СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Растениеводство в нашем крае"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира по учебнику Плешакова А. А.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Растениеводство в нашем крае"»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Дата 15.12. 23г.

Тема. Растениеводство в нашем крае. Практическая работа: «Работа с гербарием полевых культур».

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

проводить самооценку своих действий.

Метапредметные результаты:

познавательные — самостоятельно нахо­дить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала;

Предметные результаты:

сформировать представления учащихся о растениевод­стве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; рас­ширить знания о растениях.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий полевых культур, зерна полевых куль­тур, раздаточный материал для опроса, кроссворд.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Девиз нашего урока.

Думать – интенсивно!

Работать – оперативно!

Объяснять – доказательно!

Получить результат - обязательно!

II. Актуализация опорных знаний

- Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?

- Какие растения можно встретить в пресноводном водоеме?

- Какова роль растений в водном сообществе?

- Какие животные обитают в пресноводном водоеме?

- Как происходит круговорот веществ в пресноводном сообществе?

- В какой работе по охране водных обитателей могут поучаствовать школьники?

НО: не забывать о безопасном поведении.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте два определения одного и того же понятия. О чем идет речь? (О растениеводстве.) Докажите.

1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений.

2) Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декора­тивных, целей.

— Посмотрите, как толкуется слово «растениеводство» в сло­варе С.И. Ожегова? (Растениеводство наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.)

—Что общего во всех определениях? (культурные растения, выращивание)

— Итак, тема урока «Растение­водство в нашем крае».

— Что вам уже известно по этой теме? (Ответы детей.)

— Что вам еще хотелось бы узнать? Сформулируйте свои во­просы. - Узнать, СОСТАВЛЯЮЩИЕ растениеводства - отрасли, чем занимается каждая из них.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя (РЭШ ур.15, основная часть 0.28-0.55)

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов при­роды: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала лю­дям зерна и корешки... И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, вы­росли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это про­росли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна — получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выра­щивать растения рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кор­мили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство.

Время шло, развивался человек, совершенствовалось земледелие — все разнообразнее становились растения, которые он выращивал. Вы­растить хороший урожай — дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созрев­шие плоды. Так образовалась наука — растениеводство.

2. Работа с учебником.

— Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли де­лится растениеводство. (Растениеводство делится на не­сколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.) НА ДОСКУ

В каждом крае растениеводство зависит от природных усло­вий и имеет свои особенности. Как же человек сделал дикорасту­щие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.

— Чем занимается каждая отрасль, выращиванием каких культур, где выращивают и как человек использует это растение, мы узнаем из учебника. Но работать будем группами.

(Каждая группа находит характеристику определенной отрасли, делает соответствующие записи и представляет свой материал всем. Остальные вносят в таблицу полученные результаты работы группы.)

- Работа в группах

1 гр. Полеводство. (с. 189-190).

2 гр. Овощеводство. (с. 190-191).

3 гр. Плодоводство. (с. 191).

4 гр. Цветоводство. (с. 192).

  1. Прочитать текст на с. ...

  2. Сделать записи в рабочем листе.

    Культуры

    Где выращивают?

    Как используем?




  3. Есть в нашем крае или нет.

VI. Физкультминутка


V. Первичное закрепление. Сообщения учащихся (Выступления групп.)

Полеводство. Эти растения выращивают на полях, значит, это поле­вые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти расте­ния отличаются по форме колосков, у ржи - длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу. У гречихи зерна коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу.

— А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса — пшено.)

— Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и се­мечки.)

— А из льна? (Льняное масло.)

Из льна еще получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. И сегодня одежда из льна очень востребована.

— А картофель? (У него используют в пишу подземные части клубни. Еще из картофеля получают крахмал.)

Овощеводство. Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Ово­щи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах. Овощные культуры — это капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук и др. Овощи играют огромную роль в питании человека.

Такие овощи, как лук и чеснок, способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Не случайно их реко­мендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

Цветоводство. Одни цветы выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, а третьи — в комнате. В теплицах и комнатах цветы выращи­вают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. Мир цветов поразительно разнообразен и красив. (Показ иллюстраций.)


VII. Обобщение по отраслям растениеводства в нашем крае.

— Гербарий.

Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, ко­торая занимается его выращиванием.

— Какие отрасли развиты в нашем крае? (Предположения детей.) Почему? (Есть условия)

— Откуда мы можем получить точный ответ на поставленный вопрос? (Из справочной литературы, краеведческой литера­туры, ресурсов сети Интернет, узнать у взрослых.)


VIII. Подведение итогов урока.

— Составить схему, используя карточки на доске.

Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, ово­щеводство, плодоводство и цветоводство.)

— Вывод. С. 193.

— На хорошую урожайность оказывают влияние не только природные условия. Но и насекомые. С. 193. Прочитайте, какой опыт проделали ученые.

— Каких насекомых можно назвать спасателями? От кого они спасают?

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

— Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

— Что помогло?

— Что помешало?

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

— Как вы оцениваете свою работу в группе?

- Наш девиз сегодня.

Думали – интенсивно?

Работали – оперативно?

Объясняли – доказательно?

Получили результат - обязательно!!!!


Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 187— 194 учебника.

2. Подготовить рассказ по записям.



Тест для проверки на следующем уроке


__________________________ Растениеводство в нашем крае


1. Какая отрасль хозяйства не относится к растениеводству?

  1. полеводство 2) птицеводство 3) плодоводство 4) овощеводство

2. Какое растение выращивают полеводы?

  1. картофель 2) вишню 3) клубнику 4) томат

3. Какое растение относится к плодовым культурам?

  1. подсолнечник 2) кукуруза 3) морковь 4) груша

4. Какое растение относится к овощным культурам ?

  1. гречиха 2) тюльпан 3) кабачок 4) лён

5. Какая полевая культура относится к теплолюбивым?

  1. картофель 2) рожь 3) кукуруза 4) овёс

6. Какие цветочные культуры цветут на клумбах весной?

  1. розы 2) пионы 3) ирисы 4) тюльпаны

7. Какие растения относятся к злаковым культурам?

  1. ячмень 2) лён 3) тростник 4) бамбук

8. Кто вредит выращиванию урожая?

  1. тля 2) жужелица 3) колорадский жук 4) цветочная муха

9. Какие насекомые защищают плодовые растения?

  1. божья коровка 2) златоглазка 3) бабочка 4) пчела

10. Какое утверждение верно?

  1. Божьи коровки поедают тлей.

  2. Колорадский жук не наносит вреда урожаю.

  3. Вредителей лучше уничтожать ядохимикатами

  4. 4) Жук-жужелица поедает листья картофеля.













1 гр. Полеводство (с. 189-190).


  1. Прочитать текст на с. 189-190.

  2. Сделать записи в рабочем листе.

  3. Есть в нашем крае или нет.





2 гр. Овощеводство (с. 190-191).


  1. Прочитать текст на с. 190-191.

  2. Сделать записи в рабочем листе.

  3. Есть в нашем крае или нет.







3 гр. Плодоводство (с. 191).



  1. Прочитать текст на с. 191.

  2. Сделать записи в рабочем листе.

  3. Есть в нашем крае или нет.





4 гр. Цветоводство (с. 192).


  1. Прочитать текст на с. 192.

  2. Сделать записи в рабочем листе.

  3. Есть в нашем крае или нет.









Полеводство - _________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________.


Культуры

Где выращивают?

Как используем?















Овощеводство - ______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________.

Культуры

Где выращивают?

Как используем?











Плодоводство - ______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________.

Культуры

Где выращивают?

Как используем?












Цветоводство - _______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________.

Культуры

Где выращивают?

Как используем?









Полеводство - _________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________.


Культуры

Где выращивают?

Как используем?















Овощеводство - ______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________.

Культуры

Где выращивают?

Как используем?











Плодоводство - ______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________.

Культуры

Где выращивают?

Как используем?












Цветоводство - _______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________.

Культуры

Где выращивают?

Как используем?









пшеница


рожь


чеснок


свёкла


яблоня

малина


тюльпаны


розы








РАСТЕНИЕ


ВОДСТВО


ПОЛЕВОДСТВО



ЦВЕТОВОДСТВО


ОВОЩЕВОДСТВО



ПЛОДОВОДСТВО



Думать интенсивно!

Работать – оперативно!

Объяснять – доказательно!

Получить результат –

обязательно!