СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Органы кровообращения. Сосуды".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан для учащихся с ОВЗ 9-го класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Органы кровообращения. Сосуды".»

Тема: Органы кровообращения. Сосуды.

Цель урока:

изучить строение кровеносных сосудов в связи с выполняемыми функциями.

Задачи урока:

Образовательная:

изучить особенности строения кровеносных сосудов

Коррекционно - развивающая:

содействовать формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Коррекция зрительной памяти.

Воспитательная:

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Ресурсы: видео о кровеносной системе, рабочая тетрадь, интерактивная доска, карточки.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

  1. Отгадай загадки.

В организме есть река

Та река не глубока,

Носит к клеткам кислород,

Кормит ткани круглый год,

Яд из органов уносит,

Этим пользу нам приносит,

Цвета красного она,

Отгадаешь без труда.

                                                            (Кровь)

Тук-тук, тук-тук!

Это что за странный звук?

Слева в клеточке грудной

У себя найдет любой.

                                                            (Сердце)



Учитель:

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

(В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения)



Учитель: Что такое кровообращение?

(Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови по замкнутой системе в организме. )



Действительно жизнедеятельность организма возможна лишь при условии доставки каждой клетки питательных веществ, кислорода, воды и удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются сердечно-сосудистой системой, органами которой является сердце и кровеносные сосуды

3.Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами объединим свои усилия для лучшего усвоения нового материала, ведь тема сегодняшнего урока « Кровеносные сосуды».



Работа по карточкам (Приложение 1).

1 ученик. «Капилляры» Вопрос: «Каково строение капилляров? Полностью охарактеризуйте капилляры».

2 ученик. «Вены» Вопрос: «Каково строение вен? Полностью охарактеризуйте вены».

3 ученик. «Артерии» Вопрос: «Каково строение артерий? Полностью охарактеризуйте артерии».

Выступление учащихся.



Просмотр мультфильма о кровеносной системе. (Ответить на вопрос: Почему кровь красная?)



4. Физминутка.



5. Закрепление пройденного материала.

Есть у нас водопровод,

Кровь всем клеточкам несет:

К голове, рукам, ногам,

Носу, пальцам и глазам,

Почкам, печени, желудку

Трубы каждую минутку

Доставляют кислород.

Так наш организм живет.

                                                            (Сосуды)



У сосудов этих стенки эластичные,

Клапаны внутри очень необычные:

Если кровь их заполняет,

Вспять она не протекает.

По сосудам этим к сердцу кровь течет,

Завершает ими каждый круг отчет.

                                                             (Вены)

Упругие стенки у этих сосудов,

Слой мышечный, мощный внутри.

От сердца несут они кровь, в них повсюду

Давление большое внутри.

                                                             (Артерии)

Эти сосуды мелкие очень

В органе каждом ветвятся они,

Медленно кровь в них течет, между прочим,

Чтоб клетки дышать и питаться могли.

                                                            (Капилляры)

6. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Приложение 1

Информационная карточка.

Тема: «Органы кровообращения. Сосуды.»

Сердечно – сосудистая система человека состоит из сердца и сосудов. Кровеносные сосуды пронизывают все тело человека, достигают всех органов и тканей. По ним кровь движется от сердца к тканям и органам и обратно к сердцу. К кровеносным сосудам относятся артерии, вены и капилляры.

Артерии несут кровь от сердца. Стенки этих сосудов толстые и упругие, потому что кровь от сердца движется под большим давлением. Во всех артериях, кроме легочной, течет кровь, насыщенная кислородом. Она алого цвета. Артерии лежат глубоко в тканях, только в некоторых местах их можно прощупать под кожей. Мы можем нащупать артерии на запястье, виске, шее, локтевом сгибе.

Вены несут кровь к сердцу под небольшим давлением, поэтому их стенки менее упругие, но более растяжимые, чем у артерий. Во всех венах, кроме легочной, течет темно – красная кровь. Она содержит углекислый газ. Течет венозная кровь медленнее артериальной. Вены расположены под самой кожей.

Капилляры – это самые тонкие сосуды. Они тоньше человеческого волоса и пронизывают все органы и ткани. Кровь в капиллярах течет медленно. Их стенки очень тонкие, поэтому кислород, углекислый газ и другие вещества легко проходят из крови в ткани и из тканей в кровь.