СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "В холодной тундре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "В холодной тундре"»

Урок окружающего мира 4 класс УМК Перспектива

Тема урока: В холодной тундре

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

Задачи урока: 1.познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;

2.развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой, дополнительным материалом;

3.воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, формировать умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, организовать и упорядочить знания;

- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

- включение в деятельность личного опыта учащихся;

- отстаивать свои права.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД:

- повторение раннее изученного материала;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- развивать умение анализировать, выделять главное;

-  добывать новые знания, уметь делать выводы.

Предметные:

- получить представление о природной зоне тундры;

- познакомиться с географическим положением тундры;

- познакомиться с климатическими условиями зоны;

- узнать особенности растительного и животного мира тундры;

- познакомиться с населением тундры и его деятельностью.

Используемое оборудование: 

карта «Природные зоны России»; презентация к уроку по теме "Тундра", аудиозапись песни «Увезу тебя я в тундру», проектор, раздаточный материал для работы в группах.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

«Исследование создает новое знание» (Нил Армстронг)

Как понимаете смысл данного высказывания? 




-Сегодня у нас необычный урок, я предлагаю вам побыть в роли ученых и самим исследовать новую природную зону.

Эмоциональный настрой на урок

Только в постоянном поиске чего-то нового человек получает новые знания

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

                                                                               II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

- Как называется раздел, темы которого мы изучаем?


- Что входит в понятие «родные просторы»?



- Что нам помогает путешествовать по «Родным просторам»?

- Какие карты вам известны?



- Остановимся на карте природных зон. Какую природную зону мы изучили?

- Кто желает показать на карте зону арктических пустынь?

- Где расположена зона арктических пустынь?

-Какая температура бывает в Арктике зимой, летом?

-Какая группа растений преобладает в арктических пустынях?

-Чем в Арктике занимается человек?

-Какие схемы цепи питания можно составить из этих живых существ: рачки, сайка, кайра, белый медведь, тюлень, водоросли?

- Отлично! Продолжаем работу.

-Раздел называется «По родным просторам».

- «Родные просторы» — это наша страна, города, реки, горы и т.д.

- Карта

-Нам известны физическая, политическая карты; карта природных зон.

-Мы изучили зону арктических пустынь.

Показ на карте.

Ответы на вопросы учителя





Составление цепи питания

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные: проявление интереса к данной теме;

Познавательные: повторение раннее изученного материала.


 III. Целеполагание

Цель: организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого возникает и согласуется тема и цель урока, выстраивается план работы.

- Послушайте музыкальную композицию и постарайтесь определить, о какой природной зоне идет речь в ней.

Включаю аудиозапись.


- О какой природной зоне идет речь в песне?

- Как автор текста описывает природные условия Тундры?

- Какие животные помогают передвигаться в Тундре?


- Верно. Откройте карту с. 74-75. Найдите природную зону - тундра. Каким цветом она обозначена?


- Кто желает показать у доски границы тундры?


- Как вы считаете, достаточно ли тепла от солнца получает зона тундры?



- Значит, как можно охарактеризовать тундру с точки зрения погодных условий?

- Исходя из этого, сформулируйте тему урока.

Вывешивает карточку с темой:

В холодной тундре

- Какова цель нашего урока?

Вывешиваю карточку с целью:

Познакомиться с природной зоной тундры.



- В конце урока мы должны ответить на вопрос: чем отличается зона арктических пустынь от зоны тундры, каковы особенности животного и растительного мира, чем занимается население тундры?


- По какому плану мы изучали зону арктических пустынь?























- Можем ли мы по этому плану изучить особенности зоны тундры?



- Как нужно организовать работу, чтобы за один урок собрать всю информацию по плану о зоне тундры?



-Вспомним правила работы в группе.














Прослушивание композицию гр. Самоцветы «Увезу тебя я в тундру».



- В песне идет речь о природной зоне тундры.





- На карте тундра обозначена фиолетовым цветом.



Показ на карте.

-Зона тундры получает мало тепла от солнца. Лучи наклонены и слабо нагревают землю.

- Суровая, холодная тундра.



- В холодной тундре.





- Узнать о природной зоне тундры.











Вывешивается план

Географическое положение


Климат


Почва


Растительный мир


Животный мир


Деятельность человека

- Да, все природные зоны можно изучить по единому плану.



- Можно поработать в группе.



- В группе должен быть ответственный.

- Работать должен каждый на общий результат.

- Один говорит, другие слушают.

-Свое несогласие высказывай вежливо.

- Если не понял, переспроси.

Личностные: включение в деятельность личного опыта учащихся;

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные: повторение раннее изученного материала

IV. Реализация проекта

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

1.    Рассказ учителя

На первый пункт плана мы ответим вместе, пользуясь картой.

