Актуализация знаний. 4-5 мин. | Словесный (беседа), наглядный (иллюстрации) | Фронтальная Парная | /учитель на слайде показывает обучающимся иллюстрации/ Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите и подумайте в парах, на какие 2 группы можно разделить эти иллюстрации. (звезды и солнце – небо гриб, человек, вода, камень, дерево - земля ) (одни предметы мог сделать человек, а другие природа). Ребята, у вас интересные предположения. А как вы разделите их по признакам «живое» «неживое». («Живое» - человек, дерево, гриб, звезды, так как все это растет и становится больше «Неживое» - камень, солнце, вода, не растет) (А я думаю, что звезды – «неживое», они не дышат и не растут). Очень интересно, вы распределили. (В ходе работы в парах, учитель, наблюдает) | Планируемые метапредметные результаты: Познавательные УУД: Классифицируют объекты по заданным (главным) критериям. Строят рассуждение по теме урока. Коммуникативные УУД: Формулируют ответы на вопросы. Договариваются и приходят к общему решению при выполнении заданий. | Оценка (словесная похвала) Контроль |
Постановка учебной задачи. 4-5 мин. | Словесный (беседа, инструктаж) | Фронтальная Парная | А как вы думаете, что же такое «живое» и «неживое»? (живое – это то, что дышит и растет, а неживое – не двигается, не питается). Молодцы, вы правильно назвали. А что у нас было изображено на картинках, если мы объединим одним словом? (Объекты, природа, явления). И тут вы правы, это объекты природы. И какую тему урока мы сегодня с вами будем изучать? (Объекты живой и не живой природы). И вы правы, правильно определили тему урока. А какую цель урока мы можем поставить на этот урок? (узнать объекты живой и неживой природы и научиться их различать). И для достижения этой цели нужно составить план достижения. Ваша задача в парах: правильно расставить план. Узнать, что такое «живая» и «неживая природа». Проверить полученные знания. Потренироваться в решении заданий. Узнать связь между «живой» и «неживой» природой. Приводить примеры «живой» и «неживой» природы. Правильный: Узнать, что такое «живая» и «неживая природа». Приводить примеры «живой» и «неживой» природы. Узнать связь между «живой» и «неживой» природы. Потренироваться в решении заданий. Проверить полученные знания. Вы справились и как только мы выполним пункт плана, ставим +, если есть вопросы ставим ?, а если не понятно – (В ходе работы в парах, учитель, наблюдает) | Регулятивные УУД: Ставят цель совместно с учителем. Планируют последовательность операций на отдельных этапах урока. Коммуникативные УУД: Формулируют ответы на вопросы. Договариваются и приходят к общему решению при выполнении заданий. | Контроль |
Открытие нового знания (выход из затруднения). (10-15 мин.) | Словесный (беседа, инструктаж) Практический (схема) Наглядный (иллюстрации) | Фронтальная Парная Групповая | Какой 1 пункт плана у нас? Узнать, что такое «живая» и «неживая природа». Давайте предположим, что такое «живая» природа? (Живая природа, то, что двигается, дышит, передвигается). Да, вы правы, вы молодцы. И, правда, «Живая» природа, ее признаки дыхание, питание, рост и развитие, движение и размножение. Давайте сделаем с вами схему. Напишем вверху Природа и 2 стрелки – «Живая» и «Неживая» природа. Под «Живой» напишем ее признаки, а под «Неживой», вы со своим соседом подумайте и напишите ее признаки. И давайте проверим, что вы написали. («Неживая» природа, признаки, нет дыхания, питания, роста и развития, нет движения и размножения). У всех так получилось? Если да +, или – (+). Правильно, вы молодцы, определили признаки «неживой природы». Какой пункт плана мы с вами выполнили? (1). Теперь ставим около этого пункта знак. У кого стоит +? Я вижу, что у всех. Молодцы. Какой следующий пункт плана? (Приводить примеры «живой» и «неживой» природы.) Мы с вами начали заполнять кластер. И сейчас приведем примеры, Давайте посмотрим на наши картинки, которые были у вас в начале урока. И посмотрим на признаки «Живой» и «Неживой» природы и напишем примеры. В парах обсудите. Давайте проверим. (К «Живой» - человек, гриб, дерево, а к «Неживой» - камень, вода, солнце, звезды). Все ли согласны + или -. (+). Молодцы, вы правильно распределили объекты, а какие еще мы можем привести примеры, напишите по 2 примера к каждой стрелочке, вместе с соседом. Какие вы добавили к «Живой»? (растения и животные). Молодцы, вы правильно написали. А к «Неживой»? (земля и воздух). (А я не согласен, воздух же двигается, значит живой). Хорошее замечание, ребята все признак которые мы выписали под стрелочками должны подходить к объекты. Он должен и двигаться и дышать и питаться. А воздух у нас не питается, значит неживой. А вот, например сосулька, она же растет, она значит живая? (Нет, она же не питается, не дышит, она неживая). Молодцы, правильно ответили на вопрос. Какой пункт плана мы выполнили? (2). Давайте поставим знак около этого пункта. Вижу, у всех стоит +. Значит, можем двигаться дальше. Какой следующий пункт плана? (Узнать связь между «живой» и «неживой» природы). А что значит связь? (Какие-то отношения, соединение). Да, отношения между «живой» и «неживой» природой. Как они взаимосвязаны между собой. Сейчас вы разделитесь на группы по 4- 5 человека. Откроем стр. 26-27 и выполните задание на обсуждение под точками и позже мы с вами обсудим вместе. Задание 1. Обсудим. (Живая природа не может существовать без неживой. Благодаря солнцу и воде растут растения, водой питаются животные. Воздухом дышат все живые организмы). Все ли согласны? + или – Я вижу, что все поставили, + и вы правы и правда живая природа не может существовать без неживой, так как мы питаемся, дышим и растем. А теперь 2 задание. (Эти стрелки обозначают, что между живой и неживой природой связь, и мы в прошлом задании обсудили какая). Давайте проверим ваше предположение на стр. 140 Вы были правы, вы молодцы, правильно ответили на вопрос. Какой пункт плана мы выполнили? (3) Ставим значок. Вижу, все справились. (В ходе работы в парах и группе, учитель, наблюдает) | Планируемые предметные результаты: Различают объекты неживой и живой природы. Приводят примеры объектов живой и неживой природы. Устанавливать связи между живой и неживой природой. Планируемые метапредметные результаты: Познавательные УУД: Фиксируют полученную информацию в виде схемы. Регулятивные УУД: Оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные УУД: Формулируют ответы на вопросы. Договариваются и приходят к общему решению при выполнении заданий. Планируемые личностные результаты: Демонстрируют представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности. | Контроль Оценка Самооценка Взаимооценка |
Первичное закрепление. 7-10 мин. | Словесный (беседа, инструктаж) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Фронтальная Парная | Какой следующий пункт плана? Потренироваться в решении заданий. Мы с вами сделали схему и сейчас с помощью этой схемы мы выполним задание. Давайте повторим схему. Природа Живая Неживая нет дыхания, питания, роста и развития, нет движения и размножения). Вода, земля, воздух, камень признаки дыхание, питание, рост и развитие, движение и размножение. Человек, растения, животные, Грибы. Ребята, а что мы еще узнали? (Что между живой и неживой природой есть связь. Что живая не может существовать без неживой). А как мы можем показать на схеме? (Стрелкой от неживой к живой). Да, давайте так и сделаем. А теперь задание. Выполняем в парах. А один человек доске выделит объекты живой природы. (Ель, лягушка, карась, ландыш, кактус, подосиновик, комар, роза – зеленый цвет). Твой сосед выделит неживую природу. (Солнце, воздух, гранит, созвездие, облако, льдина, сосулька, вода). У всех так получилось? + или -. Я вижу, что все справились с заданием. Вы пользовались схемой? (Да, схема помогла). (В ходе работы в парах, учитель, наблюдает) Теперь 2 задание. Прочитайте и отметьте, пользуйтесь нашей схемой. Вижу, что все закончились. (В 1 Сережа допустим ошибку, растения – это живая природа, потому что, оно дышит, питается, растет и т.