МБОУ Суховская СОШ
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Светская этика») (4класс)
Тема: Чтобы быть коллективом.
Цель: раскрыть суть понятия коллектив, расширить представления о взаимоотношении, уважении друг к другу.
Задачи:
- показать значимость положительных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми;
- формировать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
- обучать моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельност;
-воспитывать умение работать в больших и малых группах , понимать, сопереживать.
-осознавать и проявлять свои эмоции, связанные с этическими переживаниями.
Тип урока: освоение новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
Использовать знание норм и требований школьной жизни, ориентироваться в их разнообразии, чтобы понимать, как пользоваться правами и выполнять обязанности ученика.
Обсуждать и анализировать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Различать формы поведения, допустимые и недопустимые в школе и в других общественных местах.
Личностные:
различать основные нравственно-этические понятия;
соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные:
понимать информацию, представленную в игровой форме для решения различных учебных задач;
осуществлять решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания.
Оборудование: учебник «Основы светской этики»( 4 класс) А. Шемшуриной, тетрадь,
листы голубой и чёрной бумаги, « копилки» , карточки с пословицами.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II Эмоциональный настрой.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…
Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей и радостное настроение.
111. Сообщение темы урока.
IY Работа по теме урока.
1. Беседа
- Ребята! А как вы понимаете, что такое коллектив?
(группа людей объединяемая общим делом, интересами,
увлечениями)
-Какие коллективы вы знаете?
- А наш класс можно назвать коллективом?
- Докажите! (вместе учимся, узнаем новое, общие интересы)
- Прочитайте определение в книге. (стр.64)
-Скажите, а так важно быть коллективом, или пусть каждый занимается сам собой, думает только о себе?
- Как вы думаете, какое умение в вашем коллективе должно быть главным, чтоб его могли смело назвать настоящим коллективом? (умение понимать других людей слушать и слышать не только себя но и своего товарища)
Работа над материалом учебника (стр.64)
Найдите в статье учебника определение слову «коллектив». Запишите его в тетрадь.
2. Проблемный вопрос: почему люди заинтересованы в общении друг с другом?
Работа над понятиями «тактичность», «чуткость», «деликатность».
Ответ запишите в тетрадь.
-Подумайте, какие качества личности помогают человеку находить себе друзей, нравится окружающим, быть часть коллектива?
(Слушаем высказывания детей)
Учитель рассказал легенду:
_ В давние времена жила – была семья, и было в ней ни много, ни мало а 100 человек, но в этой семье всегда царили мир, любовь и согласие. Весть о такой удивительной семье долетела до правителя. И спросил он у главы семьи «Как вам удалось жить,никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»
Тогда старец взял лист бумаги и что-то на нем написал.
- Как вы думаете? Что? (обсуждение в группах)
- Когда правитель развернул лист, на нем 100 раз было написано всего одно слово ПОНИМАНИЕ!
- Почему так важно понимать друг друга?
3. Тест «Выбери правильный ответ» (работа с листами заданий)
1. Какая из предложенных пословиц соответствует «золотому правилу» этики?
а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
2. Почему в жизни важно соблюдать «золотое правило» этики?
а) Потому что это закон государства.
б) Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие оценки.
в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
г) Все варианты верны.
3.Что необходимо для того, чтобы «золотое правило» этики действовало в твоей жизни?
а) Задуматься о своих поступках.
б) Любить самого себя.
в) Любить людей как самого себя.
г) Все варианты верны.
4.Почему «золотое правило» нравственности помогает в жизни?
а) Потому что даёт людям добро и радость.
б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.
в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
5. Отметь словосочетания, связанные с «золотым правилом» этики.
а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.
б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.
в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства окружающих.
2) Самопроверка по образцу: ответы на экране.
Подведение к выводу.
- Ребята, какой вывод вы можете сделать?
-Зачем человеку нужны эти правила?
- Ребята дают ответы на поставленные вопросы и формулируют вывод:
Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, нужно руководствоваться «золотым правилом» этики:
«Поступать по отношению к другим нужно так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.»
5. Подготовленные дети читают стихи о коллективе.
О коллективе Все начинается с малого, с мысли, с идеи внутри. Сначала мы были все разные, Сходство попробуй найди. Свои цели, мечты и желания И борьба с эго внутри Свой опыт, свой страх, свои знания Свои ориентиры в пути. Все же взглянуть стоит дважды, Сердцем взгляни, изнутри. Что же в них есть в каждом общего Что их поддержит в пути. Это не просто собрание! Это не просто толпа! Это люди в поисках знания! Это больше, чем просто слова! Открыты друг другу навстречу, Учатся слушать других, Принимать коллективом решения. Есть чему поучиться у них! Поддержат в слабостях сильного! Ослабевшего на руках понесут!. Вместе находят решение. Все вместе к цели идут! |
V.Закрепление знаний по теме
1. Работа в группах.
- Ребята, попробуйте придумать правила, которые помогут нашему коллективу стать по-настоящему дружным.
« Правила дружного коллектива»
1. Умение радоваться успехам других
2. Не смеяться над неудачами одноклассников.
3. Всегда приходить на помощь.
4. Если кто – то плачет - успокаивать его и т.д.
2. Обсуждение малых ситуаций
Ситуации:
Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадку, чтобы его списать. Согласишься?
Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ты станешь делать как он?
Твой друг получил плохую оценку и просит тебя не говорить об этом воспитателю. Ты сделаешь, как он просит?
Твой друг знает, что тебе подарили деньги и просит купить ему игрушку. Выполнишь ли ты просьбу друга?
Твой друг украл вещь, ты это увидел. Друг просит никому об этом не говорить. Расскажешь ли ты об этом другим?
Твой друг сделал что-то плохое, а получаешь ты. Ты сохранишь это втайне?
Вывод: настоящий друг не предложит другу сделать что-то плохое.
Физминутка под музыку.
Песня:
«Если друг не смеется, ты включи ему солнце»
3. Упражнение « Хорошие и скверные дела»
- Ребята! Перед вами 2 копилки
1 – копилка добрых дел
2 – копилка злых дел
А у вас на парте по 2 листа разного цвета (голубого и черного)
- На голубом напишите самые хорошие дела или поступки в вашей жизни, за которые вас можно было уважать?
- На черном - самый плохой, за который вам было очень стыдно.
- Так каких поступков нужно совершить больше, чтобы называться настоящим коллективом?
Итог урока: Понравился ли вам урок? Что нового для себя узнали?
- О чем говорили?
- Ребята, если бы я предложила вам нарисовать портрет коллектива нашего класса, из чего бы он состоял? Из портретов кого? (из наших с вами портретов)
- Говорят, что лицо - это зеркало тех эмоций, которые испытывает человек, если ему радостно – он смеется, если ему грустно – грустит и плачет.
Нарисуйте свое лицо, которое будет отражать как вы себя чувствуете в коллективе и размножьте эти портреты по кругу.
Ведь круг - символ единства, тепла. Ведь недаром солнце имеет форму круга.
Домашнее задание: прочитать страницу 64-67, составь свои правила поведения в коллективе.