СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Основные группы скелетных мышц» 8 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Основные группы скелетных мышц» 8 класс.»

Тема урока: «Основные группы скелетных мышц»

Цель: рассмотреть основные группы мышц человека, определить функции мышц.

Задачи: Образовательная – сравнивать и различать строение и функции скелетных мышц, определять расположение групп мышц на скелете.

Развивающая – продолжать развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, выделять главное, объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполняемыми ими функциями.

Воспитательная – продолжать формировать познавательный интерес к предмету, выражать своё мнение, уважительно относиться к мнению других, работать в группе, формировать представления о здоровом образе жизни.

Планируемые результаты: Предметные: знать основные группы мышц человеческого тела, уметь определять расположение групп мышц на скелете.

Метапредметными результатами изучения темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; продолжить тренировку памяти, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках.

Личностные УУД: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека, формирование осознания необходимости заботиться о своем здоровье на основе знаний строения мышц человека.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп,

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый. 

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в группах, фронтальная.

Понятия: мимические мышцы, жевательные мышцы, мышцы глаз, шеи, языка, гортани, пищевода, мышцы туловища, диафрагма, груди, живота, поясов конечностей, свободных конечностей.

Оборудование: таблица Мышцы, учебник стр 54-55, презентация.

Тип урока: урок усвоения, применения знаний, умений и навыков.


Ход урока.

I.Организационный этап.

Приветствие, проверка общей готовности учащихся к уроку.


II. Актуализация опорных знаний.

1)Устный опрос:

- Какое строение имеет скелетная мышца? ( Слайд 2)

- Какие функции выполняют скелетные мышцы?

-Что такое утомление? Как устранить утомление мышц?


2). Биологический диктант

1.Мышцы, выполняющие функцию движения в одном направлении. (синергисты)

2.С их помощью мышцы прикрепляются к костям (сухожилия)

3.Временное понижение работоспособности мышц (утомление)

4.Разные мышцы одной группы, которые принимают участие в противоположных движениях(антагонисты)

5.Активная (сокращающаяся) составляющая мышцы (тело или брюшко)

6.Отдел головного мозга, участвующий в регуляции сложных (произвольных и непроизвольных) движений (мозжечок)

7.Сниженная двигательная активность человека (гиподинамия)

8.Мышцы, входящие в состав полостных внутренних органов (гладкие)

9.Тонкая соединительнотканная оболочка покрывающая мышцу сверху (фасция

10.Толстые короткие сократительные белковые нити (миозин)



III. Мотивация учебной деятельности.

Впервые о наличии в человеческом теле мышц говорили еще в древности. Египтяне, римляне, персы, китайцы упоминают в своих книгах об этих структурах, находящихся под кожей человека. Однако описания конкретно мышц как таковых встречается уже гораздо позже. Так, огромный вклад в это внес Леонардо да Винчи. Из 600 рисунков по анатомии человека, которые он после себя оставил, большая часть посвящена именно мышцам, их расположению на теле, строению, внешнему виду.

  • Как вы думаете, сколько мышц в теле человека? 656 и почти все парные.(Слайд 3)

  • Все мышцы одинаковы?

Сформулируйте тему урока.

Основные группы скелетных мышц. (Слайд 4)


Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы.

Что?

Какие?

Где?

  • Рассмотреть основные группы мышц человека. (Слайд 5)

  • Определить функции мышц.


IV. Усвоение новых знаний.

1) Особенности скелетных мышц.

Скелетные мышцы обеспечивают постоянное напряжение, или тонус. Позволяют телу поддерживать равновесие. Сокращаются они быстро и мощно. Сила сокращений зависит от формы и размеров мышцы.

2) Расположение мышц.

По расположению на теле человека мышцы можно разделить на три основные группы: мышцы головы, мышцы туловища и мышцы конечностей. ( Слайд 6)

Работа в группах (Приложение 1) ( Слайд 7)

Изучите текст, ответьте на вопросы:

1 группа Мышцы головы и шеи.

- Назовите основные мышцы головы и шеи.

- Как прикрепляются мышцы?

-Какие функции они выполняют?



