СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Оноре де Бальзак. «Отец Горио".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Оноре де Бальзак. «Отец Горио".»

Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек».

Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей.


Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем больше жажда.

Артур Шопенгауэр

Деньги никого не сделали богатыми- наоборот, каждого они делают еще жаднее до денег.

Луций Анней Сенека

Цель:       показать на примере конкретного произведения мастерство Бальзака в изображении человека и общест­ва; развивать навыки идейно-художественного ана­лиза произведения; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях.

Задачи:
1. Образовательная – продолжить формировать умение активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве, обучить новому способу действия.
2. Воспитательная – совершенствовать нравственное воспитание обучающихся, продолжить формирование осознанной потребности в труде, активной жизненной позиции.
3. Развивающая – развить умение делать обобщение и выводы, развить умение решать проблемные ситуации и задачи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Бальзака, выставка книг писателя, текст повести «Гобсек», опорный конспект.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации.

  • Согласны ли вы с тем, что за деньги можно купить все?

  • А сколько вам нужно денег для счастья?

Продолжи пословицу:

  • Богатому не спится: богатый …(вора боится).

  • Скупой имеет много, а … (хочет еще больше).

  • У скупого и в крещенье …(льду не выпросишь).


Объявление темы урока.

Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в «Скупом рыцаре» А.С.Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, «Венецианском купце» В. Шекспира и в комедии Ж.- Б. Мольера «Скупой».

  • Скажите, какому литературному герою принадлежат следующие слова:

Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм — и с высоты его
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу...

Я царствую!.. Какой волшебный блеск! 
Послушна мне, сильна моя держава;
 
В ней счастие, в ней честь моя и слава!


  1. Слово учителя.

- Как вы понимаете слова философа Артура Шопенгауэра? (Ответы учащихся.)

- Деньги и их власть над душами людей- это вечная проблема, которую пытается разрешить человечество. Во имя золота совершаются преступления, оно становится причиной войн. За деньги можно получить все: власть, богатство.

Проблему власти денег поднимали многие писатели, художники. А вот как об этом сказал древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов. Деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ. Деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека…».

Вниманию учащихся предлагается презентация.

Сегодня мы встретимся с одним из самых богатых людей Парижа. Это Гобсек. Его имя стало нарицательным для обозначения скупца. Единственное в жизни, что для него имеет значение,- это ЗОЛОТО. «Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. Чтобы осуществлять наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности и усилия. В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности».


  1. Работа в группах.

Работа над содержанием повести. Задача: сформулировать жизненную позицию героя по приведенным из текста цитатам. Аргументировать ответ.

Первая группа.

«Я владею миром, а мир не имеет надо мной власти.»

«Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую совесть.»

Вторая группа.

«Лучше самому давить, чем позволять, чтобы тебя давили.»

«Никого не жалей, никому не помогай, но сам пользуйся всем, что можно взять безвозмездно». 

  1. Вопросы и задания для работы над характеристикой Гобсека.

  • Каким изображен Гобсек в рассказе стряпчего Дервиля?

  • Обратите внимание на его внешность, образ жизни, характер.

  • Найдите в тексте метафоры, сравнения, эпитеты, которыми Дервиль определяет жизнь и характер Гобсека.

  • Дервиль говорит о Гобсеке, что «в нем живут два существа: скряга и философ, существа подлое и возвышенное». Докажи­те примерами из текста правоту его слов.

  • Но так ли однозначен образ Гобсека? Какими положительными качествами наделяет его автор? (Гобсек умен, наблюдателен. Его отличает безупречная честность в ведении дел. Дервиль говорит, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей.)

  • В чем проявился реализм писателя при создании образа Гобсека?

  • На каких литературных героев похож Гобсек?


  1. Продолжение беседы.

- В своей повести Бальзак противопоставляет две точки зрения: Дервиля и Гобсека.

  • Какова точка зрения Дервиля? («Да неужели все сводится к деньгам?»)

Дервиль, рассказывая о Гобсеке, размышляет о судьбе и характере ростовщика: «Знает ли он, что в мире есть чувства, любовь, счастье?» и дальше: «Да неужели все сводится к деньгам?»

Вопросы к учащимся.

  • Есть ли в повести ответ на эти вопросы? (Вспомните историю самого Дервиля, Фанни Мальво, Анастази, Камиллы и Эрнеста де Ресто.)

  • Насколько актуален в наши дни герой Бальзака?

  • Помогла ли вам повесть в поисках ответов на вопросы совре­менной действительности, о чем заставила задуматься? (Прочитав произведение Бальзака, убеждаешься, что в мире существуют и другие ценности. Здоровье, любовь, дружбу не купишь ни за какие деньги.)


  1. Выводы.

