Методическая разработка урока
Тема «Опиливание металла. Виды и назначение напильников»
для учащихся 6 класса
Аннотация
Данный урок комбинированный с использованием ИКТ. Урок содержит повторение изученного ранее. Содержание урока соответствует рабочей программе. В ходе проведения урока использовались разные методы обучения. Применялись такие формы обучения, как рассказ, беседа.
Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе. На уроке применил мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся выступала главным условием развития у них самостоятельности, инициативы, творческих способностей, активной жизненной позиции, самореализации.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование, по которому работает данный класс, составлено на основе программы по технологии и учебника В.М.Казакевич и Г.А. Молевой, рассчитано на два часа в неделю. Раздел по обработке металлов составляет 16 часов. Это текущий урок, включающий и практическую работу. На данную тему отводится 2 часа: теоретические сведения и практическая работа. Практическая работа предворяется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений. В связи с большим объемом материала для урока выбраны традиционные приемы работы – беседа, рассказ, презентация. Тема выбрана в соответствии с имеющимися возможностями обеспечения учащихся всеми инструментами, так как основными средствами обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Занятия проводятся в комбинированной мастерской, в которой имеется рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов и оборудования по данной теме. Мастерская оснащена наглядной информацией.
План-конспект открытого урока по технологии
Тема "Опиливание металла. Виды и назначение напильников".
Цели:
познакомить учащихся со слесарной операцией опиливание;
научить ученика принимать правильную рабочую позу;
правильно держать в руках напильник и стоять у тисков при опиливании металлов ручным инструментом.
Задачи:
Образовательные
ознакомление учащихся с операцией опиливание;
обучение приемам работы с напильниками;
формирование навыков по технике безопасности при работе с напильником.
Развивающие
развитие глазомера;
формирование координации движения при приемах работы с напильником;
развитие самостоятельности и творческих способностей.
Воспитательные
воспитание трудолюбия, ответственности, бережного отношения к инструментам и оборудованию;
воспитание чувства ответственности за качественное выполнение работы.
Методы проведения занятия: беседа; проблемная ситуация; демонстрация; работа с пособием; инструктаж; практическая работа.
Объект работы: заготовка для изделия “Петля”.
Оборудование: компьютер, проектор, плакаты “Опиливание”, слесарные тиски, напильники, штангенциркули, заготовки для опиливания, образец изготовляемой детали.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учащихся на уроке: фронтальная.
Ход урока
1. Организационная часть. Контроль посещаемости, проверка рабочей одежды и готовности к занятию (дневник, рабочая тетрадь, карандаш, ластик, линейка).
2. Вводная часть. Слово учителя.
Во все времена заслуженным уважением пользовались мастера, заставляющие металл служить людям. Одни из этих людей – слесари, название профессии которых пошло от немецкого слова “шлоссер” - замочник (демонстрация плаката)
Мы с вами уже познакомились с некоторыми необходимыми для работы слесаря моментами: с технологической картой и операцией разметки заготовок из сортового проката, пилением металла ножовкой, резкой ножницами металла.
3. Проверка знаний учащимися ранее изученного учебного материала.
Вопросы для повторения:
1. Назовите инструменты для разметки и ручной обработки металла.
2. В чем отличие между конструкционными и инструментальными сталями?
3. Для чего предназначен штангенциркуль?
4. Что такое технологическая карта?
5. Как правильно резать длинную заготовку?
Слово учителя:
На прошлых уроках мы научились пилить, резать, сверлить металл. Как вы помните, после всех этих операций, на заготовках образовывалось очень много дефектов - это вмятины, заусенцы, шероховатость, неровные острые края. Как вы думаете, какую операцию с заготовкой мы должны произвести после всех этих видов обработки материала? В 5 классе вы уже работали с этим инструментом, когда обрабатывали древесину. (Выслушиваем ответы учащихся).
4.Объяснение нового материала.
Слово учителя:
Таким образом, мы подошли с вами к операции «опиливание». Её изучением мы и займёмся на этом уроке.
Прежде всего, мы должны знать, что такое опиливание.
А опиливание - это операция, при выполнении которой с поверхности заготовки снимается слой металла с помощью напильника.
Напильник - многолезвийный металлорежущий инструмент для снятия небольших слоёв металла. Он обеспечивает высокую точность обработки и слабую шероховатость обрабатываемой поверхности заготовки.
Напильник представляет собой стальной стержень определенного профиля и длины. Изготавливают напильник из инструментальной стали. (Объяснение провожу с презентацией.)
Слайд №1
Сущность опиливания заключается в срезании мелких стружек большим числом маленьких резцов, имеющихся в виде насечки на рабочей части напильника.
Насечка образует мелкие и острозаточенные резцы, имеющие форму клина.
Насечка может быть одинарной (простой), двойной (перекрестной), а также точечной (рашпильной). Напильник с рашпильной насечкой так и называют рашпиль.
