1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! В какой республике мы с вами живём? Как мы ещё можем с вами поздороваться? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране математике и по нашей любимой республике Хакасии за новыми знаниями. - Какие слова с таким же смыслом мы можем подобрать к слову путешествие? | Приветствуют учителя. Изенер! Отвечают на вопрос учителя - путь, дорога. | Личностные: самоопределение; |
2. Актуализация знаний | - Что вы должны сделать в начале пути? -Назовите города нашей республики. -Посмотрите, какие они у нас красивые (учитель показывает фотографии городов). - Давайте начнем с математического диктанта. - Я буду читать задачи, а вы будете в тетради записывать только решение. Для начала запишите число, классная работа. 1. В Абазе проживает 12 272 человек, а в Сорске 10124 человека. Узнай, на сколько человек больше проживает в Абазе? 2. Город Черногорск был основан в 1907 году, а Саяногорск на 77 лет раньше. В каком году был основан Саяногорск? 3. Расстояние от Абакана до Черногорска 18 км, а от Абакана до Сорска 111 км. На сколько километров дальше расположен Сорск? - А теперь проверяем. - Какой ответ получили в первой задаче? - У всех такой ответ? - Скажи, как получили такой ответ? | (повторить) (Абакан, Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск) Записывают в тетради число, классная работа (12272- 10124=2148 (ч)) (1907-77= 1830(г)) (111-18=93 (км)) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3. Создание проблемной ситуации. | - А теперь представьте, что вам надо доехать до какого- то республиканского города быстро. Что вы выберите: велосипед или автомобиль? - Почему? - Значит, что мы будем сравнивать при выборе транспорта? - А определить скорость можно? - Итак, первая остановка «Подумай-ка». -Какие музеи есть в нашем городе? Давайте решим задачи. Возьмите карточки на вашем столе и прочитайте первую задачу. 1.Мише до Музея истории ОВД по Республике Хакасия идти 640 метров , а Кириллу 580 метров. Кто ближе живёт? Кто быстрее дойдёт до музея? - А можно ответить на 2-ой вопрос? - Почему? 2. Марина идёт 10 минут до Музея природы заповедника Хакасский, а Оля идёт 12 мин. Кто тратит больше времени на дорогу? Кто быстрее идёт? - Можно ответить на 2-ой вопрос? - Какая величина характеризует быстроту движения? - Так что же такое скорость. Выберите верное определение скорости. 1. Скорость – это расстояние. 2. Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. 3. Скорость – это время движения. - Молодцы! Правильно. - Теперь решим еще одну задачу. Но сначала ответьте на вопрос: какие стадионы есть в г. Абакане? 3. Миша пробежал 80 метров за 20 секунд на соревнованиях на стадионе «Саяны», а Игорь 45 за 15 секунд. Каждый считает, что он лучший спортсмен. Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша говорит, что он прошел большее расстояние. Кто, по вашему мнению, пробежал быстрее? - Что является новым в этой задаче? - Что общего с другими, которые решали вначале урока? - Попробуйте разрешить спор и запишите имя мальчика, который бежал быстрее - Какое имя ты написал, а ты? - Кто не смог ответить? - В чем затруднения? - Правильный ответ Миша! - Раз обосновать никто не может, значит у нас затруднения! - Какое задание выполняли? - Что не получилось? | ( автомобиль) (т.к. движется быстрее, с большей скоростью) (скорость движения) ( в машинах есть спидометр) (Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р.Кызласова, Музей истории Красноярской железной дороги на ст.Абакан, Музей природы заповедника Хакасский, Музей истории ОВД по Республике Хакасия) (Ближе живёт Кирилл) ( нет) (т.к. не знаем, сколько времени тратят на дорогу мальчики, а знаем только расстояние) (Оля тратит больше времени на дорогу) (нет, так как не знаем, какое расстояние они проходят до музея) (скорость ) (Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени) («Саяны», «Локомотив» и школьные стадионы) (длина и время) (если кто-то решил, то спросить может обосновать или нет) (решали задачу) (мы пробовали применить известные формулы, но ни одна не подошла) | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Логические – формулирование проблемы; актуализация мыслительных операций, необходимых д |
5. Открытие детьми нового знания. | -Для этого мы пронаблюдаем решение задачи. Я читаю, а все внимательно слушают и следят: «Легковая машина проехала от Абакана до Абазы 180 км за 2 часа. В течение каждого часа она проезжала одинаковое расстояние. Сколько км проходила эта машина за 1 час?» -Учитель производит полный анализ задачи Ребята, а какая же взаимосвязь существует? Кто назовет? | Ученики внимательно слушают, следят. Отвечают на все вопросы учителя по анализу. В итоге приходят к решению 180:2=90(км/ч) (от увеличения скорости - уменьшается время, но увеличивается расстояние) | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания; Личностные :планирование учебной деятельности |
6. Первичное закрепление | А теперь, чтобы применить на практике полученные знания, мы решим ещё одну задачу. Полный анализ задачи, затем совместное решение, записать условие в виде таблицы. Можно одного ученика к доске на запись решения, но только после анализа. - Какие ещё можете назвать единицы скорости ( ответы детей ) - Вернёмся к Мише и Игорю. Что нам надо найти? - Какая скорость у Миши?(4м/с), а Игоря ( 3м/с) - Теперь мы можем сравнить скорость Миши и Игоря? (да) - Что нам позволяет новая формула? - Молодцы! | Открывают учебники, знакомятся с задачей, активно участвуют в анализе задачи, краткую запись и решение записывают в тетради. (скорость Миши и Игоря) (находить скорости объектов) | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
8. Закрепление изученного материала | -Давайте решим задачу: Велосипедист проехал от Абакана до Черногорска 18 км за 1 час. С какой скоростью ехал велосипедист? Работа по карточкам Карточка №1 От Абакана до Саяногорска 84 км, велосипедист проезжает это расстояние за 4 часа. С какой скоростью едет велосипедист? | Карточка №2 От Абакана до Сорска 112 км, мотоциклист проезжает это расстояние за 2 часа. С какой скоростью едет мотоциклист? | | Выполняют задания с помощью учителя, первое задание с взаимопроверкой. Карточки самостоятельно (в парах) Выполнение всех заданий. | Регулятивные - уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, контроль, оценка Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; |
Рефлексия | -Оцените свою работу на уроке Я доволен собой, у меня все получилось. У меня не все получилось, нужно повторить. Многое не получилось, нужно повторить. | Высказывают. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания: - самостоятельное выделение познавательной цели Личностные: смыслообразование; проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности |