Тема урока: «Основные группы скелетных мышц»
Цель: рассмотреть основные группы мышц человека, определить функции мышц.
Задачи: Образовательная – сравнивать и различать строение и функции скелетных мышц, определять расположение групп мышц на скелете.
Развивающая – продолжать развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, выделять главное, объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполняемыми ими функциями.
Воспитательная – продолжать формировать познавательный интерес к предмету, выражать своё мнение, уважительно относиться к мнению других, работать в группе, формировать представления о здоровом образе жизни.
Планируемые результаты: Предметные: знать основные группы мышц человеческого тела, уметь определять расположение групп мышц на скелете.
Метапредметными результатами изучения темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; продолжить тренировку памяти, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках.
Личностные УУД: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека, формирование осознания необходимости заботиться о своем здоровье на основе знаний строения мышц человека.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп,
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в группах, фронтальная.
Понятия: мимические мышцы, жевательные мышцы, мышцы глаз, шеи, языка, гортани, пищевода, мышцы туловища, диафрагма, груди, живота, поясов конечностей, свободных конечностей.
Оборудование: таблица Мышцы, учебник стр 54-55, презентация.
Тип урока: урок усвоения, применения знаний, умений и навыков.
Ход урока.
I.Организационный этап.
Приветствие, проверка общей готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
1)Устный опрос:
- Какое строение имеет скелетная мышца? ( Слайд 2)
- Какие функции выполняют скелетные мышцы?
-Что такое утомление? Как устранить утомление мышц?
2). Биологический диктант
1.Мышцы, выполняющие функцию движения в одном направлении. (синергисты)
2.С их помощью мышцы прикрепляются к костям (сухожилия)
3.Временное понижение работоспособности мышц (утомление)
4.Разные мышцы одной группы, которые принимают участие в противоположных движениях(антагонисты)
5.Активная (сокращающаяся) составляющая мышцы (тело или брюшко)
6.Отдел головного мозга, участвующий в регуляции сложных (произвольных и непроизвольных) движений (мозжечок)
7.Сниженная двигательная активность человека (гиподинамия)
8.Мышцы, входящие в состав полостных внутренних органов (гладкие)
9.Тонкая соединительнотканная оболочка покрывающая мышцу сверху (фасция
10.Толстые короткие сократительные белковые нити (миозин)
III. Мотивация учебной деятельности.
Впервые о наличии в человеческом теле мышц говорили еще в древности. Египтяне, римляне, персы, китайцы упоминают в своих книгах об этих структурах, находящихся под кожей человека. Однако описания конкретно мышц как таковых встречается уже гораздо позже. Так, огромный вклад в это внес Леонардо да Винчи. Из 600 рисунков по анатомии человека, которые он после себя оставил, большая часть посвящена именно мышцам, их расположению на теле, строению, внешнему виду.
Как вы думаете, сколько мышц в теле человека? 656 и почти все парные.(Слайд 3)
Все мышцы одинаковы?
Сформулируйте тему урока.
Основные группы скелетных мышц. (Слайд 4)
Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы.
Что?
Какие?
Где?
IV. Усвоение новых знаний.
1) Особенности скелетных мышц.
Скелетные мышцы обеспечивают постоянное напряжение, или тонус. Позволяют телу поддерживать равновесие. Сокращаются они быстро и мощно. Сила сокращений зависит от формы и размеров мышцы.
2) Расположение мышц.
По расположению на теле человека мышцы можно разделить на три основные группы: мышцы головы, мышцы туловища и мышцы конечностей. ( Слайд 6)
Работа в группах (Приложение 1) ( Слайд 7)
Изучите текст, ответьте на вопросы:
1 группа Мышцы головы и шеи.
- Назовите основные мышцы головы и шеи.
- Как прикрепляются мышцы?
-Какие функции они выполняют?
Изучите текст, ответьте на вопросы:
2 группа. Мышцы туловища. ( Слайд 8)
- Назовите основные мышцы живота, спины, груди.