Слайд №2
1. Напильники с одинарной насечкой применяют при опиливании мягких материалов (латуни, цинка, алюминия, бронзы, меди и т.п.). Кроме того, такие напильники используют для заточки пил, а также для обработки дерева. Одинарная насечка наносится под углом 70-80° к оси напильника.
2. Напильники с двойной насечкой применяют для опиливания стали, чугуна и других твердых материалов. В таких напильниках одна насечка называется нижней, или основной, а другая- верхней, или вспомогательной. Нижняя насечка делается под углом 55°, а верхняя- под углом 70-80° к оси напильника.
3. Рашпильная насечка выполнена в виде расположенных в шахматном порядке пирамидальных выступов и канавок, образующих сравнительно крупные и редкие зубья. Напильники с такой насечкой применяются для опиливания свинца, цинка, а также кожи, дерева, резины и каучука.
В зависимости от величины зуба насечки и числа зубьев на 10 мм длины рабочей части напильника подразделяются на следующие типы и номера:
Драчевые напильники №1 применяют при грубой обработке, когда требуется снять большой слой металла (не менее 0,25 мм).
Слайд №3
Личные напильники №2,3 применяют после того, как основной слой металла, подлежащий опиливанию, уже снят с детали при помощи драчевого напильника. Личный напильник снимает слой металла толщиной 0,02-0,08 мм, при этом достигается довольно высокая точность обработки. После опиливания личным напильником на обработанной поверхности остаются настолько мелкие штрихи, что эта поверхность кажется шлифованной.
Бархатные напильники № 4, 5 и 6 применяются только для самой точной отделки, подгонки, доводки деталей и шлифования поверхностей. Поверхность, обработанная этим напильником, не имеет никаких видимых глазом или ощутимых пальцами руки штрихов.
Применение напильников того или иного класса зависит от характера выполняемой работы, т. е. от толщины снимаемого слоя металла и от требуемой точности обработки.
По профилю рабочей части напильники разделяются на
Слайд №4
Слайд №5
1. Плоские напильники применяются для опиливания наружных или внутренних плоских поверхностей. У напильника только одно ребро имеет насечку, это позволяет опиливать одну плоскость и не портить другую, сопряженную с ней под углом 90°.
2. Квадратные напильники используют для распиливания квадратных, прямоугольных и многоугольных отверстий, а также для опиливания узких плоских поверхностей.
3. Трехгранные напильники служат для опиливания острых углов как с внешней стороны детали, так и в пазах, отверстиях и канавках.
4. Полукруглые напильники применяются для выпиливания закруглений в углах, пазах сложного профиля, а также углов менее 60°. Плоской стороной опиливают поверхности, а полукруглой -вогнутые (полукруглые) выемки.
5. Круглые напильники используются для распиливания круглых или овальных отверстий и вогнутых поверхностей.
6. Ромбические напильники применяются для опиливания зубьев шестерён, зубчатых дисков и звёздочек, а также для зачистки заусенцев с зубьев этих деталей после обработки их на станках.
Приёмы опиливания: (Показываю, как необходимо работать с тисками, какой должна быть рабочая поза.) Для выполнения опиливания заготовку закрепляют в тисках (в нагубниках) так, чтобы она выступала над уровнем губок на 8 – 10 мм.
В зависимости от того, какой вид опиливания будет выполняться – черновое, чистовое или отделочное, выбирается соответствующий напильник: драчёвый, личной или бархатный. Длина напильника должна позволять совершать рабочие движения опиливания.
Большое значение имеет рабочая поза при опиливании.
Слайд №6
Нужно встать вполоборота к тискам, левую ногу ставят на полшага вперёд и влево. Высота тисков должна быть такой, чтобы при наложении напильника правой рукой на губки тисков в локтевом сгибе образовался прямой угол.
Важное значение имеет правильная хватка инструмента. При опиливании напильник берут правой рукой за ручку, при этом закруглённый конец её должен упираться в ладонь, большой палец располагаться сверху и вдоль ручки, а остальные пальцы охватывают ручку напильника снизу. Ладонь левой руки накладывают почти поперёк напильника на расстоянии 20 – 30 мм от края его носка.
Слайд №7
Чтобы напильник срезал стружку, его нужно при движении прижимать к обрабатываемой поверхности обеими руками. При этом усилия нажима на напильник правой и левой рукой должны быть различны. При движении напильника вперёд (рабочий ход) постепенно увеличивают вначале небольшой нажим на ручку правой рукой и одновременно уменьшают сильный вначале нажим левой руки на носок напильника. Движение напильника назад (холостой ход) осуществляют без нажима. Наиболее рациональной скоростью трудовых движений или темпом опиливания считается 40 – 60 двойных (рабочий плюс холостой) ходов в минуту.
Качество опиливания плоских поверхностей проверяют на просвет с помощью линейки, прикладывая её вдоль, поперёк и с угла на угол.
Просвет должен быть одинаковым. Правильность полученного угла проверяют угольником.
5. Практическая работа.
Слово учителя.
Прежде чем мы перейдём к практической работе, давайте сначала изучим правила ТБ при работе с напильником.
