Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 5 мин. | - Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать: Я очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. - Верно. Это вода. Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке. «…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…» - Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц». - Какие свойства воды указаны в отрывке? - Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока. | - Вода. - Без вкуса, без цвета, без запаха. | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения. | Словесный: беседа, рассказ. Логический: аналитический прием. |
Первичное усвоение новых знаний. | 10 мин. | - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется? - Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда. Струя водопада и брызги фонтана И все это – только вода. - В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты. Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов. - А где человек использует воду? - А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь». Определим правила, по которым работают учёные в группах: Старший научный сотрудник проводит опыт Помощник читает задание Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +. - Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками. Опыт №1. - Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Зачитаем план опыта: Определение запаха воды. Определение вкуса воды. Расскажем о результатах наблюдений. Сделаем вывод. Заполним таблицу. О каких свойствах воды идет речь? Опыт №2. - Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? - Зачитаем план опыта: Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку. Посмотрим на свет. Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. Посмотрим на свет. Сравнить цвет воды с цветом полосок. Расскажем о результатах наблюдений. Сделаем вывод. Заполним таблицу. - О каких свойствах воды идет речь? | - Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней… - Готовит пищу, утоляет жажду, моется… - Без вкуса и без запаха. - Прозрачна, бесцветна. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы. Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению. | Словесный: беседа. Логические: аналитический прием. Наглядные: демонстрация. |
Первичное закрепление | 18 мин. | Опыт №3. - Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? - Зачитаем план опыта: Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд. Что происходит с формой воды. Сделайте вывод. - О каких свойствах воды идет речь? Где мы используем данные свойства? Опыт № 4. - Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как? - Зачитаем план опыта: Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло, марганец). Перемешаем палочкой. Пронаблюдаем за полученной смесью. О результатах наблюдения расскажем. Сделаем вывод. Заполним таблицу. - Изменились ли свойства воды? Почему? - Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей. Подтвердилось ли наше предположение? - Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде? - Какие вещества оказались нерастворенными? - Какой вывод можно из этого сделать? - Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. А сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть последнее из выявленных нами свойств. Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство? - Вам никогда не пришло бы в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)? - А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль. - Какую воду считают пригодной для питья? Нам повезло, мы можем пить воду прямо из-под крана, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды. Проблема: Можем ли мы определить качество воды? Предположения: можем, не можем. - Я вам предлагаю это проверить. К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения. Перед уроком мы разлили её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода – неизвестно. Давайте составим план проверки. Какие свойства воды мы можем проверить? Сравним их, сделаем вывод. Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя. - Объявляется результат. Кто определил правильно? Какой у нас получился результат? Давайте обратимся за помощью к ученым. Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории. Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве? Есть несколько способов: Фильтрование Кипячение Отстаивание. Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения. Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей. Опыт № 5. - Сейчас мы попробуем отфильтровать воду. План опыта: Из специальной бумаги сделать фильтр (прибор для очистки воды). Пропустить через фильтр воду с песком Сделать вывод о наблюдаемом явлении. - У вас на столах есть специальная бумага для фильтрации. Сложите её пополам, затем ещё пополам. Сколько частей получилось? Отогните 1 часть в другую сторону. С одной стороны останется 3 части, а с другой – 1. Вставьте фильтр в воронку. Залейте туда воду с песком. Понаблюдайте качество воды при выходе. Наш фильтр самый простой. С его помощью мы показали, как загрязненная вода изменяет свои свойства. Но фильтры для очистки воды до состояния её пригодности для питья гораздо сложнее. Поэтому я не советую вам сейчас пробовать эту воду на вкус. - Для чего нужно очищать воду? | - Текуча, не имеет формы. - Можем транспортировать воду. Дети выполняют опыт. - Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись. - Сахар, марганец. - Песок, масло. - Вода – уникальный растворитель, но в ней не все растворяется. - Вкус, запах, цвет, прозрачность. - Мы не можем определить качество воды - 4 части. - Чтобы пить. | Коммуникативные: слушать других людей, формирование уважительного отношения к иному мнению. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы, обобщать. | Словесный: беседа, рассказ. Практический: упражнение. Наглядные: демонстрация. Метод лабораторно-практического контроля: исследовательская работа. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | 3 мин. | - Сейчас много рек, речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно-бытовыми и промышленными сбросами. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросом в водоёмы предварительно очищать и заботиться об охране водяных ресурсов. Для этого необходимо строить очистные сооружения, экономить воду, контролировать уровень загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов. Кто знает, может кто-нибудь из вас, когда вырастет, будет заниматься именно работой по сохранению наших природных богатств. - Сделаем вывод по проведенной нам работе. Какие свойства имеет вода? - Как нам помогают те или иные свойства воды? - Как мы можем позаботиться о водных ресурсах? | - Цвет, прозрачность, вкус, запах. - Не выбрасывать мусор в воду, экономно использовать воду. | Коммуникативные: слушать других людей. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы, обобщать. | Словесный: беседа. Метод письменного контроля: тест. |