Изучите текст, ответьте на вопросы:

2 группа. Мышцы туловища. ( Слайд 8)

- Назовите основные мышцы живота, спины, груди.

- Как прикрепляются мышцы?

-Какие функции они выполняют?



Изучите текст, ответьте на вопросы:

3 группа. Мышцы поясов и конечностей. ( Слайд 9)

- Назовите основные мышцы поясов и конечностей.

-Какие функции они выполняют?



V. Закрепление знаний.

Заполните таблицу.

Название отдела.

Виды мышц.

Примеры мышц.

Функции.

1. Мышцы головы и шеи


1.Мимические

2.Жевательные




2. Мышцы туловища


1 Мышцы груди.

2.Мышцы спины.

3.Мышцы живота.




3.Мышцы поясов конечностей и конечностей.

1 Пояса и верхней конечности.

2. Пояса и нижней конечности




Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.


VI. Обобщение и систематизация знаний.

1.Выберите из предложенных названий мышц ( групп мышц) лишнюю и объясните свой выбор: диафрагма, мышцы стенки желудка, мимические мышцы, трёхглавая мышца плеча, большая ягодичная мышца.

VII. Контроль и самопроверка знаний.

2) Выберите из перечня мышц те, что соответствуют определенным функциям, и поставьте в таблицу соответствующие им буквы.

 

Функции мышц

Название мышц

1. Движение челюстей

2. Движение рта

3. Сгибание предплечья в локтевом суставе.

4. Поддержание туловища в вертикальном положении.

5. Участие в дыхании.

6. Разгибание бедра в тазобедренном суставе.


 

 


Мышцы:

А. Двуглавая мышца верхней конечности.

Б. Круговая мышца рта.

В. Жевательные.

Г. Диафрагма.

Д. Большая ягодичная..

Е. Широчайшая мышца спины.

Взаимопроверка. Ответы 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Е, 5- Г, 6-Д

Оцени себя сам.


№1

№2


1

2

3

4

5

6










 

Задание №1 Оценивается в три балла, если ответ полный и 1 бал, если без объяснения.

Задание №2 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.

9- баллов - «отлично»

7-8 баллов - «хорошо»

6-5 балла - «удовлетворительно»

4 и менее баллов- «неудовлетворительно»

Моя оценка.


VIII. Подведение итогов. Рефлекия. ( Слайд 10)

Итог урока. 

Скелетные мышцы обеспечивают передвижение человека. Они прикрепляются к костям и являются активной частью опорно-двигательной системы.


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

Оценивание и комментирование.


IX. Домашнее задание. § 20 , стр 55 ответить на вопросы. ( Слайд 11)

Разработать комплекс упражнений для утренней зарядки школьника.























Приложение 1

1 группа Мышцы головы и шеи.

Изучите текст, ответьте на вопросы:

- Назовите основные мышцы головы и шеи.

- Как прикрепляются мышцы?

-Какие функции они выполняют?



Заполните таблицу.

Название отдела.

Виды мышц.

Примеры мышц.

Функции.

1. Мышцы головы и шеи










1.Мимические







2.Жевательные










Мышцы головы. Среди мышц головы выделяют две группы: жевательные и мимические. 

Жевательные мышцы обеспечивают движение нижней челюсти, пережёвывание пищи и участвуют в формировании звуков. Одним своим концом они прикрепляются к костям черепа, а другим – к нижней челюсти. Жевательные мышцы являются самыми сильными у человека. В книге рекордов Гиннеса указано, что в 1982 году Хоффман смог развить ими усилие в 442 килограмма.

Мимические мышцы, в отличие от всех остальных мышц, крепятся к кости только одним своим концом, а другой заканчивается свободно в коже. С помощью сокращения мимических мышц мы выражаем свои эмоции и настроение.

На голове у человека располагается круговая мышца ртамышца, опускающая угол ртакруговая мышца глазависочная, затылочная и грудино-ключично-сосцевидная мышцы.

Мышцы глаз обеспечивают движение глазного яблока, мышцы языка, гортани, пищевода – глотание.

Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, а также процессов глотания и произнесения звуков.


