Тема: «Твое первое знакомство со звездами»
Цели и задачи:
Образовательная: сформировать представления учащихся о Вселенной, о звездах и планетах;
Развивающая: развивать познавательную активность учащихся;воображение,умение использовать в работе ранее полученные знания;умение рассуждать, выражать мысли.
Воспитательная: воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение планеты, прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 часть автор: Виноградова Н.Ф.,рабочая тетрадь №2;презентация «Звездный мир»;
компьютер, проектор, экран, бортовой журнал.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Актуализация опорных знаний .
Слайд 1.
-Тему нашего путешествия вы сможете определить сами, выполнив несколько заданий.
Отгадайте загадки:
1)Рассыпалось к ночи золотое зерно, А глянули утром - уж нет ничего.
2)Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ...
3)Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий!
4)Голубой шатёр весь мир накрыл.
Слайд 2.
-Что общего связывает эти загадки?
(Все они связаны одной темой- космос)
СОЛНЦЕ, НЕБО, ЗВЕЗДЫ. Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему урока. Правильно. Тема сегодняшнего путешествия «Знакомство со звездами»
Слайд 3.
- Займите свои места в креслах космического корабля. Полетели.
Работа над новым материалом.
Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько на небе звезд? А может и хотели их посчитать? Звездное небо - это большая тайна, которая издавна манит к себе взрослых и детей необычными яркими огоньками и интересными явлениями. Но оказывается то, каким мы видим его, - только красивая обертка, а на самом деле существует целый звездный мир со своими историями, приключениями и другими интересными событиями.
1.1-Учитель читает стихотворение
Сергея Есенина. ЗВЕЗДЫ
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Слайд4
-Ребята, а как вы думаете, почему мы так любим смотреть на звезды?
(Выслушиваются мнения учеников.)
-Сегодня мы будем думать, делать открытия, использовать знания, полученные ранее.
-Если в ясную, безоблачную ночь посмотреть вверх, то взгляду предстанет великолепная картина звездного неба. Тысячи мерцающих разноцветных огоньков складываются в причудливые фигуры, завораживая взор. В древности люди считали, что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде. Сегодня все мы знаем, что это не фонарики, а звезды. А что такое звезды? Почему они светят и как далеко от нас они находятся? Как рождаются звезды и как долго они живут?
-Звезды, которые мы наблюдаем, различаются как по цвету, так и по яркости свечения. Яркость звезды зависит как от ее массы, так и от расстояния до нее. А цвет свечения зависит от температуры на ее поверхности.
Слайд 5.
Самые «холодные»какого цвета?(мнение учеников)
Слайд 6.-7
звезды имеют красный цвет. А самые горячие – голубоватый оттенок. Белые и голубые звезды — наиболее горячие.
Сколько же звезд на небе?
Слайд 8.-9.
Подсчитать даже хотя бы примерно количество звезд в известной нам части Вселенной практически невозможно. Ученые могут лишь сказать, что в нашей Галактике, которая называется «Млечный Путь», может быть около 150 миллиардов звезд.
Как рождаются звезды?
Слайд 10.
Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно? В бескрайнем космическом пространстве всегда есть молекулы простейшего вещества во Вселенной – водорода. Где-то водорода меньше, где-то больше. Под действием сил взаимного притяжения молекулы водорода притягиваются друг к другу. Но рано или поздно молекулы водорода притягиваются настолько близко друг к другу, что образуется газовое облако. При дальнейшем притяжении в центре такого облака начинает повышаться температура. Пройдут еще миллионы лет, и температура в газовом облаке может подняться настолько, что начнется реакция и на небосводе появится новая звезда. Любая звезда – это раскаленный газовый шар.
1.2 Работа по учебнику. Стр.6-7
Чтение статьи в учебнике и выполнение заданий к нему.
2-3 фантастические истории про звездное небо, придуманные учениками, выслушиваются и обсуждаются.
Физкультминутка.
- Я называю цвет. Если звезда такого цвета раскаленная, вы прыгаете 2 раза. Если звезда такого цвета менее раскаленная- 1 раз.
Учитель называет цвета: голубой. желтый, красный, белый, оранжевый.
1.3 Рассказ учителя о Солнце и планетах солнечной системы.
Кто такие астрономы?
Слайд 11
Сейчас людям уже многое известно о звёздах, планетах. А помогли им в этом астрономы. Астрономы- это люди, которые изучают звезды, планеты и другие небесные тела.
Слайд 12.
Перед нами Солнечная семья. Солнце -это ближайшая к Земле звезда. Люди разных профессий по-разному расскажут вам Солнце. Поэт расскажет о том, как прекрасно Солнце; врач-о пользе Солнца для человека; охотник поведает нам , как он путь по солнцу находит. Совсем по-другому о Солнце вам расскажет астроном.
Слайд 13
Солнце- огромный огненный шар из газа. Нам оно кажется маленьким шариком. Это потому, что оно от нас очень далеко. Солнце во много раз больше Земли и других планет, которые входят в Солнечную систему. Солнечная система- это Солнце и звезды и планеты, вращающие вокруг него. В Солнечную систему входят 8 планет Меркурий, Венера. Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун.
Слайд 14
1.4Учащиеся читают текст в учебнике, рассматривают рисунки-схемы и в парах обсуждают .
Вывод:Солнце находится в центре Солнечной системы, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
1.5Картинная галерея. Репродукция картины Я.Матейко «Астроном Николай Коперник»
Учитель:-Рассмотрите картину, прочитайте об Николае Копернике в учебнике (один ученик читает текст вслух). Каким вы представляете ученого?
- Сравните схемы на стр. 10 и11. Чем они похожи и чем отличаются?
Общее: названия планет, их расположение. Различия: в центре певой схемы Земля, второй-Солнце.
- Почему книга Н.Коперника имела огромное значение? (выслушиваются ответы и рассуждения учащихся)
Правильно, Коперник первым понял и доказал, что в Центре Солнечной системы находится не Земля, а Солнце.
Рефлексия.
Заполнение бортового журнала (работа в паре)
Заполните лист
Проверка.
Итог урока:
-Если вы считаете , что путешествие дало вам возможность сделать какие-то открытия, то нарисуйте голубую звезду.
-Если считаете, что , многое из увиденного вам давно уже знакомо,то нарисуйте жёлтую звезду.
-Если считаете, что путешествие не удалось, то нарисуйте красную звезду.
Задание на дом:
-Учебник стр. 6-12, р/т стр3 №3, нарисовать, каким вы представляете ночное звездное небо.
Приложение №1
Приложение № 2