До последнего момента своей жизни Гобсек играл, накапливая золото, и незаметно для себя самого он становится рабом своих миллионов. Он боится за них, у него начинаются приступы сумасшествия, когда он воображает, будто по его убогой комнате катятся золотые монеты.

Ярким доказательством является сцена смерти Гобсека (читается выразительно).

Так действительно ли мир не имеет власти над богачом? Как соотнесена сцена смерти с характером героя?

- Сравните Гобсека в начале повести и в конце её.

- Почему повесть «Гобсек» является произведением критического реализма?

  • В молодости, выслушав исповедь Гобсека, Дервиль с ужасом думал: « Да неужели все сводится к деньгам?» Какой ответ дает содержание повести ?


Решаем проблему.

  • Какое впечатление производит сцена смерти Гобсека? (После смерти старика Дервиль находит в соседних комнатах гниющие горы еды, покрытые плесенью, залежалые товары, с которыми Гобсек был не в силах расстаться. Власть денег приводит к тому, что этот неглупый, волевой и по-своему честный человек уми­рает жалкой смертью, даже не воспользовавшись плодами своих усилий. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.)

  • О чем заставляет задуматься описание несметных богатств и его кладовых? (По словам Бальзака, эта картина достойна кисти фламандских художников, а сам Гобсек «достоин кисти Рембранда».)

  • И все-таки итог жизни героя плачевен. Мы вслед за Дервилем можем лишь пожалеть старика, который поставил на карту своей алчности все ценности мира: дружбу, любовь близких, благополучное существование. Итог жизни старика не утешителен: все нажитое им добро пришло в негодность или осталось невостребованным.


  1. Дискуссия.

  • Завершая наш урок, мы должны ответить на самый главный вопрос: «Можно ли оставаться человеком, имея деньги?» (ответы учащихся)

Вывод учащихся:

  • Богатство, скупость, фантастическое поклонение золоту разрушает человеческую душу.

  1. Рефлексия

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

  • Для меня было новым...

  • Я удивлен (-на), что...

  • Мне запомнилось...


  1. Закончить наш урок я хотела бы следующими словами из проповеди Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Не собирайте себе сокровищ на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровища ваше, там будет и сердце ваше.»


Домашнее задание: биография Чарльза Диккенса.











Знаменитая повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» предстала на суд читателей в 1830 году. Внимание читателей сосредоточено на одном из человеческих пороков – скупости.

Действие повести начинается с того, что в доме одной из дам высшего общества виконтессы де Гралье в гостях задержались два гостя. Один из них стряпчий Дервиль и дворянин с графским титулом Де Ресто. Стоит только графу покинуть этот дом, виконтесса де Гралье  поведала своей дочке о том, что у матери графа не знатное происхождение, дети росли в бедности. Все ее сбережения ушли на утехи с любовником.  С таким господином, как граф де Гралье, не следует связывать себя узами брака.

Выслушав рассказ знатной дамы, стряпчий объясняет неизвестные обстоятельства дела графа. При этом он озвучивает интересную историю о Гобсеке, известном ростовщике. История, рассказанная Дервилем, заложена в основу повести писателя. Из рассказа выясняется, что рассказчик знаком с Гобсеком еще со студенческой скамьи и считает его человеком с очень хладнокровным характером.

Как-то Гобсек поделился с Дервилем одной историей. Дело заключалось в том, что ростовщик потребовал вернуть долг с одной знатной дамы, графини. Женщина боялась разоблачения своего поступка и передала Гобсеку драгоценный бриллиант. Деньги же от этой сделки были получены ее любовником. В своем рассказе Гобсек называл его щеголем и пророчил, что тот будет разорителем всей семьи.

Через некоторое время к Дервилю обращается граф по имени Максим де Трай с просьбой познакомить его с известным ростовщиком. После знакомства с графом Гобсек не желает дать ему ссуду, ссылаясь на его бедность и долги. Далее на страницах повести появляется вышеупомянутая графиня и посещает Гобсека. Она закладывает роскошные бриллиантовые драгоценности. Гобсек не был бы самим собой, если бы не поставил графине свои условия, с которыми она быстро соглашается. Не успели ростовщика покинуть любовники, как тут же появляется супруг графини с требованием возвратить семейные ценности, оставленные его женой в заклад. Но потом граф решает поступить по другому и чтобы спасти свои ценности от любовника графини, решает передать их Гобсеку.

Из рассказа Дервиля становится понятно, что речь идет о графе де Ресто, который через некоторое время заболевает и умирает. После смерти графа в его доме появляются главные герои повести – Гобсек и стряпчий Дервиль. Их взорам предстает ужасная картина. Графиня яростно искала завещание, в доме устроила разгром. Не смущал ее и труп мужа. Ею же были сожжены важные бумаги, предназначенные для Дервиля. Все нажитое имущество переходит в пользование ростовщика. Тот остается верным своим жизненным принципам, хоть и находится на грани смерти.