д.). Все согласны + или – (2 звезды лишние, так как это неживая природа, они не дышат, не растут, не двигаются). + или -. Вы все сделали правильно и верно, вы молодцы. Какой пункт плана мы выполнили? (4). Ставим знак около пункта. Вижу, что у всех все получилось. | Планируемые предметные результаты: Различают объекты неживой и живой природы. Приводят примеры объектов живой и неживой природы. Устанавливать связи между живой и неживой природой. Планируемые метапредметные результаты: Познавательные УУД: Классифицируют объекты по заданным (главным) критериям. Строят рассуждение по теме урока. Используют схему для выполнения заданий. Регулятивные УУД: Оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные УУД: Формулируют ответы на вопросы. Договариваются и приходят к общему решению при выполнении заданий. | Контроль Самооценка Взаимооценка Оценка |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону (вторичное закрепление) 4-5 мин. | Словесный (инструктаж) Практический (упражнение) | Фронтальная Самостоятельная | Какой следующий пункт плана? (Проверить полученные знания). Сейчас я выдам, вам карточку с 2 заданиями вы их выполняете и по окончанию вы меняетесь с соседом и проверяете с образцом на доске ваше задание. Если все верно веселый смайлик, если 1 ошибка нейтральный смайлик с прямым ртом, если 2 ошибки грустный смайлик. 1 вариант. Задание 1. Что относится к живой природе? А) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег; Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, облако; В) человек, животные, растения, грибы. Задание 2. Приведите 4 примеров, относящихся к неживой природе. 2 вариант Задание 1. Приведите 4 примеров, относящихся к живой природе. Задание 2. Что относится к неживой природе? А) солнце, земля, воздух, вода, человек, облако, дождь; Б) солнце, небо, облака, вода, камни, снег; В) человек, животные, растения, грибы. Вижу, все закончили, обмениваемся листочками и проверяем ответы на доске. 1 вариант. Задание 1. Что относится к живой природе? А) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег; Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, облако; В) человек, животные, растения, грибы. Задание 2. Приведите 4 примеров, относящихся к неживой природе. Снег, небо, облако, вода. 2 вариант Задание 1. Приведите 4 примеров, относящихся к живой природе. Человек, гриб, животные, растения. Задание 2. Что относится к неживой природе? А) солнце, земля, воздух, вода, человек, облако, дождь; Б) солнце, небо, облака, вода, камни, снег; В) человек, животные, растения, грибы. Теперь сдаем листочки. Какой пункт плана мы выполнили? (5) Ставим значок. (В ходе работы учитель, наблюдает) | Планируемые предметные результаты: Различают объекты неживой и живой природы. Приводят примеры объектов живой и неживой природы. Планируемые метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Оценивают свои достижения на уроке. | Взаимооценка Контроль |
Рефлексия (подведение итогов) 2-3 мин. | Словесный (инструктаж) | Фронтальная | Ребята, наш урок подходит к концу. Все ли мы пункты плана выполнили? (Да, везде стоят +) Скажите, мы достигли нашей цели? (Да, мы…) Вы молодцы, что помните нашу цель и что сделали всё возможное, чтобы её достичь. Я горжусь вами! А сейчас я предлагаю вам такую игру - пока играет музыка вам нужно передавать игрушечную сову рядом сидящим ученикам. Как только музыка заканчивается, и тот, у кого в руках осталась игрушка, должен будет ответить мне на один вопрос. Что нового ты узнал сегодня на уроке? Что интересного делал(а) сегодня на уроке? Было ли тебе трудно на уроке, если да, то как ты справилась(лся) с этими трудностями? Какое у тебя сейчас настроение? За что ты можешь себя похвалить? Какое задание тебе больше всего понравилось? Обучающиеся играют и отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: Фиксируют в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем). | Оценка Самооценка |