СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Технологическая карта урока

Окружающий мир,

проведённого во 3А классе МБОУ «НОШ № 19»

студенткой 3 курса группы А

Турчак Татьяной Владимировной


Проверил:

__________Сибгатуллина А.И., учитель 3 А класса

__________ Ванюшина Е.Е., методист ГАПОУ АО «АСПК»

__________ Отметка за урок





Астрахань, 2022

Тема: «Экономика и экология»

УМК: «Школа России»

Тип урока: ОНЗ

Цель: Познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной.

Задачи:

  1. Образовательная: Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты; показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду.

  2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

3)Развивающая: развивать операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий.

Планируемые результаты:

-Личностные УУД:

- проявлять целостный, социально-ориентированный взгляд на мир;

-проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

-определять личностный смысл учения;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.



Метапредметные УУД:

-оценивать достижения на уроке;

-высказывать предположения и прогнозировать развитие ситуации;

-формулировать вопросы.

Предметные УУД:

 - научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией;

-строить простейшие экологические прогнозы;

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал.











Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Учитель:

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь.

- Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

- Давайте зарядимся положительной энергией и улыбнёмся друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Учащиеся:

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.


2.Актуализация знаний

Учитель:

Учитель:

 -Ребята, какими бы вы хотели быть сегодня на уроке? (Слайд 1)

Молодцы! Я думаю, ваши прогнозы оправдаются.


- Ребята, прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке?


- Что такое семейный бюджет? (Слайд 2)

Расписание доходов и расходов семьи

- Для чего он нужен?


- Какие виды доходов может получать семья?

На какие цели ваша семья расходует средства?

-Представьте, что вы получили на День рождения большую сумму денег. Куда вы её потратите?

-Ребята, как понимаете выражение «жить по средствам»? (баланс бюджета).

Ребята, теперь я предлагаю вам выполнить работу в паре. Вам нужно распределить, где источник дохода, а где расходы.

Проверка осуществляется по слайду с проговариванием.

(Слайд 3)

Учащиеся:


Умными, сообразительными, внимательными, любознательными, смелыми, старательными, дисциплинированными. 


Семейный бюджет

Сумма, заработанная членами семьи за месяц – это доходы. Вторая часть - расходы

Учащиеся высказывают мнения


Заработная плата, пенсия. пособия

3.Самоопределение к деятельности



Учитель:

-Теперь я предлагаю вам дополнить предложения, которые я сейчас прочту. (Слайд 4)

А) - Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача…

Б) Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. …

Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня?

Верно, тема нашего урока – Экономика и экология. (Сл 5)

-Ребята, а как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?

- Может ли человек своей хозяйственной деятельностью повлиять на природу?

- Это влияние положительное или отрицательное? (мнения разделились)

- Можем ли мы сейчас точно ответить на эти вопросы? 

Так какую цель мы поставим перед собой на уроке?

(Слайд 6)


Сегодня на уроке мы разберёмся, как связаны между собой экономика и экология, познакомимся с 2 сторонами экономики.

Учащиеся:



Экономики


Экология


Об экономике и экологии





Учащиеся высказывают свои мнения.


Нет

Узнать о двух сторонах экономики- полезной и опасной, научиться обнаруживать связи между экономикой и экологией.


4.Работа по теме урока.

Рассказ учителя

Учитель:

-Ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое экология, экономика.

А сейчас посмотрите на слайд: (Слайд 7)

– Что изображено на рисунке?

 

- А почему там разные цвета?

 - Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря – океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…

– Природа нашего края очень богата и красива! Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас! 


- А как вы думаете, все ценят эти богатства?



 - Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее?


 - Да, сейчас из - под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором?


- Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе.


– Ребята, послушайте историю. (Слайд 8)

В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега.


-Ребята, какой вред был нанесен природе?

 

- Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!


- Кто виноват в такой катастрофе?

-Верно!

- Ребята, откройте учебник на стр. 79, обратите внимание на картинку и давайте прочитаем текст.

- Скажите, о чем вы сейчас прочитали?



- Ребята, а сейчас мне бы хотелось вам рассказать о глобальной катастрофе, которая произошла в 1986 году в Чернобыле, может кто-то из вас слышал. (Слайд 9 )

В ночь с 25-го на 26 апреля 1986 года произошла одна из крупнейших в мире промышленных аварий, весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы.

Ядерный реактор четвертого энергоблока атомной станции вышел из-под контроля, взорвался и загорелся. Очевидцы рассказывали, что примерно в 1 час 24 минуты в ночь на 26 апреля раздались два взрыва.

Здание энергоблока частично обрушилось. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ. Они были разнесены ветрами на многие сотни тысяч километров от Чернобыля. Там, где радиоактивные вещества попадали на поверхность земли, образовывались зоны радиоактивного заражения. Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что ее последствия можно найти в любой точке Земли.


- И еще одна катастрофа. 10 июля 1976 г. в городе Свезо в Италии в процессе производства на химическом предприятии произошел выброс в атмосферу газа диоксина. Причиной аварии было нарушение технологического процесса. Люди в городе и его окрестностях почувствовали головную боль и резь в глазах. Кожа людей покрылась экземами, язвами и ожогами. Их мучили рвота, желудочные колики. Погибали животные, растительность была сожжена, как при пожаре. Земля стала опасной для жизни на целые десятилетия. (Слайд 10)

- Какие эмоции возникали у вас в ходе этих рассказов?


- Как называются такие ситуации?