- Как прикрепляются мышцы?
-Какие функции они выполняют?
Изучите текст, ответьте на вопросы:
3 группа. Мышцы поясов и конечностей. ( Слайд 9)
- Назовите основные мышцы поясов и конечностей.
-Какие функции они выполняют?
V. Закрепление знаний.
Заполните таблицу.
Название отдела. | Виды мышц. | Примеры мышц. | Функции. |
1. Мышцы головы и шеи | 1.Мимические 2.Жевательные | | |
2. Мышцы туловища | 1 Мышцы груди. 2.Мышцы спины. 3.Мышцы живота. | | |
3.Мышцы поясов конечностей и конечностей. | 1 Пояса и верхней конечности. 2. Пояса и нижней конечности | | |
Физкультминутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
1.Выберите из предложенных названий мышц ( групп мышц) лишнюю и объясните свой выбор: диафрагма, мышцы стенки желудка, мимические мышцы, трёхглавая мышца плеча, большая ягодичная мышца.
VII. Контроль и самопроверка знаний.
2) Выберите из перечня мышц те, что соответствуют определенным функциям, и поставьте в таблицу соответствующие им буквы.
Функции мышц | Название мышц |
1. Движение челюстей 2. Движение рта 3. Сгибание предплечья в локтевом суставе. 4. Поддержание туловища в вертикальном положении. 5. Участие в дыхании. 6. Разгибание бедра в тазобедренном суставе. | |
Мышцы:
А. Двуглавая мышца верхней конечности.
Б. Круговая мышца рта.
В. Жевательные.
Г. Диафрагма.
Д. Большая ягодичная..
Е. Широчайшая мышца спины.
Взаимопроверка. Ответы 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Е, 5- Г, 6-Д
Оцени себя сам.
Задание №1 Оценивается в три балла, если ответ полный и 1 бал, если без объяснения.
Задание №2 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.
9- баллов - «отлично»
7-8 баллов - «хорошо»
6-5 балла - «удовлетворительно»
4 и менее баллов- «неудовлетворительно»
Моя оценка.
VIII. Подведение итогов. Рефлекия. ( Слайд 10)
Итог урока.
Скелетные мышцы обеспечивают передвижение человека. Они прикрепляются к костям и являются активной частью опорно-двигательной системы.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
Оценивание и комментирование.
IX. Домашнее задание. § 20 , стр 55 ответить на вопросы. ( Слайд 11)
Разработать комплекс упражнений для утренней зарядки школьника.
Приложение 1
1 группа Мышцы головы и шеи.
Изучите текст, ответьте на вопросы:
- Назовите основные мышцы головы и шеи.
- Как прикрепляются мышцы?
-Какие функции они выполняют?
Заполните таблицу.
Название отдела. | Виды мышц. | Примеры мышц. | Функции. |
1. Мышцы головы и шеи | 1.Мимические 2.Жевательные | | |
Мышцы головы. Среди мышц головы выделяют две группы: жевательные и мимические.
Жевательные мышцы обеспечивают движение нижней челюсти, пережёвывание пищи и участвуют в формировании звуков. Одним своим концом они прикрепляются к костям черепа, а другим – к нижней челюсти. Жевательные мышцы являются самыми сильными у человека. В книге рекордов Гиннеса указано, что в 1982 году Хоффман смог развить ими усилие в 442 килограмма.
Мимические мышцы, в отличие от всех остальных мышц, крепятся к кости только одним своим концом, а другой заканчивается свободно в коже. С помощью сокращения мимических мышц мы выражаем свои эмоции и настроение.
На голове у человека располагается круговая мышца рта, мышца, опускающая угол рта, круговая мышца глаза, височная, затылочная и грудино-ключично-сосцевидная мышцы.
Мышцы глаз обеспечивают движение глазного яблока, мышцы языка, гортани, пищевода – глотание.
Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, а также процессов глотания и произнесения звуков.
2 группа. Мышцы туловища.
Изучите текст, ответьте на вопросы:
- Назовите основные мышцы живота, спины, груди.
