Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 - Б
Учитель: Белобородова Э.А.
Тема: Пустыни.
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать внимание, память, речь, воображение уч-ся; воспитывать
Планируемые результаты: предметные: иметь представление о природной зоне пустынь, ее географическом положении, особенностях, растительном и животном мире, деятельности людей; метапредметные: П — сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; К — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осмысление правил взаимодействия в группе; Р — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; Л — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Оборудование: Карта «Природные зоны России», презентация, карточки, конверты с заданиями для групп, карточки для работы в группах, письма от почтальона, карточки с названиями природных зон, атлас-определитель, энциклопедии.
Ход рока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
1) Повторение.
Карточка № 1.
В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:
а) голубика - лемминг - белая сова;
б) ягель - олень – волк.
Карточка № 2.
Найдите лишний объект растительного или животного мира:
б) лиственница, сосна, клен;
в) олень, бурый медведь, лемминг;
г) рысь, тюлень, белый медведь.
№ 3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Лесная зона расположена к … (югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более …(мягкие), чем в тундре. Растительный мир … (богат). Большую территорию зоны занимает … (хвойный лес). В лесу водятся …. (олени, кабаны, зубры и т.д.)
2) Работа в группах.
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположите природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 группа: Здесь тёмные высокие деревья, низкие кустарники. Хозяин здесь бурый медведь. (Леса) (Слайд 1)
2 группа: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) (Слайд 2)
3 группа: Лето здесь короткое, растительность низкорослая. Грибы часто выше кустарников. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра) (Слайд 3)
1.Арктика
2.Тундра
3.Леса
- Расскажите, что вы знаете о каждой из природных зон. (Ответы детей)
3) Погружение в проблему. Формулирование темы урока
- Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.
Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи — призрак чего-либо (оптический обман зрения).
- Что это за место? (Пустыни.) (Слайд 4)
- Как вы думаете, где расположена зона пустынь? (Зона пустынь расположена южнее, зоны степей).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Природные зоны России. Пустыни.) (Слайд 5)
- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону пустынь, её расположение, животный и растительный мир, влияние человека на природу пустыни. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах.
III. Работа по теме урока.
1. Включение в систему знаний.
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет свои тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут
И почему так природную зону зовут.
— От какого слова произошло слово «пустыня»? (От слова «пусто».)
В энциклопедическом словаре сказано: «Пустыня — это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова».
Южнее зоны степей располагаются пустыни. Они занимают небольшую площадь на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Пустыни располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому здесь очень жарко. Летом поверхность земли нагревается днем до + 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.)
К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые.
- Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи.
- Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники - это такыры.
- Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни: одну пятую нашей планеты. Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы, возникают пыльные бури.
- Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
2. «Открытие» новых знаний учащимися. Работа в группах
- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.
- Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования о пустыне и дополните мой рассказ.
1-я группа учёные – ботаники.
2-я группа учёные – зоологи.
3-я группа учёные – экологи.
- Ботаники, пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире пустынь.
- Зоологи, пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о животном мире пустынь.
- Экологи – о деятельности человека и экологических проблемах зоны пустынь, пути их решения.
- На партах у вас лежит план рассказа по вашей теме исследования, который поможет построить ваше выступление.
План рассказа о растительном мире
1. Общая особенность растений.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
3. Значение в природе.
— Зоологи, используя рисунки различных животных пустыни, энциклопедию, расскажите о животных пустыни по плану.
План рассказа о животном мире
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2. Значение в природе.
— Экологи, расскажите о пустынях по плану.
План рассказа об экологических проблемах
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
- Ну, что все готовы. Приступайте к работе.
IV. Физкультминутка.
V. Первичное закрепление. Сообщения учащихся
— Итак, о чем новом узнали, поработав в группах?
(К доске с рассказом выходят ребята, которые занимались данным вопросом.)
Ботаники. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое.
Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения. Такую же, роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.
В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4—5 м, и растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжелая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором — слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла.
Что такое оазис. В пустыни можно встретить оазис. Оазис - это небольшой островок зелени в пустыне с водой и растительностью и с небольшим количеством животных. Он образуется благодаря подземным рекам или водоёмам, вода в которых способна достичь поверхности земли. Оазисы позволяют людям пережить долгие походы по пустыне.
Зоологи. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка — это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Песчаный удавчик может ползать под песком так же легко, как рыба — плавать в воде. В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу — варана, длина которого 150 см, поэтому его называют «пустынным крокодилом».
В пустыне много змей, большинство из них ядовитые. Это кобра, эфа, гюрза, стрелка. Они бесшумно передвигаются по песку, охотятся на насекомых и мелких животных. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара и многие животные выходят из укрытий. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко.
Лисичка корсак и ушастый еж имеют большие уши (показ рисунков). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину.
Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.
Дополнения (если останется время)
Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий сок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира, Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.
- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду, О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.
Экологи. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, — это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.
Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков, которые засыпают поля, дороги, постройки. А причина этого – перевыпас. Животные полностью съедают и вытаптывают растения на пастбищах, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения.
Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для них непреодолимым препятствием. Для сохранения природы в 1990 г. в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных.
— Кто в вашей группе наиболее интересно рассказал свой материал? (Высказывания детей. Оценка.)
VI. Рефлексия.
- У вас на партах лежат растения и животные, вам надо выбрать представителей пустыни и заселить ими зону пустынь на карте (Слайд). А третьей группе придумать знак к защите зоны пустынь от экологических проблем. (Задание раздать так, чтобы экологи заселяли растения, зоологи - знак, а ботаники - животных).
- Посмотрите на нашу пустыню, какая она у нас получилась?
- Пустая ли она на самом деле? Сделайте вывод.
VII. Итог урока.
— Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хозяина — солнце и ветер? (Солнце — хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)
— Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Примерный ответ. Растения имеют крошечные листочки или колючки — так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15—20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитками - защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни — спасаются от жары. Пустынные животные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира — спасение от жажды.)
- Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
Д/з: 1. Прочитать текст на с. 118—125 учебника.
2. Выполнить задания 7, 8 на с. 59-60 рабочей тетради.