Посмотрите на карту и расскажите о географическом положении тундры.

Запишите географическое положение в карточку-помощницу.







Выполним задание в рабочей тетради с. 48 № 1. Работа с контурной картой.


Что же означает тундра?

В переводе с саамского языка означает «мертвая земля». Предположите, какой вы представляете тундру?

А теперь давайте проверим ваши предположения.

$12.    Работа в группах

Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и разделиться на 5 групп. У каждой группы есть свое задание (вопросы и своя часть карточки-помощницы) Сейчас вы будете читать статью в учебнике, и продолжать заполнять карточку-помощницу.


1 группа – Климат

  1. Каковы природные условия в тундре?

Суров климат тундры: зима продолжается до ___ месяцев. Морозы достигают _____. Полярная ночь продолжается _____ месяца. Лето очень ____________ и ____________. Хотя и наступает ________________, но часто бывают заморозки. Круглый год дуют ___________ ветры, а зимой свирепствует __________.


2 группа – Почва

  1. Каковы особенности почвы в тундре?

Поверхность тундры летом оттаивает только на ________метра, а ниже сохраняется вечная __________________. Мерзлота не _______________ воду. А с поверхности почвы вода ________________. Поэтому летом в тундре много ___________ и _________. Почва тундры бедна ____________.


3 группа - Растительный мир

1.    Какие растения произрастают в тундре?

2.    Как растения приспособились к жизни?


Тундра - царство __________, лишайников и ________________. Ягель – олений мох - пища _________________. Из ягод распространены__________,_____________, ___________. 

Карликовая береза и полярная ива_____________, стелются по земле, так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности ___________, а зимой снег закроет их _________________ и ________________ от морозов.


4 группа - Животный мир

1.    Какие животные обитают в тундре?

2.    Как они приспособились к жизни?


На лето в тундру прилетают _________, _________, лебеди, ____________. Здесь эти птицы __________________. Белая куропатка и белая сова _____________живут в тундре. Белая сова питается ___________.

Песец – летом имеет короткий темно-бурый ______, а зимой он становится ____________________________, Питается ________________.

Дикий северный олень имеет______________________мех, _________________________ копыта, это позволяет ходить по снегу и не ______________. ____________________стадами кочуют по тундре. За ними следуют ___________, которые охотятся на _______________ животных.


5 группа - Население

  1. Основные занятия населения тундры.


В тундре живут разные народы: ненцы, чукчи, эскимосы, эвенки, якуты, эвены, коряки. Основное занятие населения тундры - оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Местные жители также занимаются рыболовством, охотой, народными промыслами. Значительная часть населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому. Развивается добыча нефти, газа, цветных металлов, угля и других полезных ископаемых. 

В тундре живут разные народы: ___________________________________________________.

Основное занятие населения тундры - ___________________. Оленеводы разводят ___________________________________________. Также местные жители занимаются ______________________________. В тундре ведется добыча _______________________________.




Тундра расположена на материке Евразия. Она протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Солнечные лучи падают на земную поверхность наклонно.

Закрашивают соответствующим цветом зону тундры.

Высказывание предположений







Чтение текста и заполнение карточек-помощниц

Личностное:

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, организовать и упорядочить знания;

принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

включение в деятельность личного опыта учащихся;

отстаивать свои права;

 Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

учиться работать в группе, брать на себя ответственность;

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

развивать умение анализировать, выделять главное;

добывать новые знания, уметь делать выводы;

Предметные:

получить представление о природной зоне тундры;

познакомиться с географическим положением тундры;

познакомиться с климатическими условиями зоны;

узнать особенности растительного и животного мира тундры; познакомиться с населением тундры и его деятельностью.


Физминутка

Давайте поиграем

Ребята выполняют задание учителя


V. Первичное закрепление знаний

Цель этапа: использование полученной информации для представления результата деятельности

  Отчет о работе в группах.

1-2 группы

- Почему жизнь в тундре гораздо разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь?

3 группа.

- Так почему растения в тундре низкорослые? Чем это обусловлено?

4 группа

-Как животные тундры приспособились к условиям жизни в тундре?

5 группа

Как вы думаете, какие экологические проблемы возникают в тундре?

Отвечает представитель от группы.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

развивать умение анализировать, выделять главное;

уметь делать выводы;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: умение анализировать полученную информацию и применять ее на практике самостоятельно

Учащиеся составляют цепи питания, характерные для тундры

Например:

Морошка--- белая куропатка--- белая сова

Карликовая береза--- кулик--- песец

Морошка--- лемминг---белая сова  и другие

Составляют цепь питания на доске, в тетради.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли


VII. Итог урока

- Чем отличаются условия тундры и арктических пустынь?