- Как прикрепляются мышцы?
-Какие функции они выполняют?
Заполните таблицу.
Название отдела. | Виды мышц. | Примеры мышц. | Функции. |
2. Мышцы туловища | 1 Мышцы груди. 2.Мышцы спины. 3.Мышцы живота. | | |
К мышцам туловища относятся мышцы груди, живота и спины.
К мышцам груди относятся наружные и внутренние межрёберные мышцы и диафрагма, которые обеспечивают дыхательные движения.
Диафрагма ─ главная дыхательная мышца. Она изогнута в форме купола и отделяет грудную полость от брюшной. Большая и малая грудные мышцы осуществляют движения верхних конечностей.
Мышцы живота – поперечные, косые и прямые – образуют брюшной пресс, они участвуют в повороте туловища и его наклонах. Предохраняют внутренние органы от механических воздействий.
На спине находятся трапециевидная мышца и широчайшая мышца спины. Мышцы спины образуют несколько слоёв: мышцы, лежащие на поверхности, способствуют движению верхних конечностей; глубокие мышцы разгибают позвоночник и обеспечивают сохранение вертикального положения. Большинство из них участвуют в движении позвоночника назад (разгибании) и в стороны (глубоки мышцы спины). Поверхностные мышцы туловища (трапециевидная и широчайшая мышца спины) участвуют в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки.
3 группа. Мышцы поясов конечностей и свободных конечностей.
Изучите текст, ответьте на вопросы:
- Назовите основные мышцы поясов конечностей и свободных конечностей.
- Как прикрепляются мышцы?
-Какие функции они выполняют?
Заполните таблицу.
Название отдела. | Виды мышц. | Примеры мышц. | Функции. |
3.Мышцы поясов конечностей и конечностей. | 1 Пояс и верхняя конечность. 2. Пояс и нижняя конечность. | | |
Мышцы пояса верхних конечностей приводят в движение руку в плечевом суставе. Важнейшая среди них дельтовидная – отвод руки до горизонтального положения при сокращении. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает. Мышцы, сгибающие, разгибающие и поворачивающие бёдра, начинаются на тазовых костях, другим же концом крепятся к бедренной кости. Например, большая ягодичная мышца разгибает бедро в тазобедренном суставе. Портняжная мышца самая длинная (до 50 см) располагается на бедре. Четырёхглавая мышца бедра разгибает голень в коленном суставе и сгибает бедро в тазобедренном
Рука человека образована сорока девятью мышцами. При сокращении дельтовидная мышца поднимает руку, двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает.
К мышцам нижней конечности относятся портняжная, прямая и широкая мышцы бедра, передняя большеберцовая, икроножная и большая ягодичная мышцы. Четырёх- и двуглавая мышцы приводят в движение голень.
Приложение 2
ФИ_________________________
1) Выберите из предложенных названий мышц ( групп мышц) лишнюю и объясните свой выбор: диафрагма, мышцы стенки желудка, мимические мышцы, трёхглавая мышца плеча, большая ягодичная мышца.
2) Выберите из перечня мышц те, что соответствуют определенным функциям, и поставьте в таблицу соответствующие им буквы.
Функции мышц | Название мышц |
1. Движение челюстей 2. Движение рта 3. Сгибание предплечья в локтевом суставе. 4. Поддержание туловища в вертикальном положении. 5. Участие в дыхании. 6. Разгибание бедра в тазобедренном суставе. | |
Мышцы:
А. Двуглавая мышца верхней конечности.
Б. Круговая мышца рта.
В. Жевательные.
Г. Диафрагма.
Д. Большая ягодичная..
Е. Широчайшая мышца спины.
Оцени себя сам.
№1 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.
№2 Оценивается в три балла, если ответ полный и 1 бал, если без объяснения.
9- баллов - «отлично»
7-8 баллов - «хорошо»
6-5 балла - «удовлетворительно»
4 и менее баллов- «неудовлетворительно»
Моя отметка