1. Заготовка, предназначенная для опиливания, должна быть надежно закреплена в тисках.
2. Ручка напильника должна быть прочно насажена на хвостовик и не иметь трещин и сколов.
3. Во время работы нельзя допускать, чтобы ручка напильника ударялась о заготовку, так как это приводит к ослаблению прочности насадки.
4. Нельзя охватывать рукой носок напильника, при обратном ходе напильника это может привести к травме.
5. Запрещается сдувать опилки или удалять их голыми руками. Для уборки верстака следует использовать щетку-сметку.
Приступаем к практической работе (во время работы делаются контрольные обходы рабочих мест с целью проверки правильных приёмов работы, обращается внимание учащихся на допущенные ошибки).
Практическая работа.
Слово учителя.
« Опиливание металлической заготовки напильником».
Выправьте металлические заготовки на правильной плите и надёжно закрепите их в тисках.
Выберите напильник для работы.
Опилите наружные поверхности заготовок напильником.
Проверьте при помощи линейки и слесарного угольника качество полученных поверхностей.
Выполнение практической работы учащимися.
6. Обобщение и подведение итогов.
Предлагаю учащимся самим составить вопросы для проверки усвоения нового материала (Примерные вопросы для контроля усвоения материала):
1. Что такое опиливание?
2. Что представляет собой напильник?
3. Какие бывают напильники по форме, размерам и видам насечек?
4. Для выполнения каких работ применяется надфиль?
5. Что общего между напильником и ножовкой?
6. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при опиливании металлов?
Демонстрируются обработанные детали, сравниваются, указывается на недостатки.
Обсуждаем:
7. Домашнее задание. Сообщение о подготовке к следующему уроку.
8. Выставление оценок. ( Оценки комментируются.)
В конце урока проводится уборка рабочих мест.
Самоанализ урока технологии в 6 классе
"Опиливание металла. Виды и назначение напильников".
Цели урока :
познакомить учащихся со слесарной операцией опиливание;
научить ученика принимать правильную рабочую позу;
научить правильно держать в руках напильник и стоять у тисков при опиливании металлов ручным инструментом.
Задачи:
Образовательные
ознакомление учащихся с операцией опиливание;
обучение приемам работы с напильниками;
формирование навыков по технике безопасности при работе с напильником.
Развивающие
развитие глазомера;
формирование координации движения при приемах работы с напильником;
развитие самостоятельности и творческих способностей.
Воспитательные
воспитание трудолюбия, ответственности, бережного отношения к инструментам и оборудованию;
воспитание чувства ответственности за качественное выполнение опиливания.
Урок проводился в комбинированной мастерской по обработке металла и древесины. По построению урок обычный, комбинированный. Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения занятий по технологии 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу.
Методы проведения урока – беседа, объяснение, практическая работа, перед которой был проведен инструктаж по технике безопасности.
К проведению занятия все подготовлено – имеются необходимые инструменты. У учащихся на рабочих местах – учебники, дневники, тетради. Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу урока плавный, логичный. Актуализация прежних знаний была направлена на то, чтобы сделать необходимыми, нужными. При проверке домашнего задания выяснили: какие инструменты используются для разметки и ручной обработки металла; для чего предназначен штангенциркуль; как правильно делать заготовку. Этот этап дал возможность оценить степень готовности учащихся к восприятию нового материала.
Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала. Учащиеся научены работать самостоятельно, умеют применять свои знания во время практической работы. Заготовки для практической работы ребята делали сами. Все ученики вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил т/б, рабочее место организованно. Практическая работа выполнялась под наблюдением учителя, замечания при неправильном выполнении точения и нарушении правил т/б делались своевременно. С практической работой справились все.
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, с демонстрацией операций и приемов, использовалась наглядность при проведении инструктажа.
Закрепление знаний проводилось в ходе беседы, по вопросам, составленным самими учащимися. Оно показало усвоение учащимися изученного материала
Уборка рабочих мест производилась всеми учащимися и дежурными (уборка класса). При подведении итога урока все учащиеся получили домашнее задание (с пояснениями выполнения). Оценки прокомментированы, (выставлялись с помощью учащихся).
Цели занятия достигнуты, задачи выполнены, время распределено рационально, занятие проведено по плану.
Оценка санитарно-гигиенических условий.
Экран заранее подготовлен для показа презентации урока, подготовлено место для закрепления наглядности.
Мебель соответствует возрасту учащихся.
Помещение достаточно освещено.
Обучающиеся размещены в аудитории с учетом особенностей здоровья.
Применена наглядность, соответствующая нормам (величина букв, цвет, четкость написания).
Соблюдены правила охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
Список литературы:
Технология. Технический труд: учебник для 6 класса. В.М.Казакевич, Г.А.Молева – М.: Дрофа. 2011 год.
Е.М. Муравьев. Технология обработки металлов, для 5-9 классов.
И.А.Карабанов «Справочник по трудовому обучению для учащихся 5-8 классов». М.: «Просвещение», 1992 год.
К.Л.Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 6 класс – М.: ВАКО, 2011год.