- Кто виноват в такой катастрофе?

Вот мы с вами ещё раз убеждаемся, что многое происходит по вине человека.

- Ребята, очень много катастроф происходит на нашей планете Земля

-А скажите, в нашей Астраханской области, в городе, были ли вы свидетелями того, как загрязняется природа? Расскажите.


Когда экология становится бизнесом, то защита окружающей среды становится прибыльным занятием для отдельных предпринимателей и смертельной опасностью для большинства Астраханцев. Уже в течении нескольких лет жители посёлка Красные Баррикады, что в Икрянинском районе, периодически замечают большое скопление пены с маслянистыми пятнами и остатками краски. По их мнению, в этом виновато предприятие, осенью минувшего года появившееся в п. Ильинка Икрянинском р-на.
Его основной вид деятельности – «обработка и утилизация опасных отходов». Возникло оно в Ильинке неслучайно. В 1980-е гг. с территории, где оно сегодня находится, осуществлялся сброс тонн мазута. В итоге в реке Бахтемир гибло множество различных видов рыбы: подойти к берегу было невозможно из-за запаха разлагающейся рыбы. Значительно пострадала фауна и флора окрестных Икрянинского района.


-Ребята, давайте теперь поговорим, какие две стороны имеет экономика.

- Назовите составные части экологии? (Слайд 11)

-Связаны ли они между собой?


-Ребята, а для чего нам нужна экономика?


- Из каких отраслей состоит экономика? (Слайд 12)








- Что даёт людям сельское хозяйство? (Слайд 13)

- Это полезная сторона экономики.

-В чем же заключается, опасная сторона сельского хозяйства?


- Что даёт людям металлургия? (Слайд 14)

- Это полезная сторона экономики.

-В чем же заключается опасная сторона?


-Ребята, давайте прочитаем на стр.73 о двух сторонах экономики.



- Ребята, так что вы поняли об экономике?


-Сколько сторон она имеет? (Слайд 15)

-Какие?

Правильно!



Таким образом, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.


Учащиеся:



Планета Земля - полушария

Вода, лес, пустыня и горы





Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе


Сажаем растения, убираем мусор, чистим родники…


Сжигаем, бросаем в яму





Мох, карликовые березы, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики.


Погибнут и растения и животные



Пострадали птицы, рыбы, растения, люди




Человек


Ответы учащихся





























Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы

Экологические катастрофы

Человек



























Солнце, воздух, растения, животные.

Да


Для удовлетворения потребностей.


Сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность.





Продукты питания


В загрязнении почвы, ядохимикатами.


Металл


Загрязнение воздуха и воды


Учащиеся читают.


Что экономика может нести с одной стороны пользу, а с другой стороны вред.

Две

У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции


5.Физкультминутка

Учитель:

-Я вижу, вы немножко утомились.

Давайте выполним физкультминутку.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ВИДЕО

-Садитесь.

Учащиеся:

Выполняют упражнения.

6. Продолжение работы по теме урока.


Учитель:

-Ребята, мы с вами хорошо знаем, что такое прогноз погоды, но существует еще и экологический прогноз. (Слайд 16)


-Давайте прочтем об этом на стр.74.

-Ребята, так что вы можете сказать? Что такое экологический прогноз?




Правильно, молодцы!


Теперь, я предлагаю вам поработать в группах. Но, сначала, напомните мне, какие существуют правила работы в группах. (Сл 17)


-Ребята, вам нужно дать свои экологические прогнозы.

1 группа:

После пикника на берегу реки, ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.

2 группа:

В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.

3 группа:

Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».

4 группа:

На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

5 группа:

Идя на экскурсию в лес, ребята увидели редкое растение. Алина предложила сорвать его и принести в класс, чтобы показать одноклассникам.

6 группа:

Вблизи с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет находиться рядом с тротуарами, детскими площадками для игр и прогулок.

Ответственные выходят к доске и озвучивают экологический прогноз, который составили в группе.

Учащиеся:




Это тоже предсказание. Ученые - экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.


Учащиеся перечисляют правила работы в группах.

1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие – слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси

7.Закрепление изученного материала

Учитель:

Давайте проверим знания, полученные на уроке при помощи графического диктанта. (Слайд 18)

—Нужно прочитать высказывание и если высказывание верное, поставьте знак «+», около него, а если неверное, поставьте знак «—».

1. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача экологии «—»

2.Экология имеет две стороны (полезная и опасная) «+»

3. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется –экология «+»

4. Одна из важнейших задач общества в 21-м веке – сделать экономику как можно более промышленной и производительной «—». Правильный ответ: безопасной для людей и природы


Проверку производить по слайду и с проговариванием.



Учащиеся:


8.Подведение итогов урока

Учитель:

-Скажите, какую тему изучали на уроке?

-Как связаны между собой экономика и экология?

-Какие стороны экономики существуют?

-В чем заключается полезная сторона?

-В чём заключается опасная сторона?

-Что вы нового для себя узнали? 

- Как человек должен вести себя в природе?


Вашим домашним заданием будет: Учебник стр.72-75 пересказ.

Учащиеся:


«Экология и экономика»


Полезная и опасная


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель:

На этом наш урок подходит к концу.

Я буду зачитывать предложение, а вы должны его закончить.

На уроке я узнал..

Мне было трудно..

Я научился.....

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе солнышко и тучки. Если вам легко было работать, поднимите солнышки. А если возникли трудности – тучки.

- Что было трудно?


- А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!