2 группа. Мышцы туловища.

Изучите текст, ответьте на вопросы:

- Назовите основные мышцы живота, спины, груди.

- Как прикрепляются мышцы?

-Какие функции они выполняют?

Заполните таблицу.

Название отдела.

Виды мышц.

Примеры мышц.

Функции.

2. Мышцы туловища






1 Мышцы груди.



2.Мышцы спины.



3.Мышцы живота.





К мышцам туловища относятся мышцы груди, живота и спины.

К мышцам груди относятся наружные и внутренние межрёберные мышцы и диафрагма, которые обеспечивают дыхательные движения.

Диафрагма ─ главная дыхательная мышца. Она изогнута в форме купола и отделяет грудную полость от брюшной. Большая и малая грудные мышцы осуществляют движения верхних конечностей.

Мышцы живота – поперечные, косые и прямые – образуют брюшной пресс, они участвуют в повороте туловища и его наклонах. Предохраняют внутренние органы от механических воздействий.

На спине находятся трапециевидная мышца и широчайшая мышца спины. Мышцы спины образуют несколько слоёв: мышцы, лежащие на поверхности, способствуют движению верхних конечностей; глубокие мышцы разгибают позвоночник и обеспечивают сохранение вертикального положения. Большинство из них участвуют в движении позвоночника назад (разгибании) и в стороны (глубоки мышцы спины). Поверхностные мышцы туловища (трапециевидная и широчайшая мышца спины) участвуют в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки.


3 группа. Мышцы поясов конечностей и свободных конечностей.

Изучите текст, ответьте на вопросы:

- Назовите основные мышцы поясов конечностей и свободных конечностей.

- Как прикрепляются мышцы?

-Какие функции они выполняют?

Заполните таблицу.


Название отдела.

Виды мышц.

Примеры мышц.

Функции.

3.Мышцы поясов конечностей и конечностей.

1 Пояс и верхняя конечность.





2. Пояс и нижняя конечность.





Мышцы пояса верхних конечностей приводят в движение руку в плечевом суставе. Важнейшая среди них дельтовидная – отвод руки до горизонтального положения при сокращении. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает. Мышцы, сгибающие, разгибающие и поворачивающие бёдра, начинаются на тазовых костях, другим же концом крепятся к бедренной кости. Например, большая ягодичная мышца разгибает бедро в тазобедренном суставе. Портняжная мышца самая длинная (до 50 см) располагается на бедре. Четырёхглавая мышца бедра разгибает голень в коленном суставе и сгибает бедро в тазобедренном

Рука человека образована сорока девятью мышцами. При сокращении дельтовидная мышца поднимает руку, двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает.

К мышцам нижней конечности относятся портняжнаяпрямая и широкая мышцы бедрапередняя большеберцовая, икроножная и большая ягодичная мышцы. Четырёх- и двуглавая мышцы приводят в движение голень.




Приложение 2


ФИ_________________________


1) Выберите из предложенных названий мышц ( групп мышц) лишнюю и объясните свой выбор: диафрагма, мышцы стенки желудка, мимические мышцы, трёхглавая мышца плеча, большая ягодичная мышца.



2) Выберите из перечня мышц те, что соответствуют определенным функциям, и поставьте в таблицу соответствующие им буквы.

 

Функции мышц

Название мышц

1. Движение челюстей

2. Движение рта

3. Сгибание предплечья в локтевом суставе.

4. Поддержание туловища в вертикальном положении.

5. Участие в дыхании.

6. Разгибание бедра в тазобедренном суставе.


 

 

Мышцы:

А. Двуглавая мышца верхней конечности.

Б. Круговая мышца рта.

В. Жевательные.

Г. Диафрагма.

Д. Большая ягодичная..

Е. Широчайшая мышца спины.


Оцени себя сам.

№1

№2


1

2

3

4

5

6











№1 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.

№2 Оценивается в три балла, если ответ полный и 1 бал, если без объяснения.

9- баллов - «отлично»

7-8 баллов - «хорошо»

6-5 балла - «удовлетворительно»

4 и менее баллов- «неудовлетворительно»



Моя отметка