СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окужающего мира 2 класс по теме: "Весна-утро года" УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по дисциплине "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Весна - утро года".  Цель урока: познакомить со старинными русскими обычаями трехкратной встречи весны.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окужающего мира 2 класс по теме: "Весна-утро года" УМК "Перспектива"»

Конспект по учебной дисциплине «Окружающий мир»

Тема: Весна – утро года

Цель: познакомить со старинными русскими обычаями трехкратной встречи весны.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы, находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; сумеют изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору.)

Ход урока

I. Мотивация к деятельности

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

- Назовите приметы весны в неживой природе.

- Чем вызвано весеннее потепление?

- Выберите весенние природные явления.

Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Потепление. Земля покрыта снегом. Половодье. Река покрыта льдом. Оттепель. Ледоход. Первая гроза.

III. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте на с. 66 учебника тему нашего урока.

- Как вы думаете, чем похожи утро и весна?

- Что происходит в природе утром?

- А что происходит в природе весной? (Обновляется жизнь растений, животных, людей.)

- А что можно сказать о жизни людей: что происходит утром? Что очень важное происходит с людьми весной?

Сегодня мы будем говорить о весне как утре года.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 66 учебника.)

Птица – символ весны. Весна - важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к новому жизненному круговороту.

- Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 66 – 67 учебника.

- Образ какого существа из мира животных здесь встречается в самых разных видах (Птицы.)

С. 69

- Рассмотрите фотографии игрушек в рубрике « Из музейных коллекций» на с. 69 учебника.

- Из какого природного материала сделаны эти птички? Какие образы птиц вам больше нравятся? Почему? (Ответы учеников.)

- Почему художники расселили птичью стаю именно по весенним страницам учебника? (Ответы учеников.)

- Послушайте, как поэт описал птичью радость от наступления весны.

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

-Мы живы! Живы мы!

В.Берестов

- Вспомните, когда происходит встреча весны в первый раз. (15 февраля, на Сретение.)

- Прочитайте текст на с. 66 – 67 учебника.

- Когда весну встречают во второй раз? (22 марта – в день памяти Сорока мучеников. В этот день Церковь чтит память сорока воинов-христиан, пострадавших за свою веру.)

- Как встречали этот приход весны наши предки? (Ответы учеников.)

Считалось, что первыми прилетают жаворонки. К этому дню хозяйки пекли «жаворонков» из ржаной муки, а утром раздавали их детям. Дети крепили их на прутики, собирались на высокое место – закликать жаворонков.

Жаворонки, прилетите,

Студенту зиму унесите,

Теплу весну принесите,

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Набегавшись по деревни с песнями, ребятишки собирались в одно место и начинали есть своих «жаворонков». Оставляли только одну голову, которую берегли каждый для своей матери. Потом поздравляли друг друга с праздником и разбегались по домам. А дома отдавали голову «жаворонка» матери со словами: « На – ка, мама, тебе голову от «жаворонка»: как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лен такой головастый был».

- Когда весну встречают в третий раз? (7 апреля – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь вспоминает, как архангел Гавриил принес Марии весть о том, что она станет Матерью Сына Божия.)

- Как встречали этот приход весны наши предки? (Ответы учеников.)

Люди освящали зерно перед севом, ставя рядом с зерном благовещенскую икону. В праздник пекли просфоры клали к иконам. В старину просфоры крошили в посевное зерно, чтобы уберечь поле от вредителей и собрать хороший урожай.

В этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Выпускали и припевали:

Синички – сестрички,

Тетки – чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята – молодцы,

Воры-воробьи!

Вы во поле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

- Интересно заглянуть сейчас в Приамурье . Вспомните, на каком осеннем празднике мы были в гостях у нанайцев. (На празднике моления небу – кормильцу.)

- Вот и пришел черед следующего весеннего праздника. Угадайте какого.(Нового года.)

(Ученики читают текст на с. 68 учебника.)

- Есть ли что – то общее с традициями нанайского народа? Как вы думаете, почему?(Общее – обмен дарами с природой, песни, танцы, веселье.)

- Весной природа уже готова к обновленной жизни, да и людей ждут новые заботы. Давайте для закрепления еще раз скажем, когда наступает новый год по нанайскому календарю.

- Что общего в весенних праздниках разных городов?(Образ птицы и обновления природы.)

(Далее учащиеся работают по вопросам рубрики «Обсудим» на с. 69 учебника.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания 1,2,3 (с.36)

- Прочитайте, выполните задания.

VII. Рефлексия

- Установите соответствия.

Первая встреча весны 15 февраля Кликали весну

Вторая встреча весны 22 марта Пекли «жаворонков»

Третья встреча весны 7 апреля Выпускали на волю певчих птиц

VIII. Подведение итогов урока

- С каким временем суток сравнивают весну?

- Что происходит весной в жизни растений, животных и людей?

- Образ какого животного стал любимым украшением весенних праздников?

- Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто самостоятельно хочет попробовать сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с.69 учебника.)

- Согласны вы с этим выводом?

Домашнее задание

1.Прочитать текст в учебнике (с.66-69), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с.69).

2. Выполнить задание 5 (с. 37) в рабочей тетради.