.) Слайд 27 - 1

- Почему эксперимент? (Потому что ему нужно проверить, как влияет тень на растения.)

— Какой метод нужен Буратино? (Измерение.) Слайд 27 - 2

- Почему измерение? (Ему нужно сравнить горшки по ширине и найти самый широкий — найти величину.)

— А какой нужен метод для Чиполлино? (Наблюдение.) Слайд 27 - 3

- Почему наблюдение? (Он будет отмечать изменения в развитии растения.)

— А чем отличается эксперимент от наблюдения? (В эксперименте мы влияем на что-то, а затем подмечаем изменения. В наблюдении просто замечаем изменения.)

— А наблюдение от измерения? (В измерении находим какое-то значение, величину. В наблюдении этого не делаем.)

- Хорошо, молодцы!


  1. Закрепление знаний. Самостоятельная работа с проверкой по эталону на слайде.

- А теперь выполните задания в рабочих листах. Слайд 28

(уч-ся работают самостоятельно)

- Проверьте по эталону на слайде. Слайд 29



8.Итог урока.

-Давайте вернёмся к цели, которую мы ставили на урок. (знакомство с разными методами познания окружающего мира) Слайд 30

-Достигли мы поставленной цели? (да)

- С помощью каких методов человек познаёт окружающую природу? (наблюдение, измерение, эксперимент) – карточки на доске.


9. Рефлексия.

(«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов) Слайд 31

- Прикрепите к солнышку лучики:

- жёлтого цвета — мне очень понравился урок, получили много интересной информации;

- голубого цвета — урок не интересный, не было никакой полезной информации.

- Урок окончен, спасибо! Слайд 32