Цель: расширить представления о представителях растений и животных Красной книги.
Образовательные: знать представителей растений и животных Красной книги России, способы сохранения растений и животных Красной книги России; уметь называть и узнавать представителей растений и животных Красной книги России, давать рекомендации по защите растений и животных Красной книги России.
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление.
Воспитательные: формировать ценностное отношение к предмету Окружающий мир, к природе.
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование).
Личностные: бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Оборудование: презентация, маркерная доска, электронная доска, рабочий лист с заданиями.
Компоненты паспорта | Описание исследовательского проекта |
Тема проекта | Представители растений и животных Красной книги |
Актуальность проекта | В России удивительная природа. В нашей стране огромное разнообразие растений и животных. Но численность некоторых видов сокращается. Чтобы сохранить уникальность нашей природы, нужно обеспечить безопасность для всех ее представителей. |
Проблема исследования | Недостаточное количество знаний о животных и растениях, занесенных в Красную книгу, не позволяет эффективно организовать их защиту. |
Объект исследования | Животные и растения |
Предмет исследования | Представители растений и животных Красной книги |
Цель проекта | Расширить представления об обеспечении безопасности представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России. |
Задачи проекта | Познакомиться с представителями растений и животных Красной книги; Составить рекомендации по охране представителей растений Красной книги; Составить рекомендации по охране представителей животных Красной книги. |
Гипотеза проекта | Больше знаний о представителях Красной книги России позволяет успешно их охранять. |
Методы исследования | Анализ, обобщение, работа с текстом. |
Тип проекта | Краткосрочный |
Этапы реализации проекта, краткое их описание | Подготовительный этап: 1. Выбор проблемы проекта; 2. Анализ предстоящей деятельности; 3. Распределение ролей в пределах группы; Теоретический этап: 1. Подготовка материалов к исследовательской работе; 2. Планирование работы; 3. Разработка документации, определение формы презентации итогов деятельности; Практический: 1. Выполнение действий (создание промежуточного варианта); Аналитический этап: 1. Анализ промежуточных результатов; 2. Оформление конечного продукта; Презентационный этап: 1. Презентация продукта исследования; Рефлексивный этап: 1. Анализ результатов деятельности; |
Оборудование для проведения исследования | Информационные карты «Охрана представителей растений Красной книги», «Охрана представителей животных Красной книги» |
Продукт проекта | Закладка с рекомендациями по охране представителей растений и животных Красной книги |
Перспектива проекта | Использование в повседневной деятельности с целью напоминания о способах охраны представителей растений и животных Красной книги. |
Используемые источники | https://molotokrus.ru/sposoby-sohranit-redkie-rasteniya/ https://musoreco.ru/problemy/kak-predotvratit-vymiranie-zhivotnyh.html |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организационно-мотивационный | - Здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, рабочая тетрадь, пенал, раздаточный материал. - Начну занятие с высказывания великого русского писателя Михаила Федоровича Достоевского «Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин». - Кто такой гражданин? - Как вы понимаете слова Михаила Федоровича? - Действительно это так. Когда человек приносит вред природе, он не задумывается о том, что наносит вред другим. Или же наоборот специально вредит природе, чтобы другим людям было плохо. Очень часто люди используют природу только ради своих целей, е думая о последствиях. Это приводит к экологическим проблемам. Ребята, как нужно относиться к природе? - Для чего нужно заботиться о природе и любить ее? - Что вы можете сделать для заботы о природе? - Призываю вас заботиться о природе и, соответственно, о себе и своем благополучии. | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. - Житель определенной страны. - Если человек плохо относится к природе, наносит ей вред и уничтожает ее, этот человек будет плохо относиться и к другим. А человек, который наносит вред окружающим, является плохим человеком. - Нужно ценить ее, беречь ее богатства, помогать ей. - Чтобы мы могли благоприятно существовать на этой земле. Называют. | Слайд (цитата, портрет М. В. Достоевского) |
