СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОНЗ по русскому языку в 8 классе на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОНЗ по русскому языку в 8 классе на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"»

Русский язык. 8 класс. Урок ОНЗ

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Цели урока: (для учителя)

  1. (образовательная) Познакомить учащихся с правилом написания предложений с обобщающими словами при однородных членах.

  2. (образовательная) Сформулировать у учащихся умение расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

  3. (деятельностная) Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, умение оценивать свою деятельность.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече, надеюсь наше общение сегодня будет приятным и плодотворным.

- Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и откроете знания. Итак, как вы будете открывать новые знания? (Поймем, что мы не знаем, и сами найдем способ).

(Прикрепляется к доске)

- Молодцы, желаю вам удачи. Откройте тетради, запишите число.

  1. Актуализация знаний.

- А сейчас мы повторим то, что нам потребуется. Я предлагаю вам прочитать высказывание К. Г. Паустовского: «Мы не можем представить себе жизнь нашей страны без Кремля, без Пушкина и Толстого, Чайковского и Шаляпина, без Медного всадника в Ленинграде и Третьяковской галереи в Москве» .(слайд 1)

- Как вы его понимаете? О чем оно?

(Это культурное наследие нашей страны, нашего народа. Если люди забудут свою историю, то он начнет духовно умирать. Наша культура богата своими именами в области искусства и литературы. Нужно ценить свое культурное наследие)

- А что вы можете сказать о строении этого предложения?

(Это простое предложение, осложненное однородными дополнениями)

- Что вы уже знаете об однородных членах? (эталон 1) (правило)

Однородными называются члены предложения, которые:

-отвечают на один и тот же вопрос;

-выполняют в предложении одинаковые синтаксические функции, т. е. являются одинаковыми членами предложения;

-соединяются между собой сочинительной связью, т. е. являются равноправными и независимыми друг от друга.

- А каким словом можно по смыслу заменить все однородные члены в этом предложении? (История)

- Как в русском языке называется слово, которое обобщённо выражает значение однородных членов? (Обобщающее слово)

А что вы знаете об обобщающих словах?

При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, которые являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

Как вы думаете, а всё мы знаем об однородных членах предложения и обобщающих словах? (Нет)

Хотите узнать что-то новое? (Да)

- Я предлагаю вам выполнить пробное действие (слайд 2, карточка 1)

- Расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.

И всё вокруг и жнивья и дорога

и воздух сияло от вечернего солнца.

- Кто не справился?

- Что не смогли сделать?

(Не смогли расставить пропущенные знаки препинания)

- У кого есть ответ? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать ответ)

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Что мы не смогли? (Расставить пропущенные знаки препинания и объяснить постановку)

- Почему? (Мы не знаем правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами)

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

- Так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах и научиться их применять) (слайд 3)

- Как будет звучать тема урока? («Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них») (слайд 4)

- Всегда легче работать по плану. Я предлагаю вам такой план. (слайд 5)

План.

  1. Прочитать предложения.

  2. Найти и выписать однородные члены.

  3. Найти, выписать и обозначить обобщающие слова.

  4. Обратить внимание на постановку знаков препинания в предложениях, нарисовать схему.

  5. Сделать вывод.



  1. Реализация построенного проекта.

- Перед вами карточка №2 с таблицей. Работа в группах. (слайд 6)

Предложение


1. Найти и выписать однородные члены.


2. Найти, выписать и обозначить обобщающие слова.


3. Обратить внимание на постановку знаков препинания в предложениях и нарисовать схему


4. Сделать вывод.


1. В саду всё ожило: и леса, и пруды, и степи.







2. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.






3.Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена -впадают в Северный Ледовитый океан.








Появляется эталон №2

Обобщающие слова могут находиться как впереди, так и позади однородных членов:

1) если обобщающее слово стоит впереди ряда однородных членов, то после него ставится двоеточие: [ О: О,О, О ];

2) если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире: [ О, О, О –О ];

3) если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными ставится двоеточие, а после них – тире: [О: О,О,О -… ].

- Где мы это можем проверить? (по учебнику)

- Откройте стр. 146, прочитайте эталон №2.

А теперь давайте попробуем составить алгоритм, которым мы должны пользоваться.

Алгоритм.(слайд 7)

  1. Прочитать предложения.

  2. Найти и подчеркнуть однородные члены.

  3. Найти, подчеркнуть и обозначить обобщающее слово.

  4. Обратить внимание на то, какое место занимает обобщающее слово при однородных членах.

  5. Вспомнить правило и расставить знаки препинания



  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Вернитесь к пробному действию и выполните задание. (у доски по эталону)

- Какой цели достигли? (Узнали правило постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах)

- А что теперь надо сделать? (потренироваться)

- Выполните задание. (у доски) (слайд 8)

- Запишите предложения, объясните написание.

  1. Ни в поле ни в лесу нигде не мог он обрести покоя.

  2. Все эти люди матросы рыбаки кочегары грузчики были молоды здоровы и пропитаны крепким запахом моря.

  3. Кругом был мох и под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.

Задание в парах. (карточка 2,слайд 9)

  1. Утром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце черные стебли крапивы.

  2. Все деревенское запах хлеба парное молоко земля нахлынуло и затопило меня.

  3. В лесах на горах у морей и у рек повсюду мы братьев найдем.

Проверка (слайд 10)

  1. Утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы.

  2. Все деревенское: запах хлеба, парное молоко, земля - нахлынуло и затопило меня.

  3. В лесах, на горах, у морей и у рек - повсюду мы братьев найдем.

- Встаньте, у кого получилось так при проверке?

- У кого не получилось? Давайте вспомним правило. (эталон 2)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Слайд 11 (карточка 3)

Самостоятельная работа.

  1. Снег покрыл все и деревья и дома и стога сена.

  2. Везде на деревьях стогах домах лежал снег.

  3. В коротком дне в запахе снега во всем чувствовалась зима.

- Проверка (слайд 12)

  1. Снег покрыл все: и деревья, и дома, и стога сена.

  2. Везде: на деревьях, стогах, домах - лежал снег.

  3. В коротком дне, в запахе снега - во всем чувствовалась зима.

- Кто ошибся? Поднимите руку.

- Где было затруднение?

- Каким правилом вы должны были воспользоваться? (Эталоном 2.)

- Какой вывод сделают для себя те ребята, которые ошиблись? (Надо ещё потренироваться).

- Какой цели достигли? (Потренировались)

  1. Включение в систему знаний и повторений.

- Где нам в жизни нужны будут эти знания? (Для сдачи выпускных экзаменов)

- Выполним упражнение 233 стр. 146 (1, 2).

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

  1. Рефлексия.

Подходит к концу урок, и надо подвести итоги.

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке? (Узнать правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них и научиться их применять).

- Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите. (у нас есть правило)

- Оцените свою работу!

- Заполните лист самоанализа деятельности на уроке.(слайд 13)



Мне было интересно работать на уроке.


Мне понравилось работать в группе.


Я участвовал(а) в рабочем обсуждении и принятии решений.


Работая в группе, я старался(ась) соблюдать принципы сотрудничества.


Во время урока было многое непонятно, остались вопросы.


В процессе работы у меня возникали затруднения.


Все трудности мне удалось преодолеть.


Результатом работы я доволен(а).






- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Параграф 32 упр. 234.(слайд 14)




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!