СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Окружающий мир" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование: доказательство того, что пустыня не совсем пустая зона, в ней как и везде есть жизнь..

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Окружающий мир" 4 класс»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 - Б

Учитель: Белобородова Э.А.

Тема: Пустыни.

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, дея­тельностью людей; развивать внимание, память, речь, воображение уч-ся; воспитывать

Планируемые результаты: предметные: иметь представление о природной зоне пустынь, ее географическом положении, особенностях, растительном и животном мире, деятельности людей; метапредметные: П — сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи и зависи­мости между объектами; К — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осмысление правил взаимодействия в группе; Р — действовать по плану, контролировать процесс и результаты дея­тельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оцени­вать свои достижения; Л — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений.

Оборудование: Карта «Природные зоны России», презентация, карточки, конверты с заданиями для групп, карточки для работы в группах, письма от почтальона, карточки с названиями природных зон, атлас-определитель, энциклопедии.

Ход рока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

1) Повторение.

Карточка № 1.

В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:

а) голубика - лемминг - белая сова;

б) ягель - олень – волк.







Карточка № 2. 

Найдите лишний объект растительного или животного мира:

б) лиственница, сосна, клен;

в) олень, бурый медведь, лемминг;

г) рысь, тюлень, белый медведь.








3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Лесная зона расположена к … (югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более …(мягкие), чем в тундре. Растительный мир … (богат). Большую территорию зоны занимает … (хвойный лес). В лесу водятся …. (олени, кабаны, зубры и т.д.)










2) Работа в группах.

- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположите природную зону в порядке расположения с севера на юг.

1 группа: Здесь тёмные высокие деревья, низкие кустарники. Хозяин здесь бурый медведь. (Леса) (Слайд 1)

2 группа: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) (Слайд 2)

3 группа: Лето здесь короткое, растительность низкорослая. Грибы часто выше кустарников. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра) (Слайд 3)

1.Арктика

2.Тундра

3.Леса

- Расскажите, что вы знаете о каждой из природных зон. (Ответы детей)

3) Погружение в проблему. Формулирование темы урока

- Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день сто­ит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а места­ми дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.

Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на не­которое время становится темно. Существуют миражи — призрак чего-либо (оптический обман зрения).

- Что это за место? (Пустыни.) (Слайд 4)

- Как вы думаете, где расположена зона пустынь? (Зона пустынь расположена южнее, зоны степей).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Природные зоны России. Пустыни.) (Слайд 5)

- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону пустынь, её расположение, животный и растительный мир, влияние человека на природу пустыни. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах.

III. Работа по теме урока.

1. Включение в систему знаний.

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет свои тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут

И почему так природную зону зовут.

— От какого слова произошло слово «пустыня»? (От слова «пусто».)

В энциклопедическом словаре сказано: «Пустыня — это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова».

  • Южнее зоны степей располагаются пустыни. Они занимают небольшую площадь на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Пустыни располагаются еще ближе к Северному тропику, поэто­му здесь очень жарко. Летом поверхность земли нагревается днем до + 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

  • Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.)

  • К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые.

- Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи.

- Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники - это такыры.

- Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни: одну пятую нашей планеты. Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы, возникают пыльные бури.

- Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

2. «Открытие» новых знаний учащимися. Работа в группах

- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.

- Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования о пустыне и дополните мой рассказ.

1-я группа учёные – ботаники.

2-я группа учёные – зоологи.

3-я группа учёные – экологи.

- Ботаники, пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире пустынь.

- Зоологи, пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о животном мире пустынь.

- Экологи – о деятельности человека и экологических проблемах зоны пустынь, пути их решения.

- На партах у вас лежит план рассказа по вашей теме исследования, который поможет построить ваше выступление.

План рассказа о растительном мире

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3. Значение в природе.

— Зоологи, используя рисунки различных животных пусты­ни, энциклопедию, расскажите о животных пустыни по плану.

План рассказа о животном мире

1. Приспособленность животных пустыни к природным усло­виям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2. Значение в природе.

— Экологи, расскажите о пустынях по плану.

План рассказа об экологических проблемах

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

- Ну, что все готовы. Приступайте к работе.

IV. Физкультминутка.

V. Первичное закрепление. Сообщения учащихся

— Итак, о чем новом узнали, поработав в группах?

(К доске с рассказом выходят ребята, которые занимались данным вопросом.)

Ботаники. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Ли­стья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое.

Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения. Такую же, роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.

В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4—5 м, и растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжелая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором — слишком хрупок. Го­раздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла.

Что такое оазис. В пустыни можно встретить оазис. Оазис - это небольшой островок зелени в пустыне с водой и растительностью и с небольшим количеством животных. Он образуется благодаря подземным рекам или водоёмам, вода в которых способна достичь поверхности земли. Оазисы позволяют людям пережить долгие походы по пустыне.

Зоологи. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка — это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а яще­рица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасно­сти. Песчаный удавчик может ползать под песком так же легко, как рыба — плавать в воде. В пу­стыне можно увидеть самую крупную ящерицу — варана, длина которого 150 см, поэтому его называют «пустынным крокодилом».

В пустыне много змей, большинство из них ядовитые. Это кобра, эфа, гюрза, стрелка. Они бесшумно передвигаются по песку, охотятся на насекомых и мелких животных. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара и многие животные выходят из укры­тий. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко.

Лисичка корсак и ушастый еж имеют большие уши (показ рисунков). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются боль­шими прыжками до 3 м в длину.

Крупными животными считаются сайга­ки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.

Дополнения (если останется время)

Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий сок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира, Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, доб­равшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интерес­ные животные обитают в пустыне.

- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду, О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его назы­вают священным скарабеем.

Экологи. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди по­строили каналы, чтобы орошать землю, — это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.

Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков, которые засыпают поля, дороги, постройки. А причина этого – перевыпас. Жи­вотные полностью съедают и вытаптывают растения на пастбищах, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения.

Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком ороси­тельные каналы оказались для них непреодолимым препятствием. Для сохранения природы в 1990 г. в Республике Калмыкия создан заповед­ник «Черные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь и по­лупустынь, встречаются все виды животных.

— Кто в вашей группе наиболее интересно рассказал свой ма­териал? (Высказывания детей. Оценка.)

VI. Рефлексия.

- У вас на партах лежат растения и животные, вам надо выбрать представителей пустыни и заселить ими зону пустынь на карте (Слайд). А третьей группе придумать знак к защите зоны пустынь от экологических проблем. (Задание раздать так, чтобы экологи заселяли растения, зоологи - знак, а ботаники - животных).

- Посмотрите на нашу пустыню, какая она у нас получилась?

- Пустая ли она на самом деле? Сделайте вывод.

VII. Итог урока.

— Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хо­зяина — солнце и ветер? (Солнце — хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

— Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Примерный ответ. Растения имеют крошечные листочки или колючки — так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15—20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитка­ми - защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни — спасаются от жары. Пустынные жи­вотные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира — спасение от жажды.)

- Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.

- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Д/з: 1. Прочитать текст на с. 118—125 учебника.

2. Выполнить задания 7, 8 на с. 59-60 рабочей тетради.