ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Почему идёт дождь и дует ветер.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: объяснить причины возникновения природных явлений.
Задачи урока:
Образовательные: расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре, объяснить причины возникновения природных явлений;
Развивающие: развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; развивать речь, память, мышление, расширять словарный запас;
Воспитательные: воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда;
Коррекционные: контролировать правильность произношения контрольных звуков в словах и предложениях.
Словарь: облако, туча, дождь
Ход урока
1. Организация начала занятия.
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- псиxолого-эмоциональный настрой обучающихся;
- календарь;
2. Упражнения на развитие дыхания.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Фонетическая зарядка.
5. Актуализация знаний, постановка проблемы.
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле. (Дождь)
Носится, свищет,
Мечется, рыщет,
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)
6. Сообщение темы урока.
- Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. (О дожде и ветре)
- Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идёт дождь и дует ветер?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
7. Работа по теме урока.
Мокнет ёжик, мокнет птичка, Мокнет в поле электричка, Мокнут ветки и соседки: Не успели до беседки. Мокнут зонтики и шляпы, Мокнут чьи-то мамы, папы, Мокнут лавочки, ограды. Лишь лягушки очень рады: В лужах скачут, песни пляшут, И зелёным флагом машут…
- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или весёлое? (Грустное.)
- Почему? (Дождь льёт день и ночь. Мокнут птенчики, электрички, мамы, папы. Весёлое, потому что лягушки рады)
- Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь? (Из тучи)
- А как дождик попадает в тучу? (Не знаем)
- Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, океанов, но и с суши.
- Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.
- Давайте посмотрим об этом мультфильм «Круговорот воды в природе»
- Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.
- Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.
- Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.
8. Физкультминутка
Опыт №1
Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
- Ребята, представьте, что у вас в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
-Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча… (Ддождь). Вот так появляется дождь.
Работа с учебником: с. 36 учебника.
- Почему так назвали дожди? (Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь)
- Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87
- Что же такое туча? (Тёмное густое облако). Из чего состоят тучи? (Их тяжёлых капель воды). Почему они падают? (Капельки тяжёлые и не могут долго держаться на небе. Они падают и образуют дождь.)
- Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе? Что такое ветер? (Это движущийся воздух.)
- Ребята, а мы можем сами получить ветер?
Опыт №2
Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер)
- Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух)
Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
9. Рефлексия
-Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.37, в рамке
-Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
10 .Итог: - Вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?
- Что интересного вы сегодня узнали, услышали?
- Какие открытия вы для себя сделали?