- Почему растительный    и  животный мир тундры богаче, чем в Арктике?

- Какой вред наносит экологии тундры хозяйственная деятельность человека?

Высказывания обучающихся.

Познавательные:

выделять главное;

уметь делать выводы

VII.Рефлексия

- Над какой темой работали?


- Какую цель ставили?

Закончи предложения

  • Тундра расположена…

  • Природные условия…

  • Растительный мир представлен…

  • Животный мир представлен…

  • Основное занятие населения тундры…

- Тема урока «В холодной тундре».

- Цель: познакомиться с природной зоне тундры.

Высказывания обучающихся.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Задание на дом по выбору:

  1. с. 99-101, вопросы, пересказ

  2. Подготовить сообщение об одном из животных.

Для всех: рабочая тетрадь с. 59.



























рачки сайка кайра тюлень

белый медведь водоросли

В холодной тундре

Познакомиться с природной зоной тундры



Географическое положение


Климат


Почва


Растительный мир


Животный мир


Деятельность человека









Карточка – помощница

Географическое положение

Тундра расположена на материке ______________. Она протянулась с запада на восток по ____________________________________________. Зона находится южнее зоны______________________. Солнечные лучи падают на земную поверхность _________________.


Карточка – помощница

Географическое положение

Тундра расположена на материке ______________. Она протянулась с запада на восток по ____________________________________________. Зона находится южнее зоны______________________. Солнечные лучи падают на земную поверхность _________________.


Карточка – помощница

Географическое положение

Тундра расположена на материке ______________. Она протянулась с запада на восток по ____________________________________________. Зона находится южнее зоны______________________. Солнечные лучи падают на земную поверхность _________________.


Карточка – помощница

Географическое положение

Тундра расположена на материке ______________. Она протянулась с запада на восток по ____________________________________________. Зона находится южнее зоны______________________. Солнечные лучи падают на земную поверхность _________________.


Карточка – помощница

Географическое положение

Тундра расположена на материке ______________. Она протянулась с запада на восток по ____________________________________________. Зона находится южнее зоны______________________. Солнечные лучи падают на земную поверхность _________________.


Карточка – помощница

Географическое положение

Тундра расположена на материке ______________. Она протянулась с запада на восток по ____________________________________________. Зона находится южнее зоны______________________. Солнечные лучи падают на земную поверхность _________________.


Климат

Суров климат тундры: зима продолжается до ___ месяцев. Морозы достигают _____. Полярная ночь продолжается _____ месяца. Лето очень ____________ и ____________. Хотя и наступает ________________, но часто бывают заморозки. Круглый год дуют ___________ ветры, а зимой свирепствует __________.
































Почва

Поверхность тундры летом оттаивает только на __________метра, а ниже сохраняется вечная __________________. Мерзлота не _______________ воду. А с поверхности почвы вода ________________. Поэтому летом в тундре много ___________ и _________. Почва тундры бедна ____________.







































Растительный мир

Тундра - царство __________, лишайников и ________________. Ягель – олений мох - пища _________________. Из ягод распространены__________,_____________, ___________. 

Карликовая береза и полярная ива_____________, стелются по земле, так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности ___________, а зимой снег закроет их _________________ и ________________ от морозов.






































Животный мир

На лето в тундру прилетают _________, _________, лебеди, ____________. Здесь эти птицы __________________. Белая куропатка и белая сова _____________живут в тундре. Белая сова питается ___________.

Песец – летом имеет короткий темно-бурый ______, а зимой он становится ____________________________, Питается ________________.

Дикий северный олень имеет______________________мех, _________________________ копыта, это позволяет ходить по снегу и не ______________. ____________________стадами кочуют по тундре. За ними следуют ___________, которые охотятся на _______________ животных.































Население

В тундре живут разные народы: ___________________________________________________.

Основное занятие населения тундры - ___________________. Оленеводы разводят ___________________________________________. Также местные жители занимаются ______________________________. В тундре ведется добыча _______________________________.









































  1. группа – Климат

  1. Каковы природные условия в тундре?





  1. группа – Почва

  1. Каковы особенности почвы в тундре?





3 группа - Растительный мир

1.    Какие растения произрастают в тундре?

2.    Как растения приспособились к жизни?



4 группа - Животный мир

1.    Какие животные обитают в тундре?

2.    Как они приспособились к жизни?



  1. группа - Население

1.Основные занятия населения тундры.


В тундре живут разные народы: ненцы, чукчи, эскимосы, эвенки, якуты, эвены, коряки. Основное занятие населения тундры - оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Местные жители также занимаются рыболовством, охотой, народными промыслами. Значительная часть населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому. Развивается добыча нефти, газа, цветных металлов, угля и других полезных ископаемых.