Актуализация знаний | - Ребята, что мы с вами изучили на прошлом уроке? - Для чего нужна Красная книга России? - Когда была создана Красная книга России, актуальная сейчас? - Я предлагаю вам вспомнить представителей Красной книгой России. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Я покажу изображения животного или растения. Ваша задача – написать их названия через запятую. (показывает изображения зубра, лотоса, венерина башмачка, дровосека реликтового, стерха, женьшеня). Предлагаю проверить. Я покажу эталон. Если ответ верный – подчеркиваете его зеленым карандашом, если нет – красным. Кто справился с заданием без ошибок? - У кого есть ошибки? - Какие трудности у вас возникли? Как вы думаете, почему они возникли? - Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности? (обсуждает возникшие трудности) | - Мы познакомились с Красной книгой России. Оформляют тетради, выполняют задания. Проверяют. | Слайд (изображения зубра, лотоса, венерина башмачка, дровосека реликтового, стерха, женьшеня) Слайд (эталон). |
Проблемный вопрос | - Ребята, в Красную книгу России занесены не только изученные на прошлом уроке животные и растения. Можете ли вы назвать еще не менее 5 животных или растений, занесенных в Красную книгу России, кроме тех, которых мы изучили на прошлом уроке и тех, про кого вы подготовили сообщения? - Сегодня я предлагаю провести исследование: расширить знания о представителях растений и животных Красной книги и способах их охраны. Как вы думаете, зачем нужно знать растений и животных Красной книги? - Чтобы их охранять, что нужно знать? - Нам важно не только знать, какие виды занесены в Красную книгу, но и особенности их жизни, чтобы успешно составить рекомендации по их охране. | Затруднение. - Чтобы их охранять. - Особенности их образа жизни, среды обитания. | |
Подготовительный | - Итак, какова тема урока? - Какую цель вы поставите? - Постройте план по достижению цели. - Верно. План на урок: 1. Познакомиться с представителями растений и животных Красной книги; 2. Составить рекомендации по охране представителями растений и животных Красной книги. - У каждого исследования также есть гипотеза – предположение, требующее доказательства. Какова гипотеза нашего исследования? - Ребята, как доказать или опровергнуть это утверждение? С помощью чего? | - Представители растений и животных Красной книги. - Познакомиться с представителями растений и животных Красной книги. - Познакомиться с представителями растений и животных Красной книги; составить рекомендации по охране представителей растений и животных Красной книги. - Больше знаний о представителях Красной книги России позволяет успешно их охранять. - Мы поработаем с информацией, обсудим ее, сделаем выводы. | Слайд (тема) Слайд (цель) Слайд (план) Слайд (гипотеза) |
Теоретический | - Итак, ребята, кто желает рассказать свое сообщение? - Итак, давайте подумаем, как же мы можем обезопасить растений и животных, занесенных в Красную книгу России. Я подготовила рабочие листы. Прочитайте информацию и в парах составьте рекомендации. Напомните правила работы в парах. - Приступайте к выполнению задания. - Заканчивайте. Какие рекомендации по охране растений вы выявили? - Молодцы. Какие рекомендации по охране животных вы определили? - Итак, ребята, все ли пункты плана реализованы? - План выполнен? - Теперь предлагаю приступить к оформлению продукта нашего исследования. Но перед этим отдохнем. | Рассказывают сообщения (10 человек). - Работать сообща, вместе, не мешать другим. Выступают обучающиеся, которые читали про охрану растений: 1. Создавать заповедники; 2. Не загрязнять природу; 3. Убирать мусор на улице; 4. Устанавливать очистные сооружения; 5. Не уничтожать растения просто так; 6. Соблюдать правила сбора растений 7. Уважительно относиться к растениям. Выступают обучающиеся, которые читали про охрану животных: 1. Соблюдать правила охоты, ловли рыбы; 2. Не загрязнять природу; 3. Убирать мусор на улице и природе; 4. Уважительно относиться к животным; 5. Заменить животных техникой на промышленных производствах. - Да. - Да. | Выводит на слайд рекомендации по мере ответов. |
Физкультминутка | Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. Мы размялись от души И за парты вновь спешим. | | |
Практический | - Сейчас я предлагаю вам взять шаблон закладки, написать карандашом на нем не менее 5 рекомендаций, которые вы запомнили или которые кажутся вам наиболее важными, по охране и растений, и животных. | Выполняют задание. | |
