16 НОЯБРЯ
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ТЕМА: Комнатные растения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока:
-познакомить с комнатными растениями; показать их роль в жизни человека;
-формировать исследовательские навыки (планирование, поиск информации);
-познакомить с правилами ухода за комнатными растениями;
-развивать положительное отношение к труду;
-воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за ними; делать выводы из изученного материала.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Используемое оборудование: комнатные растения, приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями, атлас- определитель «От земли до неба», проектор, компьютер, презентация «Комнатные растения»
ХОД УРОКА
Мотивирующее начало урока
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Ребята, сейчас у нас урок окружающего мира. Перед вами предложение, слова которого перепутались. Предлагаю вам собрать это предложение.
(начинается, С, успех! удачи, малой)
- Какое высказывание у вас получилось? «С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Проверка домашнего задания
- Ребята, скажите, прежде чем начинать изучать новую тему, что нужно сделать?
- Правильно, нужно повторить тему прошлого урока. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Дикие и домашние животные)
- Сейчас мы с вами поиграем в познавательную игру «Ромашка». (слайд)
- Каждая группа выбирает для себя по 2 лепестка. Каждому лепестку соответствует определенный вопрос, на который группа должна ответить.
- Итак, вы готовы? Начнем!
Вопросы:
Каких животных называют домашними?
Каких животных называют дикими?
Для чего люди разводят домашних животных? (Домашние животные приносят человеку большую пользу. Они помогают перевозить тяжести, охранять дома и склады, пасти стада. От них люди получают продукты питания (молоко, мясо, мед, яйца). Домашние животные дают сырье для промышленности — мех, шерсть, кожу, пух, шёлк, воск.)
Лошадь. Расскажите о животном по плану:
Назови животное.
Дикое или домашнее.
Назови жилище.
Как называют детёнышей.
Если домашнее животное, то расскажи, какую роль играет в жизни человека.
Медведь. Расскажите о животном по плану.
Найдите детеныша для каждого животного:
лошадь белка овца собака курица лисица | щенок цыплёнок лисёнок жеребёнок ягнёнок бельчонок |
Найдите лишнее животное. Объясните свой выбор.
Отгадайте загадку. Расскажите о данном животном. Можно использовать тот же план)
Ростом он с большую башню,
Но ничуточки не страшный.
Добродушен и силён
Африканский Чудо - ....
Отгадайте загадку. Расскажите о данном животном. Можно использовать тот же план)
Не прядёт, не ткёт,
А людей одевает.
Разгадайте ребус. К какой группе относится данное животное? Почему?
- Молодцы! Хорошо поработали.
Постановка темы и целей урока
- Итак, ребята, мы с вами подошли к изучению нового материала.
- На прошлых уроках мы с вами говорили о двух группах растений. Одни растения радуют нас в лесах, на лугу и в поле. Другие человек выращивает сам.
- Как называют эти две группы растений? (дикорастущие и культурные)
- Есть еще группа растений, которые выращивает человек.
- Отгадайте загадку и определите тему нашего урока:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
- Какова же тема нашего урока? (Комнатные растения)
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
- Откройте учебник (с. 76) и прочитайте цели, которые нам предлагает достичь Муравьишка. Совпадают они с вашими целями?
- А что вы будете делать для достижения этих целей? (работать с «Атласом-определителем», с учебником, работать в группах, самостоятельно)
Работа над темой урока.
- Хорошо, правильно. Но для начала скажите мне, почему в природе растения с наступления холодов желтеют, сбрасывают листву, увядают, а комнатные растения по-прежнему остаются зелёными и даже цветут? (За комнатными растениями ухаживает человек, держит их в помещении, а в помещении тепло. Родина большинства комнатных растений - жаркие страны, где круглый год лето, поэтому растения там всегда зелёные. Человек и зимой создаёт для комнатных растений примерно такие же условия как и летом, иначе они погибли бы, поэтому комнатные растения не желтеют и не сбрасывают листья осенью).
- Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения? (Комнатные растения очищают воздух в помещениях, украшают их)
- Что необходимо любому растению для полноценного развития? (Свет, тепло, вода).
- Почему эти растения называют комнатными? (Эти растения выращивают только в помещениях, поэтому их и называют комнатные растения.)
Физкультминутка
Работа с «Атласом-определителем»
- Отдохнули, а теперь продолжим работу.
- Давайте вспомним, какой первой цели вы должны достичь сегодня на уроке? (Учиться определять комнатные растения и находить в атласе-определителе информацию о них)
Работа в группах с картинками
- У каждой группы на столе картинки 2 растений. Вам необходимо узнать их и рассказать всему классу, что вы о них узнали. В атласе – определителе «От Земли до неба» найдите ваши растения и то, что о них говорится. Подготовьте выступление.
1 группа – фуксия, монстера
2 группа – глоксиния, гортензия
3 группа – герань, зигокактус
4 группа – цикламен, драцена
5 группа – алоэ, фикус
(выписывают на листочки названия и готовят рассказ по каждой картинке)
Работа в парах и тройках (п.т., с. 54, № 3)
- Прочитайте задание. Выполните.
(заслушиваются ответы)
(фиалка-сенполия, калла, толстянка)
- Какой цели вы достигли, выполняя эти задания? (научились определять и находить комнатные растения в атласе-определителе)
Происхождение комнатных растений.
- С какой целью вам предстоит теперь справиться? (узнать, как в наших домах появились эти украшения)
- Для этого прочитаем текст на с. 77 учебника. (читают хорошо читающие дети)
- Так как же в наших домах появились комнатные растения?
- Достигли мы второй цели урока?
Составление памяток по уходу за комнатными растениями.
- Ну и наконец, третья цель. Какая? (должны научиться ухаживать за комнатными растениями)
- Предлагаю вам опять поработать в группах.
- У каждой группы определенное правило по уходу за растениями. Только некоторые слова пропущены. Ваша задача – заполнить пропуски.
(выполняют, заполняют пропуски)
- А теперь, давайте прочитаем что у вас получилось. (выходят к доске и зачитывают)
- Каждая группа составила своё правило. А в целом, что у вас получилось? (памятка по уходу за растениями)
- А кто из ребят выйдет к доске, расскажет и покажет, как ухаживать за растениями?
Рефлексия учебной деятельности
- Как вы думаете, смогли вы справиться с поставленными задачами в начале урока?
Посмотрите, на экране есть начала предложений, выберите для себя одно и закончите их своими словами:
Сегодня я узнал, …
Я понял, что…
Меня удивило…
Для меня стало новым…
Мне понравилось…
У меня получилось…
Я научился…
Сегодня на уроке смог…
Урок дал мне для жизни…
-Свою работу на сегодняшнем уроке оцените сами. (лесенка успеха)
- Спасибо за урок, вы сегодня меня очень порадовали и, я надеюсь, что эти знания вам пригодятся в жизни. Может быть, вы научите ухаживать за растениями своих братьев или сестричек и у вас дома будет зеленый сад на подоконнике. Желаю все удачи.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Д/З: п.т., с. 53, № 1 или подготовить сообщение про 1 комнатное растение.