2.Актуализация знаний и умений | 1) Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий | - Ребята, на прошлом уроке мы говорили о воздухе. - Перечислите основные свойства воздуха. - Почему воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается? - Какой газ нам необходим для дыхания? - Перечислите причины загрязнения воздуха? - Какие меры предпринимают для охраны воздуха? А что необходимо еще предпринять? | - Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается. -При нагревании, молекулы воздуха начинают двигаться быстрее, пространство между ними увеличивается. А при охлаждении молекулы замедляются и сжимаются. - Углекислый газ. - Фабрики и заводы выбрасывают ядовитые газы, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ. - На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, вредные газы. | Форма: фронтальная Методы: беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация Средства: речь учителя, презентация |
3.Постановка цели и задач урока | 1) обеспечить формирование ценностной системы ведущих знаний по теме | – На прошлом уроке мы пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек и другие живые существа? – Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? - Значит, какая тема нашего урока? – Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. – Сегодня мы поговорим о воде. А какие цели мы можем перед собой поставить? Что мы можем узнать о воде? - Мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах. | Без друзей и родных, еды, тепла. - Вода. - О свойствах воды, о ее роли в природе. | Форма: фронтальная Методы: беседа, рассказ, объяснение Средства: речь учителя, план урока |
4.Открытие новых знаний | 1) обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действия | – Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы? – Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти? - Давайте подумаем, где содержится вода? – Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? – Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. - В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них– вода. Чтобы рассчитать массы воды в нашем организме, вам нужно массу своего тела разделить на 3, а затем полученное число умножить на 2. Вода есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99%), она есть в животных, например, в медузе – 99 %. – Откуда мы с вами можем получить воду? - Ребята, а сейчас я предлагаю вам познакомиться со свойствами воды, для этого мы проведем с вами несколько опытов. Опыт 1. Опустим ложку в стакан с водой. Что видим? Какой вывод можем сделать? Опыт 2. Посмотрите на стакан (за стакан ставим цветную бумагу, меняю листы). Какого цвета стала вода? А сейчас?... Почему вода разного цвета? Я же не меняла воду. Какой вывод? Опыт 3. Давайте определим, есть ли у воды вкус и запах. Кто хочет выйти к доске? В стакан я налила совершенно обычную воду, понюхай ее. Имеет она запах? Имеет ли вкус? Присаживайся. Опыт 4. Положите в стакан немного соли или сахара и размешайте. Что произошло? А теперь насыпьте немного мела. Что вы замечаете? – А где в быту можно использовать это свойство воды? Опыт 5. Возьмем два стакана разных размеров. Перельем из одного стакана в другой. Что наблюдаем? - А сейчас я направлю воду вот в такое русло, что мы можем увидеть? Как назовем это свойство? - Мы использовали чистую воду. А если мы возьмем воду из лужи, она будет прозрачной? Почему? – Итак, какими же свойствами обладает вода? | - Изменился бы цвет – нет голубого и зеленого. -Ничто на Земле не может жить без воды! - В морях, океанах, реках, ручьях, озерах. - Люди загрязняют реки и озера, не экономят воду - Слюна, кровь, слёзы. - Из овощей, фруктов, из напитков и другой еды. - Ложку. Вода прозрачная. Вода бесцветная. Вода не имеет запаха и не имеет вкуса. Вода - растворитель. Не растворившиеся вещества остаются. - Мытье посуды, стирка, уборка, рисование. -Вода приняла форму того сосуда, в который попала. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита. Вода текуча. - Нет, она будет грязная. - Вода бесцветная и прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, может растворять некоторые вещества. | Форма: фронтальная, парная, индивидуальная Методы: беседа, рассказ, объяснение, упражнение, иллюстрация Средства: речь учителя, презентация, учебник |
5.Первичное закрепление | Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала выявить неверные представления, произвести их коррекцию | - Откройте учебник на стр. 53 №1. Кто нам прочитает задание? - У вас 5 минут для того, чтобы прочитать текст и подумать, какие это два предложения. - Ребята, давайте поработаем в рабочей тетради, откройте стр. 29 №2. - Кто прочитает задание? - Давайте вспомним, как рассчитать, сколько воды в теле? - Кто хочет посчитать у доски? Задание на оценку. - Давайте выполним следующее задание. Переверните страницу, посмотрите на задание 3. Кто прочитает задание? Давайте выполним его и затем проверим. | Находят в тексте нужную информацию - Нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2. Выходят 2 ученика. | Форма: фронтальная, индивидуальная Методы: беседа, рассказ, объяснение, упражнение, иллюстрация Средства: речь учителя, презентация, рабочая тетрадь. |
7.Итог урока. Рефлексия | 1) Организовать анализ и оценку содержания урока качества работы на уроке, успешности достижения цели. | -Какую тему мы сегодня с вами изучали? -- Что нового вы узнали на уроке? Закончить предложение «Я сегодня на уроке…» - Что было самым интересным? Закончить предложение «На уроке мне было интересно…» - Что вам показалось самым трудным на уроке? - Кто испытывал трудности? Закончить предложение «Мне было трудно…» -Спасибо за вашу активность. Урок окончен! | Отвечают на вопросы заканчивают предложения | Форма: фронтальная Методы: беседа, иллюстрация Средства: речь учителя, презентация |