ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Почему в лесу мы будем соблюдать тишину.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся со звуками леса; обосновать и сформулировать один из важнейших экологических правил – соблюдения тишины в лесу; разработать экологические знаки запретов; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Задачи урока:
Образовательные: расширить и уточнить представление детей о лесе, объяснить причины возникновения природных явлений;
Развивающие: развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; развивать речь, память, мышление, расширять словарный запас;
Воспитательные: воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда;
Коррекционные: контролировать правильность произношения контрольных звуков в словах и предложениях.
Словарь: туристы
Ход урока
1. Организация начала занятия.
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- псиxолого-эмоциональный настрой обучающихся;
- календарь;
2. Упражнения на развитие дыхания.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Фонетическая зарядка.
5. Актуализация знаний, постановка проблемы.
- Ребята, на прошлом уроке окружающего мира вы совершили путешествие в царство природы.
- Давайте вспомним, почему нельзя рвать цветы?
- Почему нельзя ловит бабочек?
Постановка проблемной учебной задачи
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в царство природы, а вот куда именно вы сейчас скажите мне сами. Необходимо отгадать загадку.
Есть у ребят зелёный друг —
весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
и тысячи ладошек. (Лес)
- Так куда же мы отправимся? Да, ребята, мы отправимся в лес.
Мы сегодня сходим в лес
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!
- А для того, чтобы мы с вами не заблудились в лесу, нашим спутником будет Муравьишко, а ещё он является хозяином леса.
- Итак, Мы идём с вами в гости к природе.
- Вспомним правила этикета, как вести себя в гостях.
- Я выбрала ключевые слова «лес» и «тишина». Как они связаны между собой?
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Откройте учебник на стр. 48. Прочитайте, как же звучит наша тема урока?
- Какие поставим цели и задачи?
- И сегодня мы узнаем, какие звуки природы можно услышать в лесу, а также мы научимся ещё одному правилу поведения в природе.
- Туристы – это люди, которые путешествуют
- Туристы отправляются в поход не с пустыми руками. Давайте решим, что нам пригодится в однодневном походе.
(На доске картинки: мука, вода, сахар, ножницы, лопата, цветная бумага, аптечка.)
Закрываю доску, дети воспроизводят по памяти, что возьмут с собой. Проверка.
Открытие новых знаний
1. Игра «Я художник»
-Ребята, представьте, что вы художники пейзажисты, т.е. те, кто рисует природу. Как бы вы изобразили лес? При помощи каких красок?
2. Прослушивание записи
-Ребята, а теперь замрите, закройте глаза и послушайте как разговаривает лес.
–Скажите, что мы должны соблюдать, чтобы услышать шёпот леса.
Аудиозапись «Звуки леса»
3. Беседа
-Кого же вы услышали? Чьи это голоса? (иллюстрации птиц)
4. Игра «Мастер голоса»
-А теперь я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мастер голоса». Откройте учебник на стр. 48 и рассмотрите рисунок. Попробуйте его озвучить, оживить, передав голосом звуки леса. (Иллюстрация)
-Какие звуки природы вам понравились больше всего? Почему?
Физкультминутка
Первичное закрепление
1. Разбор ситуаций
- Ой, ребята, я что – то нашла. Это письмо. Для вас, от жительницы леса.
-Послушайте.
Однажды я в лесу орехи собирала.
И я в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви.
Нашёл один орех – сорвал, сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь, пошёл себе довольный.
А мне же бедной и смотреть на это было больно.
- Правильно ли вёл себя человек в лесу? Чего он не знал?(правил поведения)
-Ребята, посмотрите на рисунок на 49 стр. Похоже, что дети тоже не знают правил поведения в лесу. Давайте попробуем им объяснить, как нужно вести себя в лесу и почему нужно соблюдать тишину.
-Прочитайте памятку «Знаете ли вы», она поможет вам дать правильные рекомендации детям.
2. Рассказ учителя
Если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.
Итог урока
-Какие же звуки природы можно услышать в лесу?
-Какое правило поведения в природе мы договорились соблюдать?
-Почему это правило необходимо соблюдать?
Рефлексия
- Теперь пришло время оценить свою работу на уроке. Я буду называть начало предложения, а вам его нужно будет закончить.
Сегодня я узнал...
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Больше всего понравилось…
-И напоследок я бы хотела сказать вот такие слова:
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»