Тема урока. Семья - первый и главный коллектив в жизни человека. Повседневные заботы семьи.
Цель урока: показать значение семьи в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с понятиями семья, генеалогия, генеалогическое древо.
Научить составлять родословную своей семьи.
Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
Формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Развивающие:
Развивать потребность узнавать историю своей семьи.
Развивать гражданственность и патриотизм.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: проблемный, частично- поисковый, наглядный, работа в парах, беседа, диалог, проектная деятельность, игра.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование: плакат «Кроссворд», плакат «Год семьи», изображение солнца и тучек для ассоциации, пословицы о семье (в конвертах для групповой работы), сочинения обучающихся, генеалогическая таблица «Моя родословная», корзинка для игры, раздаточный материал (словарик понятий, календарь семейных дат).
Ход урока
I Организационный момент
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята, сегодня мы путешествуем в страну… А ее название нам подскажет кроссворд, в котором мы должны отгадать ключевое слово. Начнем.
1. Маме на радость, папе в награду, он появился – наследник – отрада. Родной, несмышленый, пуговки глазки, ему все внимание, забота и ласки. (Сын)
2. Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет от ужасной тряски? (Сестра)
3. Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? Моя…
(Мама)
4. Ребенок женского рода (Дочь)
5. Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Кто в гости к нам приехал? (Тётя)
– Итак, ключевое слово хором – СЕМЬЯ!
- Правильно, сегодня будем говорить о семье. Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи.
В нашей стране 2024 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом семьи, главная цель которого - популяризация и продвижение традиционных семейных ценностей, семьи, материнства, отцовства и детства.
III. Актуализация знаний.
Что такое семья? (Ответы детей)
На партах у вас есть Словарик понятий. Прочитайте, какие определения семьи даются в словарях.
Семья – это группа родственников, живущих вместе.
Семья-основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
2. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Как важно, бывает, найти свое место, и жить, размышляя о том, что нужен кому-то, что жить интересно, что есть и работа, и дом.
- Зачем нужна семья? (Ответы детей)
- Вам нравится ваша семья?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Мы представим семью в виде солнышка (солнце - это тепло, и семья – это теплота, доброта, любовь…)
- На чем основывается счастливая семья?
(Слова записаны на лучах солнышка).
- Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?
(Слова прикрепляются в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко)
ссоры занятость родителей
обиды невнимание
конфликты усталость
непонимание болезни
материальные трудности пьянство
Учитель: Что же поможет развеять эти тучи? Давайте поищем ответ в притче
Притча о счастливой семье
Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,
СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,
СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"
- Да, - ответил старик - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель: Какие семейные ценности делают семью счастливой?
Я надеюсь, что у каждого из вас крепкая, дружная, счастливая семья. На уроке русского языка вы получали задание написать небольшое сочинение о своей семье. Сейчас мы их послушаем. (Обучающиеся читают свои сочинения)
Учитель: В каждой семье свои порядки, традиции, любимые занятия. И все это вы делаете сообща, дружно. Так, как мы сейчас проведем веселую физминутку.
Физминутка
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?»
У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу. А что предшествовало вашему появлению на свет и отчего ваша жизнь складывается так, а не иначе? Это всё из истории вашей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история называется родословная.
Словарик понятий. Прочитайте самостоятельно, что такое родословная.
Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Род – это все родственники, которые имеют общего предка.
Поколение – одновременно живущие люди одного или близкого возраста.
Предок – это древний предшественник по роду.
Потомки – люди следующих поколений.
Прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.
Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название "генеалогическая таблица", или "генеалогическое древо". Есть такая наука генеалогия - наука о родословной человека.
А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? (ответы детей)
Как составить родословную? У мам, пап, бабушек и дедушек нужно узнать об их родителях, записать фамилии, имена, отчества, степень родства.
Перед вами генеалогическая таблица, которую составила семья Журавлевых. Проделана большая работа, и сейчас Лена расскажет о своей родословной.
V. Первичная проверка понимания
1.Учитель: С давних пор люди осознавали ценность семьи, ее значение в жизни человека. До наших дней дошли произведения УНТ о семье: загадки, песни, пословицы и поговорки.
-Я подготовила вам задание для работы в парах. В конвертах пословицы о семье, только они рассыпались на слова. Необходимо собрать пословицу и объяснить ее значение.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Моя семья- мое богатство
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В хорошей семье и хорошие дети растут.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
VI. Первичное закрепление.
1.Беседа. Учитель: Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами. В семье все заботятся друг о друге. В дружной семье эти заботы делятся между всеми членами, многие домашние работы члены семьи выполняют сообща.
- Что такое обязанность?
Словарик понятий. Прочитайте определение слова обязанность.
Обязанностью называется то, что вы исполняете, делаете по чьей-либо просьбе, поручению, приказанию или потому, что считаете, что это должны сделать именно вы.
- Как распределены обязанности между членами вашей семьи?
- Какие обязанности есть у вас по дому?
2.Игра «Корзина добрых дел».
- А теперь давайте соберем в корзину все добрые дела, которые вы выполняете дома. (Дети передают корзину из рук в руки, называя свои домашние обязанности.) Вот сколько добрых дел вы уже выполняете в семье.
3.Учитель: В дружной, сплоченной семье не только работают, но и отдыхают вместе. В каждой семье есть свои традиции, семейные праздники.
- Какие праздники вы отмечаете в своем семейном кругу? Этот дни рождения, государственные праздники, религиозные праздники, юбилеи.
- Я предлагаю вам вспомнить и записать в календарь семейных дат все праздники, которые вы отмечаете в кругу семьи.
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
VII. Домашнее задание.
Составить родословную своей семьи.
VIII. Рефлексия.
- Ребята, удалось нам раскрыть основные вопросы данной темы?
-Что следует помнить, чтобы сохранить семью?
-Назовите свои обязанности в семье.
- Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя, охраняя нас всю жизнь.
- И сегодня наш урок мне хочется закончить такими словами:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!