- формировать умение видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».
- корригировать и развивать познавательную деятельность обучающихся через формирование зрительного восприятия;
- обогащать словарный запас обучающихся.
- воспитывать духовно – нравственные качества личности посредством пословиц.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Рабочая тетрадь № 4.Глагол. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Прсвещение, 2017;
- проектор, ноутбук, экран.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности | Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! | |
Развитие речи обучающихся | Какое сегодня число? Какой месяц? Это какой месяц зимы? В тетради записываем число, классная работа. Сегодня на уроке письма и развития речи мы с вами продолжим исследовать слова. | Обучающиеся устно отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся записывают число, классная работа |
Чтобы наш урок прошел успешно нужно быть активными, внимательными, помогать друг другу. И девизом нашего урока станет выражение, которые мы с вами прочитаем все вместе: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | Обучающиеся вместе с учителем читают девиз урока. |
2. Актуализация знаний Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизация знания обучающихся о частях речи | А теперь прочитайте девиз урока «про себя». Найдите слова, обозначающие дейсвие. Как называются данные слова? Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе? | Обучающиеся читаю девиз «про себя». Один обучающийся (по желанию) устно называет слова, обозначающие действия |
Опрос обучающихся по ранее изученным темам | Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Как изменяется глагол? | Обучающиеся называют известные им признаки глагола: что обозначает, на какие вопросы он отвечает, изменение глагола по временам |
3. Проблемная ситуация. Выявление места и причины затруднения. | Прочитайте вариант пословиц: 1) Плюй в колодец – пригодится воды напиться. 2) Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Как вы думаете к хорошим или плохим поступкам они нас побуждают? Давайте вспомним, как правильно звучат эти пословицы? Какое значение глаголам придает частица НЕ? Запишите данные пословицы в тетрадь. У нас возникло затруднение, как правильно написать глаголы «не плюй» и «не откладывай» Как вы думаете, почему возникло затруднение? | Читает хорошо читающий обучающийся. Ответы обучающихся (спрашиваются обучающиеся проявляющие слабую познавательную активность на уроке) Ответы обучающихся (по желанию) 1) Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. 2) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Ответы обучающихся (частица НЕ придает глаголам отрицательное значение) Вопрос от обучающихся как писать глаголы с НЕ: слитно или раздельно? Обучающиеся предлагают варианты записи. Потому что мы не знаем, как пишется НЕ с глаголами |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: организация постановки цели урока; определение средств | Какую цель мы с вами поставим? Что мы для этого должны сделать? Откроем учебники на с. 124. Скажите дано правило в учебнике? Прослушайте стихотворение В. Агафонова Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! Скажите, какой вывод вы сделали? | Узнать, как пишется частица НЕ с глаголами. Прочитать правило в учебнике или узнать правило от учителя. Нет, правило в учебнике не дано. Правило мы должны узнать от учителя. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. |
5. Открытие новых знаний. Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | - Теперь, когда затруднение устранено, запишите пословицы в тетрадь, сравните с образцом. | У доски работаеют двое обучающихся, записывают пословицы. |
На основе данного упражнения дополним правило в учебнике: Частица не придает действию отрицательное значение. Частица не с глаголами пишется раздельно. | Читают и дополняют правило обучающиеся со слобой учебной мотивацией. |
На основе выполненного задания давайте сформулируем тему нашего урока «Правописание НЕ с глаголами» (тема записывается в тетрадь) | Обучающиеся предлагают варианты, которые корректируются учителем |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Для закрепления правила «правописание частицы не с глаголами» сделаем упражнение 162 с.125. Прочитайте. Выручить, помочь, жаловаться, обманывать, струсить, посочувствовать, хвастать, обижаться, защищать, сплетничать, грубить, доверять, стараться, подружиться, скандалить, ухаживать, жадничать, прощать, насмехаться. Что характеризуют данные глаголы? Определите их общее значение. Скажите, какие глаголы характеризуют плохие поступки людей? Давайте назовем их с противоположным значением, подставляя частицу не. Как изменился смысл глагола, когда перед ним появилась частица НЕ? Скажите, как пишется частица НЕ с глаголами? Запиши глаголы таким образом, чтобы они все характеризовали положительные поступки. | Обучающиеся записывают в тетради: Упражнение 162. Ответы обучающихся: действия, поступки. Глагол приобрел значение отрицания. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. |
| Вот мы и узнали, какую роль выполняет частица НЕ и как она пишется с глаголами. Впереди нас ждут новые открытия, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть. | |
7. Физкультминутка | Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот. Не качайтесь, не кружитесь, не топчитесь, Не тянитесь, не шагайте, Не приседайте, не моргайте, не улыбайтесь, Не шепчите и не спите. А теперь все просыпайтесь И за дело принимайтесь. | |
8. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: отрабатывание умения правильно писать не с глаголами. | Обучающимся выдаются карточки с разноуровневыми заданиями. Задание. Восстановите пословицы, добавив, где необходимо частицу НЕ. Подчеркните глаголы со значением отрицания. Задание дифференцировано по уровням: 1-й уровень: обучающиеся самостоятельно находят место, где необходимо добавить частицу НЕ, подчеркивают глаголы со значением отрицания; 2-й уровень: в задании указывается, что частицу НЕ необходимо подставить к глаголу и подчеркнуть глаголы со значением отрицания; 3-й уровень: пословицы написаны правильно, необходимо подчеркунуть глаголы со значением отрицания. 1. С ложью правда дружит. 2. Без труда вытащишь и рыбку из пруда. 3. Правда в огне горит и в воде тонет. 4. Под лежачий камень вода течет. 5. Кашу маслом испортишь. | Задание выполняется самостоятельно. По окончании выполнения задания обучающиеся сравнивают свой вариант с эталоном.
Проверь себя. 1. С ложью правда не дружит. 2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 3. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 4. Под лежачий камень вода не течет. 5. Кашу маслом не испортишь. |
9. Закрепление материала. | Работа по рабочим тетрадям. Упражнение 150 с. 55. Составь и запиши предложения, противоположные по значению данным. Для этого глаголы употреби с орицательной частицей не. 1. Сядь на пенёк, съешь пирожок! 2. Слышу топот копыт, идёт нам подмога. 3.Сияет на небе солнце красное, любуются им тучки синие. | Взаимопроверка. Обучающиеся меняются тетрадями с соседями по парте. Устно проговоривают получившиеся предложения. Совместное оценивание работы. |
| Работа в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группе.  Мы с вами разделимся на 2 группы. Каждая группа должна записать некоторые правила поведения таким образом, чтобы глаголы употреблялись с частицей НЕ. Например: «Правила поведения в школьной библиотеке». В школьной библиотеке не шуми, громко не разговаривай, не ругайся, не бросай книги. 1 группа записывает правила по теме «Поведение в школе». 2 группа записывает правила по теме «Поведение на дороге». | Прочтение слайда вслух хорошо читающим обучающимся. После прочтения правил обеими группами 1 группа повторяет правила озвученные 2 группой, а 2 группа повторяет правила озвученные 1 группой. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. Цель: осмысление полученных знаний. Умение дать оценку учебной деятельности | Какая тема урока была? Какую цель ставили? Достигли цели? Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:  Я | знаю запомнил смог | Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики  Выставление отметок. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, запомнили, смогли. Выполняют самооценку |
11. Домашнее задание | Откроем дневники и запишем домашнее задание: с.127 повторить правило, упр. 161 | |
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились |