СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Окружающий мир "Берегись простуды!", 2 класс УМК ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока- формирование умения беречь и укреплять своё здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Окружающий мир "Берегись простуды!", 2 класс УМК ПНШ»

Учитель начальных классов: Брюгяри Жанна Сергеевна

Урок: Окружающий мир

Класс: 2

Программа: УМК ПНШ

Учебник: «Наш мир», часть 2, автор О.Н. Федотова

Тема: Как уберечь себя от беды?

2 – ый урок в теме: «Берегись простуды!»


Цель урока:

формировать умение укреплять и беречь своё здоровье как одно из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить обучающихся с признаками простудных заболеваний; рассказать об их признаках и причинах возникновения ;познакомить с профилактикой простудных заболеваний;

Развивающие: развивать речь, развивать умение анализировать, делать выводы,

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение, взаимопомощь. воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний; воспитывать взаимоуважения, взаимовыручки; аккуратность, самостоятельность.

Оборудование: медиопроектор, экран.

Наглядно –методические пособия: презентация Microsoft Office PowerPoint, выставка книг по теме урока, плакаты.


Ход урока


  1. Организационный момент.


Чтобы все на свете знать,

Надо много нам читать,

Быть внимательным, уметь наблюдать,

И, конечно, рассуждать


  1. Проверка домашнего задания.

(Слайд 2)


На доске слова: насморк, свет, тепло, высокая температура, свежий воздух, кашель, чистая вода, режим дня, правильное питание, чистота, простуда.


Учитель: Вспомните, какие факторы влияют на ЗДОРОВЬЕ? Восстановите схему.


  1. Сообщение темы урока.


Учитель: Какие слова остались лишние? (насморк, простуда, высокая температура, кашель)

Учитель: найдите среди них слово, которое бы объединило три других. (ПРОСТУДА)

Учитель: тема нашего урока «Берегись простуды!».

(Слайд 3)


Сегодня мы будем говорить с вами о том, как уберечь себя от простуды и что нужно делать, чтобы не заболеть.


  1. Изучение нового материала.

Признаки простудных заболеваний.

Учитель: К нам в класс зашёл Миша. Послушайте, он что – то говорит.

Ученик в роли мальчика Миши говорит:


У меня печальный вид

Голова с утра болит.

Я чихаю, я охрип.

Что со мною?

Это – грипп!

Не румяный гриб – в лесу,

А поганый грипп в носу!


Поднялась температура,

Я лежу и не ропщу.

Пью соленую микстуру,

Кислой – горло полощу.

День лежу, второй лежу,

Третий – в школу не хожу.

И друзей не подпускают,

Говорят, что заражу...


Учитель: Назовите признаки простуды о которых рассказал Миша. Как вы думаете почему он заболел? Откройте учебник стр 77, прочитайте.


Вывод: мокрая одежда и обувь, сквозняки, холодная пища ведёт к переохлаждению, которое приводит к простуде.



  1. Первичное закрепление


Причины простудных заболеваний


Поднимите руки те, кто из вас болел простудным заболеванием? Вспомните и скажите, каковы были причины вашего заболевания?

Откройте учебник стр 78- 79.

(Слайд 4)


Рассмотрите рисунки и скажите, чьё здоровье подвергается опасности?

(Мальчик идёт по улице в дождь без головного убора. Миша катается на коньках в расстёгнутой куртке. Девочка в расстёгнутой курточке, у неё в руках большая порция мороженного, девочка сидит в электричке у настежь открытого окна и читает. Простуженный мальчик сидит рядом с девочкой и чихает, не прикрывает рот платком. Он может заразить девочку)






ФИЗМИНУТКА "Носовое дыхание"

  1. Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу. Включается ротовое дыхание (5 раз).

  2. Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот - вдохнув, разжать пальцы (5 раз).

  3. Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю.

  4. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, сделав резкий выдох через нос (5 раз).

Учитель: Какой совет вы дали бы детям, чтобы их здоровье не подвергалось опасности?



  1. Лечение простудных заболеваний


Учитель: Как вы считаете, кому вы должны сообщить о своём плохом самочувствии в первую очередь? Учебник стр 78 – в рамочке.

(Слайд 5)


Вспомните, когда вы болели, кто и как помогал вам справиться с простудой?

(Лекарства, ингаляции, ставили горчичники, парили ноги, заставляли полоскать горло, давали пить чай с малиновым вареньем, мёдом)


Учитель: Детям самим без взрослых нельзя принимать ни одно из средств. Приём любого лекарства требует консультации врача. Не случайно, назначая пациенту лекарство, врач подробно объясняет, сколько и как его можно принимать. Всё это записывает на специальном бланке – рецепте и ставит печать в знак того, что он несёт ответственность за больного.

(Слайд 6)


Вывод: взрослые всегда примут необходимые меры и помогут остановить болезнь.


  1. Профилактика простудных заболеваний.

А как можно уберечь себя от простуды?

(Просмотр мультфильма)

(Слайд 7)


Что советуют герои мультфильма? (Закаливаться)

Закаливание.

(Слайд 8)


Кто из вас знает, что это такое? Давайте прочитаем в толкование в Детской энциклопедии.

Дети читают:

Закаливание – это тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным погодным условиям (холоду, жаре, слякоти, сквознякам).

Учитель:

–Для того чтобы закаливание было эффективным, следует соблюдать определённые правила:


(Сообщения детей)

Первое правило:


Учитель:

Если хочешь быть здоровым,

Прогони подальше лень.

Если начал закаляться,

Закаляйся каждый день.


Ученик: Закаливание должно быть ежедневным, постоянным. Делать водные процедуры нужно каждый день, без пропусков. Для этого нужна не малая сила воли.


Второе правило:


Учитель:

Вышел сразу на мороз –

Весь до косточек промёрз.

Закаляйся постепенно.

Это для здоровья ценно.


Ученик: Закаливание должно быть постепенным, лучше начинать с воздушных процедур: умываться и делать зарядку в одних трусиках при комнатной температуре, 15-20 минут. Следить, чтобы на коже не появлялись “пупырышки”, надо сразу одеться.


Ученик: Обливание следует начинать с тёплого душа, постепенно снижая температуру воды на 1 градус каждые два-три дня, доведя её до 15-18 градусов.


Третье правило:


Учитель:

Если закаляться - в радость,

Вам простуда – не подружка.

Вы здоровье берегите.

Это, дети, не игрушка.


Ученик: Закаливание должно быть приятным. Нельзя мёрзнуть на морозе, загорать до ожогов, купаться до гусиной кожи.


Учитель:

Правила, эти помните, дети.

Будьте здоровы и не болейте!



- Послушайте стихотворение о том, что делает по утрам девочка

Юля:


Воду в тазик я налью,

Горстку соли растворю,

Лучше соли не простой,

А особенной морской!

Мама мягкой рукавицей

Оботрёт меня водицей,

Спину, руки, шею, грудь.

Скажет мне: “Здоровой будь!”

(Слайд 8)


-Можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Для этого в таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли и, смочив рукавицу в воде, обтирают плечи, руки, ноги, шею и грудь. Это очень полезная процедура - ведь к коже приливает кровь, кожа слегка краснеет, улучшается кровообращение. Вы сразу чувствуете себя бодрыми и весёлыми. После обтирания нужно насухо растереть кожу махровым полотенцем.


-Послушайте, как ещё можно начать утро:


Утром я едва проснусь -

Сразу в душе обольюсь.

На весёлый летний дождь

Душ немножечко похож.

Он поёт, журчит, звенит-

Веселит он и бодрит.

И ленивый, сладкий сон

Струйками прогонит он!


-Ребята, а кто-то из вас принимает по утрам душ? Расскажите, как вы это делаете? Какую воду выбираете: тёплую или прохладную? Принимаете ли вы душ каждое утро? (ответы детей)


- Одна из замечательных закаливающих процедур - мытьё ног прохладной водой. Особенно приятно и полезно мыть ноги на ночь – во-первых, смоете с ног пот и грязь, а во-вторых, будите крепче спать. Ведь мытьё ног на ночь благоприятно действует на сон!



- А сейчас представьте, наступило лето, мы на берегу реки…


Физкультминутка “Пловцы”


К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Три, два, один – плывём как дельфин.

Качаясь на волне, плывём на спине.

Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.


Людям, которые закаливаются, здоровье даёт именно природа, ведь солнце, воздух и вода - это неотъемлемые её части. Общение с природой доставляет радость, повышает настроение, успокаивает, а значит, оздоравливает.


Витамины.

(Слайд 9 - 10)


Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.


С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад


Учитель: Ребята, не только физкультура и спорт укрепляют наши силы, но и рациональное питание. Что должны получать дети и взрослые, чтобы организм был сильным и здоровым.


Ученик: Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.


Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.


Ученик: Для хорошей работы нашего сердца нужен витамин – В.


Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Чёрный хлеб полезен вам,

И не только по утрам.


Ученик: Витамин Д – сохраняет наши зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и некрепкими. Его можно найти в молоке, в рыбе, твороге. Даже, загорая на солнце, наш организм получает витамин Д.


Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!


Ученик: Витамин С – прячется в чесноке, капусте, луке, его много во всех овощах, фруктах и ягодах. Этот витамин делает человека более здоровым, защищает от гриппа и простуды.


От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.


Никогда не унываем,

И улыбка на лице,

Потому что принимаем

Витамины А, В, С.



Учитель: А в каких продуктах питания находится большое число витаминов? Отгадайте загадки.

(Слайд 11- 17)

Круглое, румяное,

Я росту на ветке!

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)


Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики,

Из далекой Африки. (Апельсин.)


Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук.)



Нарядилася Аленка

В сарафанчик свой зеленый,

Завела оборки густо.

Узнаешь ее ...? (Капуста.)


Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)


Маленький, горький,

Луку брат. (Чеснок.)


Учитель: Лук и чеснок - овощи, которые еще и убивают микробы. Но прежде чем употреблять овощи и фрукты, о чем мы должны помнить?

Сделайте вывод. Зачем нужно употреблять овощи и фрукты? (ответы детей)


Массаж «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний).

Чтобы горло не болело

Мы его погладим смело Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать

Надо носик растирать Указательными пальцами растирают крылья носа.

Лоб мы тоже разотрем

Ладошки держим козырьком Прикладывают ко лбу ладошки козырьком и растирают его

движениями в стороны одновременно


“Вилку” пальчиками делай

Массируй ушки, ты умело

Знаем, знаем – да –да- да

Нам простуда не страшна.



  1. Обобщение

(Слайд 18)

Работа в парах.

Учитель: Выберите пословицы и поговорки, которые на ваш взгляд относятся к нашей теме урока. Объясните почему вы сделали такой выбор. (Проверка)


  1. Итог урока

Учитель: Как можно уберечь себя от простуды?


  1. Рефлексия. Оценки за урок.

(Слайд 19)

Я узнал ….

Я посоветую Мише …..


  1. Домашнее задание.


Тетрадь стр 48 № 67