Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 города Пугачева Саратовской области»
Тюрина К. В.
Пугачев 2016 г.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация учебной деятельности. | -Дети, вам тепло? - В классе светло? -Я очень рада, что сегодня вам тепло и уютно! Чего не скажешь о погоде за окном. - Расскажите о погоде сегодняшнего дня. Я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко. - Пусть каждый его лучик заглянет и не только обогреет вас, но и придаст сил и уверенности в знаниях. -Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” Проверка дом задания тесты стр 36-37 | Рассказывают о погоде, психологически настраиваются на урок | Личностные УУД : -Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
II. Формулирование темы урока
| Посмотрите фрагмент мультфильма «Смешарики» и определите тему урока. -Кто может назвать тему урока? (Красная книга)- Что вы хотите о ней узнать? | Формулируют тему урока. (Просмотр мультфильма) | Регулятивные УУД: - умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока |
III. Актуализация и пробное учебное действие. | Кар –Карыч сказал, что бизоны занесены в красную книгу, а кто такие бизоны? (животные) - Почему они занесены в Красную книгу? (их мало, они исчезают) -А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить) - И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу и поэтому их становится всё меньше. Чтобы узнать что такое Красная книга давайте прочитаем текст на стр 88,89 учебника. - Сформулируйте, что такое Красная книга, и запишите в рабочей тетради(задание 1) (Это книга, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений) Красная книга создаётся с 1966 года. -Давайте теперь подумаем, почему назвали именно «Красная книга», а не жёлтая, например. (Ответы детей)Вспомните, что обозначает красный цвет светофора? (Стоп. Это сигнал опасности, тревоги). - Так почему книгу назвали красной? (Тревога за тех животных, которые исчезают) | Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки | Коммуникативные УУД: - умение вести диалог |
IV. Выявление места и причины затруднения. | Ребята, как вы думаете, можем ли мы обойтись без красной книги, может не зачем писать туда животных и растения? Таким образом, у нас появилась проблема. Можем ли мы обойтись без Красной книги? Давайте ее решать. | Выдвигают гипотезы | Регулятивные УУД: - умение высказывают свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Я предлагаю поработать в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Карточка для работы в парах.1 - Примеры каких растений и животных, занесенных в Красную книгу, приведены в тексте на стр 88,89? Выполните задание 2 в тетради. 2. Прочитайте рассказы «Венерин башмачок» и «Зубр» (по выбору) на стр 90,91 учебника. –Используя прочитанный текст, и план составьте рассказ о растении или животном. 3. Используя одну из статей Красной книги и план, составьте краткий рассказ о растении или животном нашего края. Так как к нас только одна красная книга, то одна пара работает по книге, а остальные получат напечатанные статьи. (План: 1) Название животного; 2) Окрас, внешний вид; 3) Среда обитания; 4) Интересные факты.) | Работают в парах с разными источниками информации, формулируют вывод. | Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться Познавательные УУД: - умение добывать новые знания: извлекать информацию, делать выводы Регулятивные УУД: -умение работать по плану, используя разные источники информации |
VI. Реализация построенного проекта | (Физкультминутка) Растения в задании 2 1-жень-шень, 2- венерин башмачок, 3- лотос. 2 Рассказ о животном и растении по плану Зубр, Венерин башмачок. 3А теперь послушаем рассказы, которые ребята составили по Красной книге Саратовской области Дрофа, Тюльпан Шренка, Тушканчик) | . | Познавательные УУД: - умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения |
VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | (Физкультминутка) Мы узнали сегодня лишь о малой части животных, которые занесены в Красную книгу России и Саратовской области. Проверим, внимательно ли вы слушали друг друга. Ответы мы будем распределять в таблицу. Цветы какого растения по форме напоминают башмачки?(венерин башмачок) Корень какого растения по форме напоминает человеческую фигуру? Зверек с длинными задними ногами, большими ушами, живет в норке. Птица похожая на индюка, с рыжевато-бурым окрасом. Цветы, которые расцветают к празднику День Победы на Ивановом поле, красного или желтого цвета. Очень крупный зверь тяжелого и массивного сложения, с широким лбом. -А сейчас поработаем в парах. Возьмите лист бумаги, на котором записаны пословицы, выберите ту, которая подходит к нашему уроку. (Пословицы: 1. Друг познается в беде. 2 Береги природу родимую, как мать любимую. 3 Рощи и леса – всему миру краса.) Объясните свой выбор. Береги природу родимую, как мать любимую. Учёные создают Красные книги, а что же мы с вами можем сделать для природы? Мы должны помнить, что каждое растение и животное по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу. Я надеюсь, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу. | составляют правила поведения в природе | Личностные УУД: - умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. -самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе. |
VIII. Итог урока. Домашнее задание. | -Какую проблему мы поставили? -Можем мы обойтись без Красной книги? Почему? Красная книга – это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы. -О чём заставил задуматься урок? -Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. видеоролик О. Газманова «Красная книга» | Отвечают на проблемный вопрос, делают выводы по уроку | Познавательные УУД. - поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно –следственных связей |
IX. Рефлексия учебной деятельности. | -Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе». Выберите тот знак, который соответствует вашему отношению к своей работе на уроке. Поднимите - доволен собой - не совсем доволен - не доволен Дом. Зад 1) выполнить задания на стр 60. 61 раб тетр 2) Сделать сообщение о животном или растении Красной книги. Всем спасибо за урок! | Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные УУД: самооценка |