Аналитический | - Ребята, я вижу, вы подготовили рекомендации. Сверьте ваши рекомендации с теми, что мы выявили, исправьте ошибки. Если кто-то забыл рекомендации, допишите их. - Если все подходит, можете приступать к оформлению закладки. Вы можете изобразить на ней животное или растение из Красной книги России, которое вам больше всего запомнилось. | Оценивают подготовленную информацию. Оформляют закладку. | |
Презентационный | - Итак, ребята, вы выполнили работу. Теперь я предлагаю вам представить ваши работы: озвучить ваши рекомендации, объяснить причины их выбора, назвать животное или растение, которое изобразили. - Ребята, вы хорошо постарались. У каждого из вас получились закладки-памятки по охране растений и животных, занесенных в Красную книгу России. Как вы думаете, где его можно использовать? | Выходят представители групп, рассказывают об особенности озера Байкал, прикрепляют схему к плакату. - Можно положить в учебник, она не даст забыть важные рекомендации по охране природы. | Презентация |
Рефлексивный | - Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Какая тема урока была? - Какую цель вы перед собой ставили? - Какие задачи были вами поставлены? - Все ли задачи были выполнены? - Цель занятия достигнута? - Давайте озвучим поставленную вами гипотезу. - Вы ее доказали своей деятельность или опровергли? - Верно. Итак, ребята, я предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. На доске вы видите радугу. На каждом цвете незаконченная фраза. Ваша задача – выбрать фразу и продолжить ее. - Ребята, вы все хорошо постарались. Урок окончен. | - Представители растений и животных Красной книги. - Познакомиться с представителями растений и животных Красной книги. - Познакомиться с представителями растений и животных Красной книги; составить рекомендации по охране представителей растений и животных Красной книги. - Да. - Да. - Больше знаний о представителях Красной книги России позволяет успешно их охранять. - Доказали, значит, предположение «Больше знаний о представителях Красной книги России позволяет успешно их охранять» является верным. Оценивают деятельность. | |
Охрана представителей растений Красной книги Основные причины исчезновения растений давно известны. Это вырубка лесов, выпас многочисленного скота, применение химикатов, влияющих на природу, уничтожение опылителей-насекомых. Ареалы растений, особенно лесные массивы, все время сокращаются, и территории используются для построения различных объектов (дома, предприятия). Все это приводит к исчезновению многих видов деревьев, кустарников и травянистых растений. Это способствует переселению многих видов животных, а также к их исчезновению. Охрана растений в первую очередь означает поддержку естественных процессов, происходящих в природе: обособление и охрана среды обитания, создание заповедников. Во избежание гибели растительного мира нужно охранять природу. Способов сохранить растительный мир на планете существует множество. В первую очередь все зависит от самих людей. Мы можем отказаться от уничтожения растений, научить окружающих любить природу, охранять каждое дерево и цветок от гибели. Важно также не загрязнять природу, а наоборот очищать ее, убирать мусор. Среди методов, которые считаются эффективными для охраны животного и растительного мира, можно отметить соблюдение правил сбора растений, грибов, ягод; уважительное отношение к растениям. | Охрана представителей животных Красной книги Основные причины вымирания животных: чрезмерная охота, ухудшение условий обитания. Для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники. Для поддержания и увеличения их численности создают специальные условия, необходимые для выживания. При очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия. Борьба с браконьерством имеет важную роль. Большее количество животных оказалось в Красной книге именно по вине браконьеров. Нужно попытаться донести до каждого человека мысль о том, как важно сохранить то, что создала природа. Для этого нужно не загрязнять, не истощать природу. Человек влияет на исчезновение многих видов животных, отнимая у них естественные места обитания, уничтожая их кормовые участки. Немаловажную роль в сокращении численности животных играет вырубка лесов, осушение болот, вспашка степей, освоение пустынь, загрязнение рек промышленными отходами, загрязнение атмосферы. Защиты и бережного отношения заслуживают все представители животного мира. Среди эффективных методов охраны животных можно отметить: соблюдение правил охоты, ловли рыбы; уважительное отношение к животным; использование современной техники для улучшения жизни промысловых животных. |